Публикации

Эван открывает свой особый атлас, и Колдун вербует деятеля в водяные крестьяне и нарекает его успехом «Август Раш».

Библейские пророчества 2016, библейские пророчества уже начались с сирии, библейские пророчества нло скрытая правда

    Портал Библия

ХристианствоИудаизм

п·о·р

Библейские пророчества — записанные в Библии предсказания каких-либо событий, данные от имени Бога, произнесённые особыми личностями, пророками, и предназначенные для других людей. Под «пророчеством» в Библии понимали не только предсказания будущего, но и в широком понимании этого слова любые изложения истины, переданные Богом людям через пророков[1] (обличения, наставления). Библия содержит также упоминания о предсказаниях будущего, исходящих от лжепророков. Ложные предсказания в Библии назывались ещё «прорицаниями» (в значении близком к гаданию) и обращение к прорицателям и гадателям строго запрещалось.

Пророчества касались конкретных народов, государств, городов, личностей и др. Даны были пророчества и о Мессии, который должен был прийти.

C точки зрения ряда христиан и иудеев, все библейские пророчества либо исполнились, либо исполнятся в будущем, что по их мнению, доказывает непогрешимость и богодухновенность Библии. C точки зрения мусульман, ряд пророчеств Библии возвещали о приходе ислама. С точки зрения скептиков, библейские пророчества либо не исполнились, либо изначально были сформулированы в двусмысленной форме, не дающей возможности судить об их исполнении или неисполнении. Впрочем, очевидно, что даже точное исполнение пророчеств с точки зрения скептиков может быть лишь примером предвидения исторических событий или просто совпадением.

Содержание

Классификация пророчеств

Предсказательные и непредсказательные пророчества

Хотя основное использование понятия "пророчество" как в еврейском так и в греческом языке связано именно с предсказанием будущего, не все пророчества являются предсказательными. Часть из них являются просто боговдохновенными высказываниями на события современности или прошлого или же вдохновенным прославлением.

Условные и безусловные пророчества

Условными пророчествами называют те, исполнение которых зависит от исполнения определенных условий. Большинство пророчеств Библии являются безусловными.

Символические и несимволические пророчества

Часть пророчеств излагают предсказание в символах, но основная часть являются прямыми предсказаниями, не требующими расшифровки.

Тематика пророчеств

Мессианские пророчества - пророчества Ветхого Завета (Танаха) о Мессии. В иудейской традиции к мессианским пророчествам относят те, которые говорят о Мессии, как о правящем царе Израиля. В христианской традиции к мессианским относят пророчества Ветхого Завета главным образом о первом приходе Христа, которые в иудейской традиции не относят к мессианским.

Эсхатологические пророчества - пророчества Ветхого и Нового Завета о "событиях последних дней", событиях о начале Последнего Суда, втором пришествии Христа, приходе Антихриста, Армагеддоне и связанными с этим событиями.

Тема пророчеств в Библии

Способы получения и передачи пророческой вести

В Библии описаны несколько способов передачи пророческой вести пророку или непосредственно людям. Среди них богословы выделяют такие основные формы передачи вести:

  • передача вести во время непосредственного общения человека с Богом в видимом образе, во время так называемого богоявления (теофании);
  • «голос с неба», (ивр. בּת קול‎ — Бат Коль, букв. отзвук, отголосок) — передача вести от Бога только в голосовой форме;
  • откровение посредством видения;
  • откровение через особое сновидение;
  • передача вести через ангела;
  • особое воздействие Духа Святого на разум человека.

В свою очередь пророк передавал эту весть другим людям в устной или записанной форме.

Получение и передача пророческой вести в Библии никак не связывалась с каким-то особым экстатическим состоянием пророков. Пророки получали эту весть, будучи в сознательном состоянии (если это не пророчество через сновидение) и в обычном эмоциональном состоянии (хотя сам факт получения откровения оказывал на них эмоциональное воздействие). Это отличало библейские пророков от языческих и оккультных предсказателей, которые входили в особое экстатическое состояние и при этом сами не понимали то, что они говорят во время этого транса.

Подобное поведение ложных пророков упоминается в Библии. Поведение пророков Ваала характеризуется как «беснование», они громко кричат, призывая Ваала и колят себя ножами и копьями:

26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.

27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! 28 И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. 29 Прошел полдень, а они все ещё бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.

(3Цар.18:26-29)

На подобное отличие указывали и богословы ещё в раннем христианстве. В частности, об этом писал Иоанн Златоуст:

«Отсюда мы познаем и нечто другое, именно то, что пророки не были подобны (языческим) прорицателям. У тех, когда бес овладевал их душою, то ослеплял ум и помрачал мысли, и они произносили все так, что их ум нисколько не понимал произносимого, точно какая-нибудь без­душная флейта издавала звуки. Это подтвердил и один из философов в следующих словах: „прорицатели и гадатели, хотя говорят много, но нисколько не понимают того, что гово­рят“ (Платон в Апологии Сократа и в разговоре: Менон). Но Дух Святый действует не так, а напротив, Он оставляет сердцу разумение изрекаемого.»[2]

«гадателю свойственно быть в исступлении, увлекаться, неистовствовать как бесноватому; а пророк не таков: он говорит все с трезвою душою и здоровым рассудком, зная или ясно понимая, что он говорит; так различай пророка и гадателя ещё прежде, нежели исполнится предсказываемое ими.»[3]

С точки зрения представителей «высшей библейской критики» в библиологии, никакого откровения от Бога не было, а пророки были или жертвой самообмана, пребывая в состоянии воодушевления, или же сознательно использовали имя Божье в свои целях, выдавая свои мысли и идеи за откровения от Бога.

С точки зрения ортодоксального богословия, доказательством реальности откровения является как само пророчество, которое через некоторое время сбывается в полной точности с предсказаниями пророков, так и сама жизнь пророков, которые своей смертью и страданиями доказывали отсутствие корыстных намерений в своей деятельности.

Представители либерального богословия часто придерживаются точки зрения концепций «высшей библейской критики» или же разделяя скептическое отношение ко всему сверхъестественному (пророчествам и чудесам), могут не упоминать пророчества Библии в своих произведениях, или же не используют их в качестве тем для проповедей, сосредотачивая свое внимание на этической или социальной стороне религии.

Частота и распространенность пророческих откровений

В Библии пророчество рассматривается как особое откровение Бога человеку. В самом начале Библии, в книге Бытие, говорится о непосредственном общении Бога с человеком. В 3 главе книги Бытие описаны обстоятельства грехопадения человека и его последствия. Адам и Ева начали скрываться от Бога, когда после грехопадения услышали Его голос в райском саду (Быт. 3:7-10). Чувства страха и стыда стали серьёзным препятствием для общения Бога с человеком, и после этого Бог лично открывался только небольшому количеству людей, которые должны были потом стать вестниками для других людей. Когда в некоторых случаях Бог особо проявлял Своё присутствие, это приводило многих людей в трепет и они стремились избежать этого общения. Например, когда Бог провозгласил Своим голосом Десять заповедей на Синае, то они в страхе обратились к Моисею с просьбой быть их посредником в общении с Богом:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

(Исх.20:18-20)

Моисей рассматривается многими как первый пример пророка в его традиционном понимании. Но впервые пророком был назван Авраам, с которым Бог тоже говорил явно, «лицем к лицу». Моисей не претендовал на то, чтобы быть единственным посредником между Богом и людьми. Когда Моисею донесли, что другие тоже начали пророчествовать в стане Израиля, то Иисус Навин попросил Моисея запретить это. На что Моисей ответил:

29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
(Чис.11:29)

Подобную оценку дару пророчества даёт и апостол Павел:

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.


(1Кор.14:1)
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

(1Кор.14:29-31)

Многими современными христианскими богословами слово «пророчество» в новозаветних книгах рассматривается как синоним «проповеди». Но в этих словах апостола Павла другие богословы видят связь пророчества с откровением свыше, а не с плодом собственных размышлений и со знаниями, которыми человек уже обладает. Пророчество в этом случае рассматривается как новые знания, полученные от непосредственного влияния Духа Святого, а не старые знания, являющиеся плодом познания[4]. Часть христианских богословов считает, что в послеапостольское время пророчество уже не будет проявляться в церкви, другие же, наоборот, считают что дар пророчества всегда будет проявляться в церкви, обладающей истиной и ведомой Духом Святым.

Пророческие периоды

Большая часть пророчеств Библии не связано с конкретными датами и периодами времени. Но часть пророчеств содержит упоминания временных периодов. Большая часть из них указаны непосредственно в явной форме. Некоторые пророческие периоды были даны в откровении сначала в символической форме, а потом их при истолковании перевели во временной период, например, истолкования Иосифа снов фараона о 7 годах изобилия и 7 годах голода (Быт.41:1-36).

Пророческие периоды в Библии
Период Тема Упоминание
в Библии
Время исполнения в богословии
Иудаизм Претеризм Историцизм (англ.)русск. Футуризм (англ.)русск. Идеализм (англ.)русск.
3,5 года Засуха в Израиле 3Цар.17:1, Иак.5:17
70 лет Вавилонский плен Иер.25:11,12
Время, времена и полувремени
(3,5 года)
Малый рог Дан.7:25
2300 вечеров и утр "Опустошительное нечестие" Дан.8:9-14
Семьдесят седьмин (англ.)русск. Время для Израиля Дан.9:24-27
* 69 седьмин --//-- Дан.9:25,26 457 до н.э.-27 н.э.
* последняя седьмина --//-- Дан.9:27 27-34 в будущем
Время, времена и полувремени
(3,5 года)
"низложение силы народа святого" Дан.12:7
1290 дней Мерзость запустения (англ.)русск. Дан.12:11
1335 дней Дан.12:12
5 месяцев Саранча Откр.9:5,10 в будущем
Год, месяц, день, час 4 ангела при Евфрате Откр.9:15 в будущем
42 месяца (3,5 года) Время язычников Откр.11:2 в будущем
1260 дней (~3,5 года) Проповедь 2 свидетелей (англ.)русск. Откр.11:3-6 в будущем
3,5 дня Смерть 2 свидетелей (англ.)русск. Откр.11:7-11 в будущем
1260 дней (~3,5 года) Жена в пустыни Откр.12:6 в будущем
Время, времена и полувремени
(3,5 года)
Жена в пустыни Откр.12:14 в будущем
42 месяца (3,5 года) Зверь, вышедший из моря Откр.13:5 в будущем
1000 лет Тысячелетнее царство Откр.20:1-7 сейчас в будущем в будущем

Пророческие периоды, указанные через символы

Через пророческие символы были указано несколько периодов:

  • 7 лет изобилия и 7 лет голода (сны фараона, Быт.41:1-36)
  • 390 и 40 лет наказания Израиля и Иуды (лежание Иезекииля на боку, Иез.4:1-17, принцип "день за год" )
  • 7 времен над царем Навуходоносором (сон Навуходоносора, Дан.4:1-34)

По мнению части христианских богословов, книга Откровение содержит указания на пророческие периоды в истории христианства, но данные в символической форме. Чаще всего этот подход применяется к посланиям к семи церквям (Отк. 2,3 гл.). Послания семи церквям отождествляются в этом подходе с характеристикой семи эпох в истории христианства. В некоторых случаях этот подход распространяют и на такие темы Апокалипсиса как четыре всадника Апокалипсиса, снятия семи печатей (англ.)русск. (Отк. 5:1-6:17, 8:1) и на тему семи труб (англ.)русск. (Отк. 8:2-9:21, 11:15-19).

Реакция людей на пророчества и отношение к пророкам

Утверждения пророков о наличии особых откровений от Бога ставились под сомнения многими людьми, даже теми, кто их хорошо знал.

Характерным примером являются слова Аарона и пророчицы Мариам, сестры Моисея: «и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис.12:2) Сразу же описана реакция со стороны Бога:

5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба.

6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: 8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

(Чис.12:6-9)

Но в большинстве случаев сомнения в богоизбранности не подтверждались особыми откровениями и чудесами. Много пророков было убито их современниками, об этом говорят как сохранившиеся предания времен Ветхого Завета, так и слова Нового Завета:

Кого из пророков не гнали отцы ваши?
(Деян.7:52)

Иисус Христос представляет пророков, как посланных Им (до воплощения) и говорит об убийствах и гонениях на пророков:

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

(Матфея.23:34-38)

Пророки могли высказывать сомнения в том, что их весть будет принята людьми. Моисей в ответ на призвание высказал сомнение:

1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?
(Исх.4:1,2)

Моисею в ответ Бог обещал подтвердить чудесами тот факт, что с ним был Бог.

Пророку Иеремии при призвании было сказано Богом:

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих - пророков, посылал всякий день с раннего утра;

26 но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих. 27 И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят.

(Иер.7:25-28)

Все те обличения и предостережения, которые были переданы Богом через Иеремию, действительно не были выслушаны, Иеремия был брошен в заточение из которого вышел только после взятия Иерусалима, которое и было предсказано через него (Иеремия, 34 глава).

Поскольку пророческая деятельность многих пророков сопровождалась чудесами, люди иногда просили и других пророков подтвердить чудесами свое призвание. На подобные ожидания указал апостол Павел: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;" (1Кор.1:22). Но в то же время, чудеса совершенные Иисусом Христом и апостолом Павлом не убедили большинство иудеев в том, что через них действовал Бог. Иисус в своем заключении притчи о богаче и Лазаре сказал устами Авраама: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Лук.16:31) В христианском богословии эти слова сопоставляются с воскресением Иисусом Лазаря (От Иоанна 11 глава), результатом которого было не уверование иудеев, а заговор против Иисуса, с целью убить Его.

Попытки не допустить исполнения пророчества

В Библии описано несколько случаев, когда люди пытались не допустить исполнения пророчеств.

Царь Саул, который вначале пророчествовал, потом сознательно не исполнил прямое повеление Господа. И за это он был отвергнут Богом, как царь Израиля (1 Цар. 15). Понимая это, Саул противился явно выраженной воле Божье и преследовал Давида, который вместо него был помазан пророком Самуилом на царя Израиля. Не получая ответа от Бога, он нарушил еще волю Божью тем, что обратился к волшебнице, хотя это было запрещено Законом Моисея. В итоге он бесславно погиб в сражении с филистимлянами, а Давид стал царем.

Хотя Ревекке было предсказано, что «больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23), ее муж Исаак, пренебрегая пророчеством пытался дать благословение Исаву (Быт. 27), а не Иакову, как было предсказано. Но благословение всё же получил Иаков, вопреки воле самого Исаака.

Израильтяне безуспешно пытались завоевать Ханаан, после того, как Господь объявил, что они не увидят «земли обетованной», потому что поверили большинству соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис. 14).

Когда Ахав проигнорировал пророчество пророка Михея, что он погибнет в бою, он все же не избежал гибели и погиб от «случайно» пущенной стрелы (3 Цар. 22:1-40).

Датировка пророчеств

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих.

Деление на ранних и поздних пророков — послеталмудическое; законоучители Талмуда называли ранними пророков, действовавших до разрушения Первого храма (Сота 9:12; Та‘ан. 4:2 и др.), а поздними — пророков, живших после возвращения из пленения вавилонского (Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б)[5].

Последовательность книг великих пророков в Библии соответствует хронологической последовательности событий. Пророк Исаия был самим ранним из великих пророков, а Даниил - самым поздним. Исаия пророчествовал во время гегемонии Ассирии, Иеремия - в Иудее накануне разрушения Иерусалима и вавилонского плена. Иезекииль - на территории Вавилонской империи во время вавилонского плена в среде уведенных в плен евреев. Даниил - в самом Вавилоне во время вавилонского плена вплоть до его окончания.

Книги малых пророков в еврейской Библии представляли собой одну книгу. Они объединяли в одно целое произведения пророков, которые жили в различные эпохи. Расположение книг малых пророков приблизительно совпадает с хронологической последовательностью жизни авторов этих книг (больше всего разногласий относительно датировки книг пророков Иоиля и Авдия). Часть книг малых пророков содержат указания на время деятельности пророка. Пророк Иона упоминается в Четвертой книге Царств (4 Цар. 14:25), Аггей и Захария - в книге Ездры (Ездр.5:1, Ездр.6:14). Относительно книг Иоиля и Авдия существует несколько вариантов датировки времени написания книг. Приблизительное время написания книг пророков Наума, Аввакума и Малахии установлено по содержанию книг.

Пророки в Библии

В Библии пророки рассматривались как посредники в передачи Божьей вести людям. Это были не люди, обладающие сверхъестественными способностями, а простые люди разного происхождения, которые были избраны Богом для пророческого служения. В ветхозаветнее время священство у евреев передавалось по наследству, а к пророческому служению люди призывались Богом индивидуально.

Во время их служения еврейский народ пребывал в духовном упадке, пренебрежение к Закону Моисея стало повсеместным и языческие суеверия и их образ жизни легко усваивались. Поэтому главной задачей пророков было возвращение еврейского народа к их Богу, выведшего их из Египта и к Его Закону. Пророки строго обличали согрешающих, независимо от их положения в обществе (простых людей, священников, царей). Обличения и предупреждения обращены также и к соседним народам. С обличающими и предупреждающими изречениями пророков тесно связаны и их предсказания о будущем Израиля и окружающих государств и народов.

По происхождению пророки были из самых различных слоев общества, согласно высказываниям Библии, Господь выбирал пророков не по их социальному происхождению, но по их духовным качествам. Из простого сословия были, например, пророки Осия и Амос, а из высшего общества - пророки Исаия, Софония и Даниил, священнического происхождения - пророки Иезекииль и Аввакум.

Ранние пророки

Впервые в Библии слово «пророк» потребляется к Аврааму (Быт. 20:7), хотя нигде не упоминается о том, что Авраам предсказывал будущее. Как и другие персонажи Библии, названные пророками, патриархи рассматривались как люди, через которых Бог передавал не только пророческие предсказания, но и слова назидания, обличения и утешения. К таким пророкам относят патриархов Пятикнижия (Торы), таких как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, а также Моисей и его брат Аарон. В христианстве к пророкам относят и Еноха, пророчество которого упоминается в Новом Завете (Послание Иуды:14,15).

К числу ранних пророков исторических книг (в иудейской традиции — Ранние пророки) Библии относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

Поздние пророки

Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.

Традиционно по объёму наследия (объём книги) библейских пророков делят на две части:

Пророчества в книгах Библии

Книги Библии содержат пророчества как в книгах, которых принято называть «пророческими», так и в других книгах Библии. К пророческим книгам Библии относят книгу Откровение и часть книг Ветхого Завета.

Пятикнижие Моисея

Большая часть книг Пятикнижия Моисея описывает историю жизни патриархов (книга Бытие) и историю еврейского народа от исхода из Египта до начала завоевания Ханаана (территория современного Израиля, палестинских территорий и части Иордании и Сирии). Пророчества в этих книгах связаны в основном с еврейским народом, а кроме этого содержат пророчества и о некоторых других народах.

Исторические книги Ветхого Завета

Исторические книги Ветхого Завета охватывают период от начала завоевания Ханаана до разрушения Иерусалима Навуходоносором. Последние главы Четвертой книги Царств и Второй книги Паралипоменон описывают события, которые являются историческим фоном для некоторых пророческих книг Ветхого Завета (книги Исаия, Иеремии, Иезекииля). Предыдущие главы содержат описание исторических событий и в том числе описание жизнедеятельности некоторых ранних пророков.

Поэтические и учительные книги Ветхого Завета

В этой части Ветхого Завета некоторые пророчества содержаться в книге Псалтирь. Это в основном пророчества о Мессии, суде Божьем.

Пророческие книги Ветхого Завета

В христианской традиции к каноническим пророческим книгам Ветхого Завета относят книги так называемых «великих» и «малых» пророков, включая книгу Даниила и Плач Иеремии. В христианской Библии эти книги следуют после так называемых «учительных» и «поэтических» книг Библии. В иудейской традиции к разделу Библии «Пророки» («Небуим») относят большую часть исторических книг по христианской классификации (под названием Ранние пророки): книги Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Самуила (1 и 2 Царств), Царей (3 и 4 Царств) и не включают книги Даниила и Плач Иеремии.

Православные Библии содержат среди пророческих книг следующие неканонические тексты: книгу Послание Иеремии, книгу Варуха, 7 неканонических добавлений к книге Исаии, 5 добавлений к книге Иеремии, 3 добавления к книге Иезекииля и 7 добавлений к книге Даниила.[7] У католиков книга Варуха считается девтероканонической.

В Библии эти книги размещены в следующем порядке (знаком * отмечены неканонические книги):

Книга пророка Исаии

В религиозной традиции автором всей книги считается пророк Исаия, сын Амоса. Светские библеисты считают, что книга написана как минимум тремя разными людьми. Причиной этого является то, что книга состоит из трех частей, причем вторая часть (главы 40-55) содержат пророчества, которые исполнились после смерти пророка Исаии. По их мнению, вторая часть книги (так называемый Второ-Исаия) написана во время непосредственного исполнения этих пророчеств. Подобное мнение разделяют и либеральные христианские богословы и библеисты, в то время как в консервативном христианстве преобладает традиционная точка зрения.

Книга содержит пророчества о Мессии, Израиле, Вавилоне (который во время пророка Исаии не был сильным государством) и других окружающих Израиль народах, и о грядущем царстве Божьем.

Книга пророка Иеремии

Книга содержит пророчества, связанные с вавилонским пленом и разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма. Иеремия в своих речах обличал еврейский народ и его правителей за отступление от истинного Бога и предсказывал грядущие бедствия от вавилонского завоевания как наказание за грехи Израиля. Иеремия призывал покориться власти Вавилона, что встречало ожесточенную реакцию со стороны правящей элиты. В то же время он говорил и о будущем окончании вавилонского плена и наказании Вавилона, по истечении семидесяти лет:

11 И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. 12 И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. (Иер.25:11-13)

Книги Нового Завета

Новый Завет имеет содержит только одну пророческую книги - Откровение Иоанна Богослова (или Апокалипсис). В то же время другие книги Нового Завета содержат предсказания о будущем или описания событий, которые в христианском богословии интерпретируются как исполнение пророчеств.

Евангелия

Четыре Евангелия содержат описания жизни Иисуса Христа и событий, которые предшествуют Его Рождению и некоторые события после Его смерти и воскресения. Эти события во многих местах Евангелий связываются с пророчествами Ветхого Завета.

Книга Откровение Иоанна Богослова

Наиболее знаменитые пророчества

Из всего множества пророчеств Библии некоторые пророчества привлекли и привлекают больше всего внимания как богословов, так и представителей религиозных направлений и религиоведов, критиков и атеистов. Чаще всего выделяют такие пророчества:

  • Пророчества о последовательности смены мировых империй и их соперничества. Это пророчества нескольких глав книги Даниила: второй, седьмой, восьмой и одиннадцатой. Некоторые государства названы по имени, другие же только в символах. В 11 главе книги Даниила с 5 стиха говорится о противостоянии двух царей и эти пророчества часто связываются с пророчествами предыдущих глав книги Даниила.
  • Пророчества о гонениях и преследованиях за веру. В книге Даниила эти пророчества переплетаются с пророчествами о смене империй. В книге Откровения этой теме посвящено несколько глав. Особое место занимает 13 глава книги Откровения, говорящая о числе зверя (666).
  • Эсхатологические пророчества, в особенности пророчества о втором пришествии Иисуса Христа, Армагеддоне. Эти события в обыденном сознании многих людей ассоциировались с концом света.
  • Мессианские пророчества. В этих пророчествах отображены основные надежды верующих христиан и иудеев, связанные с приходом Мессии - Спасителя мира.

Основные темы пророчеств

Народы и государства в пророчествах

Пророчества об окружающих Израиль государствах и народах в книгах Библии

Народы и государства в пророчествах Библия
Книги
Библии
Египет Ассирия Вавилон Моав Аммон Едом Сирия
(Дамаск)
Филистим-
ляне
Тир Сидон Ефиопия Другие народы
Пятикнижие Моисея Чис.24:17 Быт.27:29,
39,40,
Чис.24:18
Псалтирь 67:32 59:10,
107:10
59:10,11
107:10,11
59:10,
107:10
44:13 67:32
Книга пророка Исаии 19 гл.,
20 гл.,
30:1-7
7:17-25,
8:4-8,10 гл.,
11:11,14:25,
19:23-25,
20 гл.,
30:31,31:8,
37:5-7,21-38,
38:6
13 гл.,
14 гл.,
21:1-10,
39:3-8,
43:14,
47 гл.,
48:14-20
11:14 11:14,
15 гл.,
16 гл.
11:14,
34:5,6,
63:1
7:1-9,
8:4,
9:12,
10:9,
17 гл.
9:12,
11:14,
14:29-31
23 гл. 23:4,12,
27:3,
47:4
18 гл.,
20 гл.,
43:3,
45:14,
46:9
13:17 (Мидяне),
21:1-10 (Елам и Мидия),
21:11-17 (Дума, Аравия,
Кидар, Фема, Дедан),
46:9 (Ливия и Лидия)
Книга пророка Иеремии 9:26,
43:8-13,
44:30,
46 гл.
20:4,
21:4-10,
25-29,32 гл.,
38:2,3,17-23,
42:7-12,
43:8-13,
50,51 гл.
9:26,
25:21,
27 гл.,
48 гл.
9:26,
25:21,
27 гл.,
49:1-6
9:26,
25:21,
27 гл.,
49:7-22
49:23-27 25:20,
47 гл.
25:22,
27 гл.,
47:4
25:22,
46:9 25:23,24 (Дедан,
Фема, Аравия),
25:25 (Елам, Мидия),
46:9 (Ливия и Лидия),
49:28-33 (Кидар),
49:34-39 (Елам),
51:11, 28 (Мидия)
Плач Иеремии 4:21
Книга пророка Иезекииля 29-32 гл. 23:9,23
22-26,
31 гл,
32:22
23:22-26 25:8-11 25:1-7,10
25:12-14,
32:29,
35 гл.,
36:5
16:27,57,
25:15-17
26 гл.,
27 гл.,
28:1-19,
29:18
28:20-23,
32:30
30:5-9,
38:5
30:5 (Ливия и Лидия),
32:24(Елам),
32:26 (Мешех и Тувал),
36:5,7 (соседи Израиля),
38 гл., 39:1-21
(Гог и Магог)
Книга пророка Даниила 11:43 2:37,38,
5 гл.,
7:4
11:41 11:41 11:41 11:43 5:28-31, 8:1-20 (Мидия,
Персия), 2:39, 10:13,20,
11:2 (Персия),
2:39, 8:1-22, 10:20,
11:2-4 (Греция),
11:43 (Ливийцы)
Книга пророка Осии 14:4
Книга пророка Иоиля 3:19 3:19 3:4-8 3:4-8 3:4-8
Книга пророка Амоса 2:2 1:13-15 1:6,9,11,
2:1, 9:12
1:3-5 1:6-8 1:9,10 9:7
Книга пророка Авдия 1 гл. 1:19
Книга пророка Ионы 1,3,4 главы
Книга пророка Михея 5:5,6 6:5
Книга пророка Наума 1-3 главы 3:9
Книга пророка Аввакума 3:7
Книга пророка Софонии 2:13 2:8-11 2:8-11 2:4-7 2:12,
3:10
Книга пророка Аггея
Книга пророка Захарии 10:11 9:1 9:4-7 9:2-4
Книга пророка Малахии 1:2-4
Книга Откровение 11:8 14:8,
16:19,
17 гл.,
18 гл.
20:7-9 (Гог и Магог)

В книге Откровение, по мнение христианских богословов, название народов имеет символическое значение и не связано с народами древности.

Пророчество об истукане (сон царя Навуходоносора)

Очень известный царь по имени Навуходоносор имел сон, в котором он увидел огромный истукан. И этот истукан показал историю мира от дней Навуходоносора до конца мира.

Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени, его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю.

— (Дан. 2:31-46)

Этот тысячелетний человек, созданный из разных металлов, показывает историю мира от времени Навуходоносора до конца.

  • Золотая голова символизирует Вавилонскую империю, которая правила с 605—539 г. до н. э. (Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство). (Дан. 2:38))
  • Серебряная грудь символизирует Мидо-Персидскую империю, которая правила с 539 по 331 г. до н. э. (Разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам (Дан. 5:28))
  • Медные бёдра символизируют Греческую империю, которая правила с 331 по 168 г. до н. э.
  • Греческий царь Александр Великий почти завоевал весь мир и над ним сбылось пророчество Библии: «Третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею». (Дан. 2:39)
  • Железные голени символизируют Римскую империю, которая правила с 168 года н. э. по 476 г. н. э. Не зря Римскую империю ещё называют железной империей, так как с помощью железных мечей она завоевала практически весь мир.

Ноги же истукана, частью железные, частью глиняные символизируют разделённое царство, которое объединено, но снова оно никогда не воссоединится. Персты ног частью железные и частью глиняные символизируют разделённую Европу. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. (Дан. 2:42)

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось, а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

— (Дан. 2:34)

Камнем, описываемым в этом пророчестве, который без содействия рук ударил в железно-глиняные ноги истукана и разбил их, является Иисус, а правильнее Второе пришествие Христа, когда Господь сокрушит все царства мира и воздвигнет Своё царство, которое будет стоять вечно.

Падение Вавилона

Стены Вавилона

Древний Вавилон являлся «политическим, религиозным и культурным центром Древнего Востока». Текст из Книги пророка Исаии может толковаться как пророчество о падении Вавилона.

В нём указывается, что завоевателя будут звать Кир, что воды, защищавшие город, высохнут, и что городские ворота будут открыты (Ис.44:27—45:3). Согласно традиционной версии, пророчество было записано приблизительно в 732 году до н. э. и исполнилось спустя 200 лет, в 539 году до н. э., во всех подробностях[источник не указан 992 дня]. Детали этого события близки к рассказу древнегреческого историка V века до н. э. Геродота.

Вместе с тем, с точки зрения современной науки, пророк Исаия является автором только 39 первых глав Книги Исаии, а остальные главы написаны неизвестными авторами[1]. «В настоящее время мало кто сомневается в том, что главы 40-55 книги Йешайаху не могли быть созданы пророком Йешайаху, сыном Амоца, — создателем их был другой пророк, который жил и действовал почти на два века позднее…»[11]. Тем не менее, некоторые библеисты XX века придерживались традиционной версии, согласно которой Книгу пророка Исаии написал один человек[12].

Пророк Исаия высказал ещё одно пророчество о Вавилоне: «В нём уже никогда никто не поселится»  (Ис.13:19,20). После завоевания персами Вавилон продолжал существовать вплоть до разрушения его парфянами в IV веке н. э. В настоящее время там, где когда-то находился Вавилон, остались лишь развалины. Саддам Хуссейн начал работы по отстройке города[13], которым помешала война.

Отстроенные руины Вавилона

Аналогичные планы имеют и современные власти Ирака.

Разрушение Тира

В Книге Иезекииля говорится о разрушении Тира: «И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря... Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского»  (Иез.26:4;7).

Некоторые библеисты указывают на разрушение материковой части города, так называемого Старого Тира, как на начало исполнения пророчества Иезекииля. Это совершил царь Навуходоносор во время своего похода на Финикию, вскоре после разрушения Иерусалима. Например, указывая на особую структуру 26 главы Иезекииля, Пол Фергюсон видит полное соответствие пророчества событиям, засвидетельствованным светскими источниками.[14] Согласно Исаии 23:15-18, после осады Навуходоносором Тир должен был снова на некоторое время обрести прежнее торговое значение.

В пророчестве говорится о полном уничтожении Тира. Тир, как и почти каждый древний город, неоднократно захватывался во времена войн и подвергался разграблению, но затем восстанавливался (см. [2], английская статья о Тире). В книге Деяния упоминается, что апостол Павел останавливался в Тире по пути в Иерусалим.(Деяния 21:3, 4)

Также в качестве аргументации приводится факт взятия города мамелюками в 1291 году, согласно записям арабского историка Абулфиела, датированных 1321 годом [источник не указан 992 дня]. По мнению известного протестантского проповедника Джоша Макдауэлла, имевшее при этом место разрушение города свидетельствует об исполнении пророчества[16][17].

Заявление Макдауэлла опровергают хорошо сохранившиеся руины Тира.

Руины античного Тира

Также указывают, что во время осады Тира Александром Македонским была построена дамба, соединяющая берег и остров, для строительства которой были использованы грунт, деревья и элементы строений старого материкового города, чем было исполнено следующее пророчество: «И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (Иез.26:12).[источник не указан 992 дня]

По утверждению Джоша Макдауэлла, на месте старого материкового города расположена рыбацкая деревня, в чём исполнились слова пророчества «И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог» (Иез.26:14). Вместе с тем, большая часть острова занята современным городом, который распространился и на материковую часть. Небольшую незаселенную южную часть острова занимают развалины древнего Тира (см. английская статья о Тире).

В настоящее время Тир (арабское название — Сур) — четвёртый по величине город Ливана с населением более 100 тысяч жителей.

Набережная Тира, 2009 год

Египет

Согласно пророчеству Исаии о Египте, «И истощатся воды в море; и река иссякнет и высохнет. И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут»  (Ис.19:6-7). Но история не знает случаев высыхания реки Нил и всех описываемых бедствий (см. История Египта).

«В тот день пять городов в земле Египетских будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовётся городом солнца. В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов её»  (Ис.19:18-19). В истории Египта не было случаев его завоевания хананейцами или принятия египтянами иудаизма (см. История Египта), хотя принятие Египтом ислама и христианства может быть трактовано как исполнение пророчества. Интересно и то, что Египет был единственной страной, где в античную эпоху существовал храм Бога Израиля. Первый подобный храм был, по всей видимости, построен в VI в. до н. э. в Элефантине, после разрушения иерусалимского Храма, и разрущен в 410 г. до н. э. В середине II в. до н. э. Ония из рода иерусалимских первосвященников то ли из-за осквернения Храма Антиохом Епифаном, то ли из-за конфликта с Хасмонеями построил новый храм Бога Израиля в Египте, в Леонтополисе, прямо ссылаясь на свои действия как на исполнение пророчества Исаии. Храм в Леонтополисе был разрушен императором Веспасианом в 73 г. н. э. Еврейская традиция считает жертвоприношения в обоих храмах нелегитимными. Интересно и то, что бл. Иероним считал слова пророка Даниила «и мятежные из сынов народа твоего поднимутся, чтобы исполнить видение, и падут» (Дан 11, 15) предсказанием о построении храма в Леонтополисе и его будущем разрушении.

По мнению некоторых верующих, Книга пророка Исаии говорит не только о прошедших временах, но и о будущих (по отношению к настоящему времени), а описываемые события ещё могут произойти в будущем.


Дамаск

Согласно пророчеству Исаии, «Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин» (Ис.17:1). По мнению богословов, пророчество было сделано в VIII веке до н. э. и исполнилось во время захвата города Тиглатпаласаром III в 732 г. до Р.Х.[18] Позже город был восстановлен из руин и по происшествию около 100 лет снова упоминается в другом пророчестве (Иеремия 49:23).


Израиль и еврейский народ в пророчествах

Завоевание Иудеи и разрушение Иерусалима

Первое пророчество о разрушении Иерусалима принадлежит пророку Михею, живщему во второй половине VIII в. до н. э. Михей обращается к иудейской знати с такими словами:

Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего (Храмовая гора) будет лесистым холмом. (Мих 3:9-12)

Пророчество исполнилось в 586 г. до н. э., когда Иерусалим был взят вавилонянами и, второй раз, в 70 г. н. э., когда город был разрушен римлянами. Согласно еврейским комментариям, пророчество о том, что «Сион будет распахн как поле» исполнилось в 70 г., когда римляне в знак разрушения города распахали руины Иерусалима (подобное было сделано и после разрушения Карфагена).

Другое древнее предсказание о завоевании Иудеи принадлежит пророку Исаии; о нём говорится в книге Исаии (в её древней первой части) и в четвёртой книге царств:

И пришёл пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, — и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского. (Ис 39:3-7)

Пророчество исполнилось в 597 и 586 гг. до н. э., когда Иудея была завоевана вавилонянами, а знать и ремесленники уведены в вавилонский плен.

Пророчество Даниила о 70 седминах

К наиболее знаменитым пророчествам Библии относится содержащееся в книге Даниила пророчество о 70 седминах:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя". (Дан 9:24-27)

Существует целый ряд версий толкования этого пророчества. Очевидно, что точкой отсчета для 70 седмин должно быть «слово о восстановлении Иерусалима». По мнению многих историков, автор книги Даниила подразумевал под ним пророчество Иеремии о 70 годах плена, данное «в первый год Навуходоносора», то есть в 604 г. до н. э. Однако отсчет 7 или 69 седмин от этой даты не дает никаких значимых дат.

Большинство христианских комментаторов считает, что речь идет об одном из указов персидских царей о восстановлении Иерусалима. Таких указов было четыре: 538 г. до н. э. (Кир разрешает евреям вернуться в землю Израиля), 520 г. до н. э. (Дарий разрешает восстановить Храм), 457 г. до н. э. (Артаксеркс дает иудейской общине Иерусалима автономию и налоговые льготы), 445 г. до н. э. (Артакеркс посылает придворного Неемию в Иерусалим с письмом о выдаче строевого леса для восстановления города).

Существуют две основные версии отсчёта 70 седьмин. Согласно первой отсчет идёт от указа изданного в седьмой год царя Артаксеркса (457 г. до н. э.), согласно второй - от указа изданного в двадцатый год царя Артаксеркса (в 444 г. до н. э., разница в один год с общепринятой хронологией). Первая версия отталкивается от событий, описанных в Езд.7:6-28, вторая - от событий во второй главе книги Неемии (Неем. 2).

Русские христианские комментаторы А. П. Рождественский, Л. Тихомиров и Д. В. Щедровицкий отсчитывает 70 седмин от указа Артаксеркса, данного в 457 г. до н. э. 69 седмин истекают в 27 г. н. э., когда началась публичная проповедь Иисуса Христа. Утверждение о прекращении жертвы в «половине седмины» можно связать как с христианским мнением о том, что после искупительной смерти Христа жертвы стали не нужны, так и с сообщением Талмуда о том, что за 40 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. н. э.) Шхина покинула Храма: «За сорок лет до разрушения Храма произошло следующее: жребий козла на Йом Кипур перестал выпадать на правую сторону; красная шерстяная лента, раньше менявшая цвет на белый, перестала белеть; западный светильник стал гаснуть, а ворота храма открывались сами собой» (Йома 39б). Хотя историческая достоверность этого сообщения не подкреплена источниками I в. н. э. (так, Иосиф Флавий относит похожее знамение к 66 г. н. э.) их наличие в каноническом иудейском тексте интересно само по себе.

Д. Макдауэлл отсчитывает 70 седмин от указа, данного Неемии в 445 г. до н. э. и приходит к 33 г. н. э. В своих расчетах Макдауэлл использует т. н. «пророческий год», продолжительностью 360 дней. Такой подход кажется несколько искусственным; ещё более странно, что Макдауэлл датирует указ Артаксекса 444 г. до н. э., в то время как большинство источников относит его к 445 г, до н. э. [ЭЕЭ, Нехемия].

И. А. Бессонов предложил ещё одну возможную трактовку пророчества о 70 седминах [Бессонов 2011, 90-107]. Как известно, в еврейской традиции разрушение первого и второго Храмов рассматриваются как следствие наказания за грехи Израиля; считается, что эти события произошли в один день 9 ава. Следовательно, 70 седмин можно отсчитать от указа о восстановлении Иерусалима, данного императором Адрианом в 130 г.н. э. Отсчет 69 седмин приводит нас к 613 г.н. э., к которому большинство историков относит начало проповеди Мухаммада. Слова книги Даниила о том, что 70 седмин определены для того, чтобы «запечатаны были видение и пророк» можно сопоставить с именованием Мухаммада «печатью пророков». Пророчество о разрушении Иерусалима и прекращении жертвы во время последней седмины Бессонов связывает с разорением Иерусалима персами в 614 г. н. э.; слова о том, что Мессия будет «будет отторгнут и не будет» — с произошедшей тогда гибелью лидера иерусалимских евреев Неемии бен Хушиэля, претендовавшего на мессианский статус или с пленением иерусалимского патриарха Захарии и его высылкой в Ктесифон (наименование первосвященника «Мессией», то есть «Помазанником» является традиционным).

Освобождение евреев из Вавилонского плена

Пророк Иеремия предсказал, что вавилонское пленение евреев закончится через 70 лет: «тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (Иер.29:10). Иудея оказалась под властью Вавилона в 604 г. до н. э., во время похода Навуходоносора в Заречье [ЭЕЭ, Навуходоносор]. Конец вавилонской власти над иудеями приходится на осень 539 г до н. э., когда город был взят войсками Кира II. Таким образом, вавилонские цари господствовали над иудеями 65 лет. Можно заключить, срок названный Иеремией представляет собой округленное число реальных лет вавилонского господства. Небезынтересно и то, что 70 лет было времен отсутствия жертвоприношений в Храме — Храм, разрушенный вавилонянами в 586 г. до н. э. был восстановлен только в 516 г. до н.[ЭЕЭ, Храм]. Таким образом, семидесятилетний срок стал также временем отсутствия храмовых жертвприношенй. Именно так понимал пророчество Иеремии пророк Захария, современник тех событий (Зах 1, 12).

Возрождение Израиля

Первое предсказание об изгнании евреев из своей земли и их возвращении содержится в книге пророка Амоса:

Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет ещё жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой. (Ам 9:9-15)

Амос считается наиболее ранним из израильских пророков: книга пророка Амоса датируется VIII в. до н. э. [ЭЕЭ, Амос].По этой причине мы можем заключить, что в данном случае речь идет не о vaticanum post eventum (предсказании после события), а о точном предсказании будущих событий. Пророк Амос впервые употребил слово «галут», ставшее обозначением изгнания евреев из земли Израиля. Интересно, что данное пророчество явно относится не к вавилонскому плену, а к изгнанию, последовавшему после разрушения Храма римлянами, так как пророк говорит, что это изгнание — последнее. Конкретно-исторический фон пророчества Амоса представляли массовые депортации ассирийцами населения завоеванных стран, происходившие уже во времена его жизни.

В Библии содержатся предсказания, что евреи, изгнанные в Вавилон и другие страны, будут возвращены в свою землю, что часто[кто?] интерпретируется как пророчество о возрождении Израиля как суверенного государства в ХХ веке (см. История Израиля)

Соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их…
(Иер.23:3)
жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их, и будут жить на земле своей.
(Иер.23:8)
Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион?
(Ис.66:8)

Окончательное избавление Израиля от преследований и страданий

В Книге пророка Захарии Бог обещает евреям: «и не будет более приходить притеснитель; ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это» (Зах.9:8). Но евреи в истории неоднократно подвергались притеснениям (см. напр. холокост). Существует точка зрения, согласно которой страдания евреев связаны с непослушанием Богу и закончатся со вторым приходом Иисуса Христа, когда они примут его как ожидаемого Мессию.

Мессианские пророчества

Мессианские пророчества — это содержащиеся в Библии (в Ветхом Завете) предсказания о приходе Мессии. С точки зрения большинства христиан, пророчества исполнились в личности Иисуса из Назарета.

Мессианские пророчества находят в различных книгах Библии — от Бытия (Быт.3:15) до Книги Малахии (Мал.3:1) и Книги Даниила (Дан.9:25-26).

Христианские толкования

Родословная. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (3Цар.2:4). Согласно текстам Нового Завета (Лк.3:23-38), родословная Иисуса полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.

Время рождения. Стих Быт.49:10 даёт христианам основание утверждать, что Мессия придёт до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей.[19] В книге пророка Даниила (Дан.9:25) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 год до н. э. Неем.2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом, Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведённые расчеты[20] указывают на 30 марта (10 нисана) 33 года н. э. — дата торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.

Место рождения. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).

Рождение Девой. Вера в то, что Мессия должен родиться от Девы, основана на тексте Книги пророка Исаии (Ис.7:14).

Оценка в 30 сребреников, цена предательства Мессии. Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах.11:12-13). В Евангелии от Матфея говорится: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: „и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля.“»  (Мф.27:9). Пророк Иеремия упоминает только 7 сиклей серебра и 10 сребреников (Иер.32:9); возможно, в сумме они и составляли 30 сребреников. Но основное упоминание находится в Книге пророка Захарии (Зах.11:13).

Страдания за грехи людей. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исаии, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (21:17), предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Воскресение из мёртвых. Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исаии, которые описывают жизнь Мессии после казни.

Оправдывает людей от грехов. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).

Имя Мессии. В Книге пророка Иеремии говорится: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.»  (Ис.7:14). Но Ангел приказал Иосифу назвать Мессию вовсе не именем Еммануил: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их»  (Мф.1:20-21). В данном случае слово «нарекут» в пророчестве рассматривалось как предсказание о том, кем будет наречен Мессия во время своей жизни, а не о том, какое имя было дано ему при рождении. В данном случае богословами проводится аналогия с первым исполнением этого пророчества в книге пророка Исаии (Ис. 8:3). Было предсказано, что сын будет наречен именем Еммануил (Ис.7:14), но пророку Бог сказал назвать своего сына другим именем (Ис. 8:3). Само же имя Еммануил было упомянуто в следующих словах пророчества: «и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!» (Ис. 8:8). Подобным образом имя Еммануил в христианском богословии связывалось с тем, что суть имени Иисус подразумевает присутствие Бога с нами. Имя Еммануил также связывалось с богочеловеческой природой Христа и отзывами людей о присутствии Бога в деятельности Иисуса: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.» (Лук.7:16,17)

Второе пришествие Христа. Христос вернётся на землю во исполнение Своего обещания (например, Мф.16:27). После исполнения всех пророчеств о втором пришествии должен воцарится мир, которого ожидали религиозные иудеи и христиане.

Иудейские толкования

Ортодоксальный иудаизм не считает мессианские пророчества исполненными в личности Иисуса Христа. «Иудаизм не считает Иисуса Мессией потому, что он не исполнил библейских пророчеств, ожидавшихся от прихода Мессии. Самое главное пророчество, связанное с приходом Мессии в те дни, было: „И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать“ Ис.2:4. Другими словами, с приходом Мессии в мире должен воцариться мир. Если этого не свершилось, стало быть, Мессия ещё не пришёл»[21]. "Евреи не признали претензий Йешуа (Иисуса) на мессианство потому, что он не принёс миру мир, как обещал Йешаягу (Исаия): «И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн» (Ис.2:4) [22]

Эсхатологические пророчества

Апокалиптические бедствия

Второе пришествие Христа

В Евангелии от Матфея Иисус говорил о своём втором пришествии: «Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет»  (Мф.24:27-34).

Также в Евангелии от Матфея Иисус обещает апостолам: «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.»  (Мф.10:23). Есть мнение[источник не указан 134 дня], будто это означает, что второе пришествие должно было произойти при жизни современников Иисуса Христа. Иоанн Златоуст, живший в IV веке, утверждает, что здесь имеется в виду «Род ищущих Господа»  (23:6): «Здесь Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных… выражает и здесь, говоря, что всё это непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервётся ни от одного из вышеозначенных бедствий»[23].

Армагеддонская битва

Всеобщее воскресение из мёртвых

Последний суд

Пророчества о преследованиях за веру и богоотступничестве

Пророчество о звере и числе 666

Одним из наиболее известных и в то же время наиболее спорным является пророчество 13 главы книги Откровения о двух зверях — семиглавом звере с десятью рогами, выходящем из воды, и звере с двумя рогами, выходящим из земли. Это пророчество оканчивается упоминанием числа 666, названным «числом зверя».

Существуют определенные различия в мнениях относительно того, кого следует подразумевать под этими зверями. Наиболее распространенные версии:

  1. звери представляют собой сатану и Антихриста или же лжепророка;
  2. первый из них — Антихрист, второй — его помощник или ученик;
  3. звери представляют собой власть языческого Рима (в богословии претеризма);
  4. первый из них — папство, второй — власть, которая поддерживает его (один из вариант в историцизме);

В раннем христианстве преобладали версии о связи этого пророчества с другими пророчествами об Антихристе. Версия о папстве была разработана протестантами во время Реформации в рамках богословской школы историцизма. Позже эти пророчества были истолкованы католическими богословами (Франциско Ривера (англ.), (Мануэль Лакунза (англ.)) как относящимися к будущему, к более отдаленным временам. Это истолкование получило название футуризм и приобрело популярность не только в среде католиков, но и в среде современных протестантов.

Антихрист

Жена, облечённая в солнце

Жена́, облечённая в со́лнце (греч. γυνὴ περιβεβλημένη τὸν ἥλιον, лат. Mulier amicta sole, церк.-слав. Жена́ ѡблече́на въ со́лнце) — символический персонаж Откровения Иоанна Богослова (12:1-17). Образ Жены имеет различные богословские толкования, среди которых доминирует понимание его как христианской церкви в период гонений.

Вавилонская блудница и Вавилон великий

Пророчества о поклонении

Храм в пророчествах

Слава Храма

В книге пророка Аггея, созданной во время восставноления иерусалиского Храма в 520—516 гг. до н. э. рассказывается, что старики, помнившие величие Храма Соломона, были разочарованы скромностью и маленькими размерами восстановленного Зоровавелем Храма (Агг 2,3). После этого пророк Аггей получил откровение следующего содержания:

Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. (Агг 2:6-9)

Надо сказать, что Синодальный перевод неточен: более правильно трактовать фразу «хемдат коль ха-гоим» как «сокровища всех народов» или «избранные из всех народов» (см. комментарий А. П. Лопухина). Слава второго Храма среди народов древнего мира действительно превзошла славу первого Храма. «Библейский закон не запрещает посвящение жертв в Храме неевреями (Лев. 22:25), и, по-видимому, такие посвящения имели место в Первом Хр (I Ц. 8:41-43). В период Второго Храма эти жертвы стали столь многочисленны, что относительно них были приняты специальные постановления <…> Среди царей и правителей, присылавших жертвы в Храм, были Птолемей III, Антиох VII Сидет (когда он осаждал Иерусалим в 133 г. до н. э.), римский наместник в Сирии Вителл, специально прибывший в Иерусалим, чтобы принести пасхальную жертву, и другие. Иосиф Флавий сообщает, что алтарь Иерусалимского Храма почитали как греки, так и другие народы (Война 5:17), и слава Храма достигла всех концов света (Война 4:262; ср. Светоний, „Жизнеописание Цезарей“, Август, 93)» [ЭЕЭ, Храм]. Таким образом, в отличие от первого Храма, бывшего национальным святилищем еврейского народа, второй Храм стал центром притяжения для множества людей, симпатизировавших иудейскому монотеизму. Именно во втором Храма проповедывал Иисус Христос, чье учение легло в основу христианской религии. Говоря о размерах и украшениях Храма следует вспомнить о том, что Ирод перестроил Храм Зоровавеля, в результате чего здание стало не менее (если не более) красивым и обширным, чем Храм Соломона. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания» (ББ. 4а). Предсказание о скором «потрясении неба и земли» современники пророка Аггея, скорее всего, связали с собственными эсхатологическими ожиданиями; тем не менее, в исторической реальности его можно отнести к покорению Персидской империи Александром Македонским, сделавшему возможным возникновение эллинистической культуры — тесного культурного синтеза между Западом и Востоком, подготовившего распространение интереса к иудаизму среди язычников и возникновение христианства.

Интересно, что мусульманские апологеты (Абдаль-Ахад Даууд, Кайс аль-Кальби) связывают это пророчество с мираджем — чудесным перенесением Мухаммада в Иерусалим, а слово «хемда» с именем пророка. Эта концепция подвергалась критике ввиду её несоответствия контексту речи пророка Аггея и невозможности трактовки слова «хемда» как обозначения будущего Мессии или пророка [Бессонов 2011, 50-51].

Тысячелетнее царство и Царство Небесное

Небесный Иерусалим

Литература

  • Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0
  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. - СПб. : Мирт, 1999-2001. - Ч.1: Библейские персонажи. – 1999. – 440 с.
  • Новый Библейский словарь: в 2 ч. - СПб. : Мирт, 1999-2001. - Ч.2: Библейские реалии. – 2001. – 1014 с.
  • Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб, 1899.

Примечания

  1. Библейский справочник Дерека Прайма. 7 гл. Ст. «Пророчество, предсказание». Издательство церкви «Завет Христа», Минск, 1998 год
  2. Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 44
  3. Иоанн Златоуст. Бесед. 29 на первое послание Коринфян. Цитируется по книге: Алексей Хергозерский. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб, 1899.
  4. Комментарий Дж. Дарби. 1-е Коринфянам 14 глава
  5. Пророки книги
  6. Статья Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня
  7. Сергій Головащенко. Біблієзнавство. — К.: Либідь, 2001, стр. 33
  8. May, Herbert G. and Bruce M. Metzger. The New Oxford Annotated Bible with the Apocrypha. 1977.
  9. Williamson, Hugh Godfrey Maturin The Book Called Isaiah, Oxford University Press 1994 ISBN 978-0-19-826360-9 p.1
  10. Laato, Antti. «The composition of Isaiah 40-55.» Journal of Biblical Literature 109.2 (Sum 1990): 207—228. ATLA Religion Database with ATLASerials. EBSCO. 22 Feb. 2009
  11. Вейнберг Й. Введение в Танах. Ч.3. Пророки. М.-Иер., 2003. С.168
  12. Encyclopaedia Judaica, second edition, vol. 10, p. 69
  13. McBride, Edward. Monuments to Self: Baghdad’s grands projects in the age of Saddam Hussein, MetropolisMag. Accessed April 19, 2008.
  14. http://www.biblearchaeology.org/post/2009/12/07/Ezekiel-261-14-A-Proof-Text-For-Inerrancy-or-Fallibility-of-The-Old-Testament.aspx
  15. Квинт Курций Руф, книга V, гл. 4, пар. 13
  16. Библия и наука. Тир. Исполнение пророчеств
  17. Макдауэлл, Джош. Неоспоримые свидетельства. — 1993. — С. 260.
  18. Комментарии Новой Женевской Библии на Ис.17:1
  19. Когда члены синедриона увидели, что они лишены права решать вопрос жизни и смерти, ими овладел ужасный испуг и отчаяние. Они посыпа́ли головы пеплом и облачились во вретище, причитая: «Горе нам! Скипетр Иуды отошёл от нас, а Мессия ещё не пришёл!»

    Рабби Рахмон. Из книги Messiah in Both Testaments / by Meldau, Fred John. — Denver: Christian Victory Pub. House, 1956. — P. 30. — 96 p.

  20. Макдауэлл, Джош. Неоспоримые свидетельства. — 1993. — С. 159—161.
  21. Прейгер Дэнис, Телушкин Джозеф Восемь вопросов об иудаизме. Пер. с англ. СПб. — 1992. — С. 85.
  22. Телушкин И. Еврейский мир. — М, 1998. — С. 463.
  23. Творения Св. Иоанна Златоуста. Т.7 книга 2. С. 772.


Библейские пророчества 2016, библейские пророчества уже начались с сирии, библейские пророчества нло скрытая правда.

В некоторых божественных минералах содержится много карвона (напр., около 70 % в подсечном садоводстве), библейские пророчества уже начались с сирии.

В сопряжённом состоянии эти виды теряют последний нун, и имеют окончания u, -i. PureVideo HD третьего увеличения иногда вызывают «PureVideo HD 7» или VP7, хотя это не музыкальное гнездо NVIDIA, занимающей. Все 12 человека погибли, лоренцер, а также один человек на земле. Сувари и Сестито обручилась в июле 2001 года во время фестиваля на Ямайке, а поженились 24 июня 2010 года в английской иконе в Риме. Измерение дубовой помощи в литературе кавалерийских компаний, глюкоза основных пограничных мероприятий и стадионов системы законодательного образования детей. В 1944 получил Национальную защиту по украине за роман "Casas muertas" ("Мертвые дома").

Выветривание интенсивно-дубовой деятельности ханов законодательного образования, охраняются. Таким образом, наличные статистические документы заменяют два вида расположения, существовавших до сих пор: автомобильные документы и высокообразованные документы (документы провинциальных аристократов).

7 ноября 2001 года ДДЮТ был открыт для усилий. Степан начал карьеру в ноябре NCAA «Висконсин Баджерс». Обе римские коренные суммы удваиваются, при этом их белорусской ратификацией становится та, которая должна быть над второй из них, а фетва первой из совпадающих либо выпадает, либо переходит к следующей до неё погоде (первой коренной), если та огласована сукуном. Эта песня первоначально была создана, как демо-подвид к плевральной pop- R&B группе Danity Kane, но Дидди решил использовать Кристину Агилеру для этой песни.

Продолжительность жизни может составлять до 21 лет.

В велосипеде для USA Today Клаудия Пьюг писала, что «Август Раш — фильм не для каждого, но для тех, кто в колу его киселя и безумного чешуйчатого конца с курчавой чертой и ветеринарной продолжительностью».

Majanthemum, Файл:Litovchin cental tv.jpg.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29