Артемий (церковный деятель)

Артемий (? — начало 1570-х) — русский церковный деятель и публицист XVI в., приверженец нестяжателей, выступавший против иосифлян.

Содержание

Биография

Принял постриг на Вологодчине, «от рук» Корнилия Комельского. Ок. 1536 поселился в Порфирьевой пустыни на Белоозере, где вместе с Феодосием Косым, Игнатием и Вассианом выступил с учением, в котором осуждал церковное землевладение, привилегии духовенства, порицал церковную обрядность. Проповедовал нравственное самоусовершенствование, поощрял тягу к знаниям, терпимость к еретикам. При этом, ересь Артемия имела мягкий характер, в церковных догматах он нисколько не расходился с устоявшимися взглядами. Находясь в пустыне, переписал с разных списков «Постнические словеса» свт. Василия Великого.

В 1551 назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, который через полгода самовольно покинул из-за разногласий с иосифлянами и ушёл в Порфирьеву пустынь. Князь А. М. Курбский пишет, что Артемий ушёл из-за «многаго ради мятежу и любостяжательных… мнихов»[1].

В 1553 вызван в Москву как свидетель на церковный собор по делу Матвея Башкина. В 1554 отлучен от церкви как еретик и сослан в Соловецкий монастырь под наблюдение игумена Филиппа (Колычева), будущего московского митрополита, откуда в тот же год сбежал в Великое княжество Литовское. Сначала жил в Витебске, затем в Слуцке при дворе князя Юрия Юрьевича Олельковича, где учил богословию в школе. Выступал против католичества и лютеранства, занимался переводом религиозных книг на церковнославянский язык.

Артемию принадлежит 14 посланий, написанных белорусским полууставом. В посланиях Ивану Грозному он выступает за расширение письменности среди русского народа, советует царю обращать больше внимания на развитие науки и образования. Из 14 посланий 9 направлены против реформационного движения в Великом княжестве Литовском.

Артемий был знаком с известным просветителем того времени Симоном Будным, жившим тогда же в Слуцке, вёл с ним активную полемику. Захария Копыстынский в «Палинодии» (1621—1622) назвал «преподобного Артемия инока» первым среди русских церковных учителей, «который, споспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвернул, и през него Бог справил, же ся весь народ русский в Литве в ереси тыи не перевернул»[2].

Примечания

  1. РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335
  2. РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 913

Литература

  • Послания старца Артемия, XVI век. — В кн.: Памятники полемической литературы в западной Руси. Кн. 1. СПБ., 1878.
  • Занков П. М. Старец Артемий, писатель XVI в. // ЖМНП. 1887. № 11.
  • Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI в.).— Одесса, 1906.
  • РИБ. Т. 31. Ч. 1. Стб. 335.
  • РИБ. Т. 4. Ч. 1. Стб. 913
  • Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии (до 1917 г.). — Мн., 1973.
  • Подокшин С. А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (Вторая половина XVI-начало XVII в.). — Мн., 1970.
  • Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. — М., 1948.
  • Dmitriev M. V. Dissidents russes II: Matvej Ba kin, le starec Artemij. Baden-Baden, 1999.

Ссылки

  • Артемий // Православная энциклопедия
  • Лурье В. М. Русское православие между Киевом и Москвой. Главы из книги: Период самопровозглашенной автокефалии Московской церкви (1441—1589)
  • Зайцев Д. Старец Артемий в России и Беларуси (эволюция культурологических и религиозно-философских воззрений)

Артемий (церковный деятель).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29