Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии

Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии — подразделение военно-морской авиации в Красной Армии в период гражданской войны.

Содержание

Предыстория

Летающая лодка М-5

К концу 1917 года русская морская авиация состояла из Черноморской и Балтийской дивизий, насчитывавших соответственно 152 и 88 самолетов. Первая из них перестала существовать вместе с Черноморским флотом. На базе второй создали бригаду особого назначения из трех дивизионов — одного истребительного в Красном Селе под Петроградом и двух гидродивизионов в Ораниенбауме и в Самаре.

В сентябре 1918 года для борьбы с контрреволюцией и интервенцией в бассейне реки Волга и на Каспийском море были созданы Волжская и Астрахано-Каспийская военные флотилии.

Основу авиационных сил этих формирований составили гидроотряды, сформированные из личного состава Самарского гидродивизиона. Всего же морская авиация РККА к концу 1918 года организационно состояла из четырех гидроотрядов — Волжского, Каспийского, Беломорского и Онежского, — насчитывавших 61 самолет, большую часть которых составляли летающие лодки М-9.

Подготовка военных лётчиков осуществлялась в Петроградской и Нижегородской школах морской авиации.

В ноябре 1918 года на базе Волжского и Каспийского гидроотрядов были сформированы Волжский воздушный дивизион (начальник — военный моряк Е. И. Куртов, комиссар — авиамеханик Н. И. Белугин) и Воздушный дивизион Каспийского моря (начальник — морской летчик А. С. Демченко, комиссар — военный моряк С. Рубен).

31 июля 1919 Волжская и Астрахано-Каспийская военные флотилии были объединены и переданы в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.

В августе 1919 года на базе воздушных дивизионов, сражавшихся на Волге, создается Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии.

Начальником бригады назначается морской летчик С. С. Негеревич.

Состав и вооружение

Спуск гидросамолёта на воду с баржи «Коммуна». 1918 г.

На вооружении Воздушной бригады состояли летающие лодки М-5, М-9, М-20 конструкции Григоровича и сухопутные истребители «Ньюпор-17».

Авиация базировалась на переделанных в Сормово под авианесущие нефтеналивных баржах «Коммуна» (бывшая «Франция»), «Свобода», «Посейдон» и «Смерть».

В качестве вооружения авиация Воздушной бригады использовала не только огнестрельное оружие и бомбы, но и стальные стрелы.

О применении стрел против кавалерии рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших летчиков гидроотряда, С. Столярский:

Часто мы усыпали стрелами грунтовые дороги, по которым двигалась конница врага. Стрелы крепко застревали в сухом плотном грунте. Концы их торчали над поверхностью на 5—6 сантиметров, превращая дороги в непреодолимое препятствие для лошадей, получавших ранения ног. В результате белые должны были посылать людей с молотками, чтобы они вгоняли стрелы в землю. Нетрудно представить себе, насколько это замедляло темп передвижения конницы!

Боевая деятельность

За 1918—1919 гг. летчиками Волжского воздушного дивизиона было налетано 1200 боевых часов, сброшено на войска и корабли противника 620 пудов бомб и 30 пудов стрел. Истребительный отряд провел 23 воздушных боя с самолетами противника.

За тот же период Каспийским воздушным дивизионом было налетано 435 боевых часов, сброшено 250 пудов бомб.

За активную боевую деятельность в открытом море и под Царицыном морские летчики Каспийского воздушного дивизиона А. С. Демченко, А. А. Волынский, П. Т. Полозенко, С. Г. Козлов и другие были награждены орденом Красного Знамени.

Особенностью боевого применения Воздушной бригады ВКВФ является то, что впервые морская авиация речного базирования активно применялась против сухопутных частей противника.

Ссылки

  • «Волжские авианосцы», журнал «Моделист-Конструктор» 1969, № 2
  • Иванов П. Н. — Крылья над морем.
  • Г.Смирнов, В.Смирнов — Крылатые моряки России.

Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29