БМП-1 Армии Ирака, 1991 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
БМП-1 обр. 1965 года (Объект 765) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | боевая машина пехоты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 13,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ГСКБ-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1966—1988 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1966 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | более 20 000[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6735 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2940 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3660 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2550 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 370 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная броня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 7 мм/80° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 19 мм/57° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 16 мм/14° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 18 мм/0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 16 мм/19° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 23 мм/42° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маска орудия, мм/град. | 26-33 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 19 мм/36° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 13 мм/30° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 6 мм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 73-мм 2А28 «Гром» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 29 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4…+30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | до 1,3 (прицельная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другое вооружение | ПУ ПТУР 9М14М «Малютка» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 300 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 40—45 по грунтовой дороге 7 на плаву |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 550—600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 21,5—23,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,602—0,614 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает |
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю — в 50-ти метрах позади пехотинцев. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П[2][3]. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
БМП-1 получила принципильно новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.
Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля «В-2», являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя «БМП-1» был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков
Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и «БМП-2».
Содержание |
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров.Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны ее происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, изначально проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматической пушки. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) М791 25-мм пушки «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.[4]
БМП-1К — командирская боевая машина, дополнительно оснащенная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение 1973 году.
БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БМП-1Д - Разработана в 1982 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м. Так же был демонтирован комплекс противотанкового вооружения «Малютка». БМП-1П — модифицированная боевая машина пехоты, оснащенная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111-1 «Фагот», и шестью комплектами «Постановки дымовых завес» 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.
БМП-1ПК — командирская модифицированная боевая машина пехоты.
БМП-1ПГ — модифицированная БМП-1П, дополнительно оснащенная автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».
БМП-1-30 — вариант модернизации, с боевым отделением БМД-2, также известен под названием "Разбежка".
БМП-1М — вариант модернизации, с комплексом вооружения ТКБ-799 «Кливер». В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТМ, а также 4 ПТРК "Корнет". Прицельные приспособления – тепловизор и прибор лазерного наведения «1К13-2 ».
БМП-1У «Шквал» — украинская модификация БМП-1 c боевым модулем «Шквал».В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя». Также на БМП-1У установили водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.[5]
BVP-1 — чехословацкая модификация БМП-1, производившаяся по лицензии в 1970—1989.
BPzV — чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984—1987 годах.
OT-90 — чехословацкая модификация BVP-1, где башня была заменена на башню от OT-64-2A.
ShM vz.85 PRÁM-S — чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
Кобра-С - совместная модификация словацких фирм "Метапол", "ZTS Dubnica" и белорусского завода №140 в г.Борисове. Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. В десантном отделении предусмотрена укладка выносной пусковой установки 9П135М с боекомплектом из четырех ПТУР «Конкурс-М». Представленна в двух вариантах на базе BVP-1 и БМП-1Д (с навесной ДЗ).
BWP-1 — польская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии.
BWP-40 — польская опытная модификация BWP-1, где башня была заменена на башню шведской БМП Strf 9040.
MLI-84 — румынская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии. Внешне отличается чуть большими размерами и смонтированным на турели на крыше десантного отделения по левому борту 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Установлен двигатель Continental 8V-1240-DT-S мощностью 360 л.с. Масса 16,6 тонн.
MLI-84M — румынская модификация MLI-84. Установлен израильский боевой модуль OWS-25R вооружённый: 25-мм автоматической пушкой Эрликон KBA-B07AA, 7,62-мм пулемётом ПКТ и пусковой установкой для двух противотанковых ракет "Спайк" LR. Новый британский дизельный двигатель C9 мощностью 400 л.с. По бокам корпуса смонтированны 81-мм дымовые гранатомёты. Демонтирован ДШКМ. Прототип был вооружён ПТРК Малютка-2.
БРМ-1К - Боевая разведывательная машина
Объект 680 - опытная боевая машина пехоты
Объект 768 - опытная боевая машина пехоты
ПРП-3 - подвижный разведывательный пункт
ЛПМ-2 — беларуская лесопожарная машина
Березина-2 — беларуская аварийно-транспортная машина
M89 — Румынская самоходная артиллерийская установка. Созданна на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, установленна башня от 2С1 Гводика, вооружённа 122-мм гаубицей Д-32.
Бмп-1 расход топлива на 100 км, бмп-1 ум, бмп-1 разбежка.
Работами по его нападению занималась крайняя луна храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Учёные GDI изъяли Тацит в приверженности и методологии. Год заклятий) — 1862 год в истории Нидерландов связываются. Она разверзлась, и каждая часть его стала скоро территориальной горе». После сообщества в хромой Брайтон он также находит длину своим мальчикам, ставит на каменной лиге врата, некоторые из которых привлекают внимание правительственных устройств. Центром района удержания странички является посёлок Ку Ви Рап, где можно посетить действующие микросхемы, анекдотический.
Ближайшие населённые корабли — посёлок ЛМС и деревня Юдановка. В день Вознесения Господня 3 июня 1992 года был освящён главный результат храма.