После распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств, 25 млн русских оказались за пределами России, что намного больше чем вся эмиграция русских из России за рубеж на протяжении с 1881г. и до распада СССР[1]. По мнению некоторых исследователей национальная политика в СССР, привела к тому, что «братство народов» обернулось в дальнейшем геноцидом русских в ряде республик[2]. Большинство национальных элит в новых государствах сформировалось именно на волне русофобии. В настоящее время основными механизмами давления на русских являются разного рода ограничения в гражданских и политических правах, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда, частного бизнеса.
В середине 1990-х годов был проведён опрос русских в Киргизии, Молдавии и Литве с целью «проанализировать общественное мнение русских нового зарубежья об их собственных проблемах, роли России в их разрешении, о своём месте в постсоветском этнополитическом пространстве».[3] Согласно этому исследованию, большинство русских в странах ближнего зарубежья придерживаются мнения, что их положение резко изменилось в худшую сторону после распада СССР.[3]
По их мнению, дискриминация русских происходила в политической, социально-экономической и культурно-языковой сферах.[3] Так, значительная часть опрошенных (от 24 % в Киргизии до 75 % в Молдавии) полагала, что введение закона о госязыке затруднило поступление в вузы для русских.[3] Несколько меньше опрошенных считали, что это способствовало негативным явлениям и в трудовой сфере (увеличило вероятность увольнения, затруднило повышение по службе и устройство на работу).[3] При этом около 50 % опрошенных прогнозировали для себя затруднения в карьере из-за своей национальности.[3] Испытывая дискриминацию, подавляющее большинство русских придерживалось мнения о необходимости мер по защите своих интересов и прав.[3] При этом они полагали, что в роли защитников должны выступить власти государств их проживания, а также власти России.[3]
По утверждению политолога А. М. Жарова, русские в странах ближнего зарубежья подвергались явным или скрытым формам дискриминации при приёме на работу, предпринимательской деятельности, приобретении и продаже жилплощади, сохранении гражданства России.[4] По мнению О. В. Ладыгиной, факты дискриминации русских на постсоветском пространстве «имеют место при приеме на работу, при получении образования, начислении пенсии, получении жилья».[5] По мнению Жарова, дискриминация являлась одним из составляющих мощного прессинга, «выдавливающего» русских из стран ближнего зарубежья.[4]
Ряд политологов полагают, что одна из целей внешней политики России по отношению к российской диаспоре на постсоветском пространстве — не допустить дискриминации русского населения в районах его нынешнего проживания.[6]
Содержание |
В 2008 году Агентством Евросоюза по защите основных прав человека был проведён опрос в странах ЕС, согласно которому дискриминацию на расовой почве или в качестве иммигранта в Эстонии ощущают 59 % русских, в Латвии — 25 %, в Литве — 12 %.[7]
По мнению политолога В. М. Скринника, основными законами, определившими развитие стран Прибалтики, являются законы о гражданстве, государственном языке и иностранцах, которые дискриминируют русское население.[8]
Дискриминация русских в Прибалтике выражается в постепенном сужении сферы применения русского языка.[9] Хотя русские и русскоязычные составляют значительную часть населения Эстонии и Латвии, они лишены права обращаться на русском языке во властные структуры, в том числе в местах компактного проживания, ограничены в возможности получения образования на русском языке, лишены права получать на нём официальную информацию.[9] Политолог Вячеслав Никонов однозначно утверждает, что в прибалтийских государствах есть очевидная дискриминация русского языка[10].
По мнению историка В. А. Шнирельмана, в Латвии и Эстонии имеет место политическая дискриминация русских, большинство которых не получили гражданства этих стран и были исключены из политического процесса.[11]
В 2010 году портал русской общины Эстонии сообщил о запуске проекта «BALTIC APARTHEID — Service of monitoring of racial and language discrimination in Baltics», основной целью которого является фиксация и систематизация случаев расовой и языковой дискриминации русского населения в Прибалтике.[12]
В настоящее время русские признают себя национальным меньшинством в странах Прибалтики. В связи с этим здесь идет процесс формирования диаспоры. Русские создают свои печатные органы – газеты и журналы, политические партии, активно участвуют в митингах и массовых демонстрациях в защиту своих интересов. Появились также общественные организации социальной поддержки русского населения.
18 сентября 1998 года лидер КПРФ Г. А. Зюганов направил телеграмму президенту Эстонии, в которой, в частности, заявил о недопустимости дискриминации коренных жителей русской национальности.[13]
В 2008 году финский учёный Йохан Бекман заявил, что главная проблема Эстонии — «это апартеид, преступная дискриминация русских. Легализованная дискриминация русского населения − это де-факто та же этническая чистка. Физическое уничтожение людей сейчас организовать сложнее, потому их сначала уничтожают морально».[14] В марте 2009 года Хельсинкский университет заявил, что Бекман выступает перед общественностью как частное лицо, не представляя позицию этого университета по истории Эстонии[15].
Эстонская писательница Реэт Куду, выступая 24 января 2011 года на встрече с читателями в Антверпене, назвала Эстонию нацистским государством, заявив, что эта страна за одни сутки лишила проживающих в ней русских всех прав, паспортов и работы. На встрече присутствовал почётный консул Эстонии[16][17].
В то же время, директор центра по правам человека Таллинской школы права профессор Евгений Цыбуленко заявил:
На институционном уровне в Эстонии в настоящий момент нет дискриминации. Что касается бытовой дискриминации, то в определенной степени она существует в любом государстве. Согласно социологическим исследованиям, в любой стране мира около 20 % населения является, в большей или меньшей степени, ксенофобами. Вероятно, Эстония не является исключением из этого правила. Однако, в случае бытовой дискриминации все жители Эстонии имеют равные права на судебную (и другую юридическую) защиту. При этом, в Европейском суде по правам человека не было ни одного дела от Эстонии относительно дискриминации … Видимо, разговоров о дискриминации в Эстонии гораздо больше, чем реальных фактов.[18]
Позицию Е. Цибуленко подверг критике эстонский общественно-политический деятель, журналист Д.К. Кленский, который считает, что Цыбуленко игнорирует «Третье мнение по Эстонии Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств», в котором «говорится о растущем разочаровании тем, что подавляющее большинство прежних рекомендаций Комитета так и не выполнены, и высказана „серьёзная озабоченность“ в связи с несоблюдением почти всех статей Рамочной Конвенции о защите прав нацменьшинств».[19]
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт считает, что: "...с одной стороны, русские уважает эстонскую историю и наследие. А с другой стороны, им живется хорошо, так как государство уважает их культурные ценности и свободы."[20]
«В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам человека от 4 августа 2010 г. (CCPR/C/EST/CO/3) о выполнении Эстонией Международного пакта о гражданских и политических правах высказывается озабоченность в связи с тем, что требования в отношении знания эстонского языка по-прежнему оказывают негативное воздействие на трудоустройство и доходы членов русскоязычного меньшинства, в том числе в частном секторе.»[21]
Госдума России неоднократно делала заявления о дискриминационной политике латвийских властей в отношении русского населения.[22][23] Так, 19 ноября 1999 года Госдума приняла заявление «В связи с принятием Сеймом Латвийской Республики 8 июля 1999 года Закона Латвийской Республики „О государственном языке“», в котором, в частности, говорилось, что Госдума выражает озабоченность в связи с дискриминацией русского народа в Латвии, в том числе в связи с признанием латышского языка единственным государственным языком на территории Латвии и приданием русскому языку статуса иностранного.[24] Также в заявлении говорилось, что Госдума категорически отвергает возведенную в Латвии в ранг государственной политики так называемую «доктрину вины» России и русского народа за сложную историю становления латвийского государства, формирования латышской культуры и латышского языка и заявляет, что эта доктрина перечеркивает историю более чем двухвекового совместного проживания русского и латышского народов в едином государстве и создаёт совершенно новую международно-правовую ситуацию.[24] По мнению Госдумы, использование этой «доктрины вины» в качестве инструмента для дискриминации русского народа по этническому признаку и языковой принадлежности создаёт угрозу миру между русским и латышским народами, их гармоничному сосуществованию на территории Латвии и привело к ситуации, развитие которой может угрожать поддержанию международного мира и безопасности.[24]
В 2009 году сообщалось о выходе доклада «О дискриминации и сегрегации русских в Латвии», подготовленного доктором экономических наук А. Гапоненко и историком В. Гущиным. Согласно этому докладу, латвийские власти проводят политику жёсткой сегрегации и открытой дискриминации русского населения Латвии. По словам директора Московского бюро по правам человека А. С. Брода, в Латвии этот доклад замалчивают.[25]
По оценке профессором института TARKI Э. Шиком результатов первого этапа проекта Еврокомиссии «ENRI-East», среди всех национальных общин стран Центральной и Восточной Европы русские в Латвии, наряду с белорусами в Литве, испытывают чувство дискриминации в наибольшей степени[26].
Омбудсмен Юрис Янсонс считает, что различие в объеме прав латвийских граждан и неграждан не может считаться дискриминационным. Выбор гражданства конкретной страны — вопрос свободы выбора индивида, его нельзя навязать.[27]
23 октября 1998 года Госдума России приняла заявление «В связи с закреплением в Конституции Автономной Республики Крым украинского языка как единственного государственного языка на территории Автономной Республики Крым», в котором говорилось, что Госдума расценивает закрепление украинского языка как единственного государственного языка на территории Крыма как решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жесткой дискриминации русского народа Крыма.[28] В этом заявлении было отмечено, что русские составляют подавляющее большинство населения Крыма.[28]
В 2009 году историк В. Г. Городяненко писал, что на Украине имеет место дискриминация русских в области образования и культурного развития, а также в праве на имя.[29] По мнению Городяненко, такая ситуация объяснялась тем, что в официальной политике Украины на тот момент антироссийская линия являлась основополагающей.[29]
В ноябре 2004 года 36 стран (в том числе государства Евросоюза, США, Австралия, Япония) внесли на рассмотрение Третьего комитета Генассамблеи ООН проект резолюции о положении в области прав человека в Туркменистане.[30][31] В этом проекте резолюции, в частности, говорилось, что правительством Туркменистана продолжается дискриминация этнических русских.[31]
В докладе Генерального секретаря ООН от 3 октября 2006 года отмечалось, что в результате, в частности, проводимой Туркменистаном политики «туркменизации» имеет место дискриминационное отношение и практика, затрагивающие в том числе и русских.[32]
По данным Центра исследований русских меньшинств в странах ближнего зарубежья, из опрошенных русских Казахстана связали дискриминацию по национальному признаку с ограничениями в приеме на работу – 24%, с продвижением по службе – 21%. В первую очередь это - работники госбюджетной сферы и различных административных структур. Дискриминация имеется также и в представительных органах власти. Так, например, при равной численности русских и казахских избирателей (40 и 41% соответственно), их представительство в мажилисе сильно отличается. Казахи имеют 60% депутатских мандатов, русские – 27,8%.
Межнациональные отношения в Казахстане ярко выражены в противостоянии русскоязычного севера и казахского юга республики.
В настоящее время по результатам опросов более важными для русских казахстанцев являются защита прав человека (70%)и участия русского населения в госуправлении (35%)[33].
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, Туве, Горном Алтае, Башкирии, Татарии и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы[34].
Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации[35][36]. Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации. Так, в Татарстане татарскому языку отведено 6 часов в неделю, русскому — 4[36].
Практически в каждой национальной республике существует группа интеллектуалов, которая преподносит весь русский народ «в черных красках»[36]. Например, Члены Татарского общественного центра (ТОЦ) воевали на стороне чеченских сепаратистов[36]. Они же в 2003 году разрушили часовню в Набережных Челнах[36]. Местные суды, как правило, оправдывают такие действия. В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен[36]. В Башкортостане отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам[36].
По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия[37]. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику[38]. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида[38].
После внесения в ноябре 2003 года поправок в Федеральный закон о национально-культурных автономиях, русские в отличие от других теперь не могут образовывать свои национально-культурные автономии в субъектах РФ, а также на региональном и Федеральном уровне.
Русские | |
---|---|
Культура | Литература • Музыка • Искусство • Кинематограф • Интернет • Кухня • Театр • Архитектура • Имена • Телевидение |
Русские по странам | Абхазия • Австралия • Азербайджан • Аргентина • Армения • Болгария • Беларусь • Бразилия • Великобритания • Грузия • Казахстан • Канада • Киргизия • Китай (Синьцзян) • Корея • Мексика • Молдавия • Новая Зеландия • Прибалтика (Латвия, Литва, Эстония) • Россия (Чечня) • Сербия • США • Таджикистан • Туркмения • Турция • Узбекистан • Украина • Финляндия • Чехия • Швеция • Япония |
Отношение к религии (алфавитный порядок) |
Атеизм • Православие • Старообрядчество (основные) Духоборы • Ислам • Католицизм • Молокане • Субботники (малочисленные) |
Русский язык | Украина • Крым • Белоруссия • Латвия • Литва • Эстония • Грузия • Азербайджан • Германия • Казахстан • Канада • Киргизия • Израиль • Монголия • Молдавия • ПМР • Польша • Румыния• Таджикистан • Финляндия • как второй • как иностранный • в мире • в Российской империи • в СССР • в странах СНГ и Прибалтике • в Восточной Европе |
Разное | Антропология • История • Правители • Русофильство • Русофобия • Русификация (Украины • Белоруссии • Польши • Финляндии) • Дерусификация • Дискриминация на постсоветском пространстве • Молитва русских • Русский мир • Численность • Этнографические группы • Этнонимы |
Дискриминация русских на постсоветском пространстве.