Станция Дорошиха
Дорошиха — Васильевский Мох, Тверь — Бологое, Тверь — Торжок
|
|
Октябрьская железная дорога | |
Отделение ж. д.: | |
---|---|
Дата открытия: | |
Тип: |
промежуточная |
Классность: |
4 класса |
Количество платформ: |
2 |
Количество путей: |
7 |
Тип платформ: |
2 боковые |
Форма платформ: |
прямая |
Длина платформ, м: |
169/189 |
Ширина платформ, м: |
3 |
Электрифицирована: |
1962, Калинин — Бологое |
Ток: |
постоянный, =3кВ |
Выход к: |
пер. Тальвинского |
Расстояние до Санкт-Петербурга: |
477,97 км |
Расстояние до Твери: |
4,98 км |
Расстояние до Москвы: |
171,48 км |
Тарифная зона: |
1 |
Код в АСУЖТ: |
061659[1] |
Код в «Экспресс-3»: |
2006002 |
Тверь — Бологое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Дорошиха — Васильевский Мох | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Дороши́ха — железнодорожная станция, расположенная на 477—480 км главного хода Октябрьской железной дороги. Находится в черте города Твери на территории Заволжского района. По характеру основной работы является промежуточной, по объёму выполняемой работы отнесена к 4-му классу. Расположена на участках обслуживания Тверской дистанции пути ПЧ-3, Тверской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-2, Тверской дистанции электрификации и энергоснабжения ЭЧ-12. Открыта в 1908 году. От станции начинается однопутная неэлектрифицированная железнодорожная линия на Васильевский Мох (построена в 1927—1930 годах, принята в эксплуатацию в 1936 году). Она обеспечивает выход на железнодорожную сеть таким крупнейшим предприятиям, как Тверской вагоностроительный завод и Центросвармаш. Дорошиха — место рождения поэта и переводчика Виктора Теплякова (творчество которого высоко оценивал Александр Пушкин), принадлежит к объектам культурного наследия[2].
Содержание |
Станция Дорошиха открыта в 1908 году[3] на перегоне Кулицкая — Тверь для обслуживания Верхневолжского завода железнодорожных материалов (ныне Тверской вагоностроительный завод) и названа так по усадьбе (в которой родился поэт В. Тепляков[4]), находившейся на том месте ещё до постройки железной дороги[5]. Одно время усадьба Дорошиха принадлежала Якову Болговскому, тверскому губернатору в 1837—1842 гг[6].
28 октября (10 ноября) 1917 года, во время установления Советской власти, станция была занята Красной гвардией и революционными солдатами тверского гарнизона[7].
В 1927 — 1930 годах от станции была проложена железнодорожная ветка широкой колеи к посёлку Васильевский Мох, где шли разработки крупных торфяных массивов[8][9].
2 декабря 1934 года, через 7 минут после отправления от станции Калинин, в районе станции Дорошиха был обстрелян (как показалось охране) литерный поезд М-14, в котором находился И. Сталин[10], направлявшийся в Ленинград для выяснения обстоятельств убийства С. Кирова.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, на станции и в сосновом лесу около неё шли бои, в ходе которых превосходящие немецкие силы сломили упорное сопротивление советских войск в этом районе. 13 октября 1941 года станция была захвачена, по железнодорожному мосту открыт артиллерийский огонь[11]. 16 октября части 1-й танковой дивизии и 900-й моторизованной бригады Германии нанесли удар из района станции в направлении Николо-Малицы. Им удалось быстро прорвать оборону 934-го стрелкового полка 256-й стрелковой дивизии СССР и к исходу дня выйти в район Медного, в результате чего бригада П. А. Ротмистрова была отброшена в район Лихославля[12]. Это был самый критический момент в ходе Калининской оборонительной операции. Тем не менее, уже к 27 октября частям Красной Армии удалось отбить станцию[13], и развивая наступление, освободить заволжскую часть Калинина; до сих пор поблизости от станции находят останки погибших и другие свидетельства войны[14]. После освобождения Калинина со станции уходили эшелоны, укомплектованные в Заволжском районе города.
В 1962 году, в ходе электрификации участка Калинин — Бологое, станция была электрифицирована[15]. Линия на Васильевский Мох так и осталась неэлектрифицированной[9].
Станция имеет здание вокзала справа по ходу из Твери и две прямые боковые разнесённые низкие платформы (169 м на I пути и 189 м на II пути). В границах станции находится Тверской железнодорожный мост, к станции примыкает тупиковая линия на Васильевский Мох (17,8 км), подъездные пути Тверского вагоностроительного завода и Тверского домостроительного комбината. В 1940-х, на станции находился грузовой тупик тверской трамвайной системы[16], в настоящее время демонтирован.
На станции 25 светофоров, 19 стрелочных переводов, пост централизации[17]. Стрелочные переводы на главных путях — с подвижными сердечниками[18].
Вокзал станции работает ежедневно с 4:30 до 22:30. Турникетами не оборудован, перронный контроль не осуществляется.
Путевое развите ст. Дорошиха — 7 путей, из них электрифицированы только I и II главные, оборудованы системой АЛСН все, кроме 5. I, II главные пути предназначены для приема, пропуска и отправления грузовых и пассажирских поездов обоих направлений. Пути № 4, 8, 10 — приёмо-отправочные для грузовых и пассажирских поездов обоих направлений; путь № 6 — приёмо-отправочный для грузовых и пассажирских поездов, он также предназначен для стоянки вагонов со взрывчатыми материалами. Путь № 5 — предохранительный тупик.
Ведомость путей[19] | |||||
---|---|---|---|---|---|
№№ | Назначение путей | Полезн. длина | Конт. сеть | Уст. АЛСН | |
I | Главный. Приём, отправление и пропуск пасс. и груз. поездов обоих направлений. | 657 | есть | есть | |
II | Главный. Приём, отправление и пропуск пасс. и груз. поездов обоих направлений. | 477 | есть | есть | |
4 | Приёмо-отправочный грузовых и пассажирских поездов обоих направлений. | 412 | нет | есть | |
6 | Приёмо-отправочный груз. и пасс. поездов обоих направлений. Стоянка вагонов с ВМ. | 250/273 | нет | есть | |
8 | Приёмо-отправочный грузовых и пассажирских поездов обоих направлений. | 205 | нет | есть | |
10 | Приёмо-отправочный грузовых и пассажирских поездов обоих направлений. | 328 | нет | есть | |
5 | Предохранительный тупик. | 70 | нет | нет |
Путевого развития в нечётную сторону станция не имеет.
По летнему графику 2011 года, через станцию проходит более 100 поездов в пригородном, местном и дальнем следовании. Поезда дальнего следования на станции не останавливаются. На станции останавливаются 29 пригородных поездов в сутки, из них 15 — по направлению на Тверь, 7 — по направлению на Бологое, 4 — на Торжок и 3 — на Васильевский Мох(с 1 января 2012 движение на Васильевский Мох снято, линию готовят к разборке). Время следования от станции Тверь — 7 минут[20]. Максимально допустимая скорость движения поездов по станции составляет 140 км/ч для пассажирских и 80 км/ч — для грузовых поездов (серии ведущих локомотивов: ВЛ10, ВЛ15, ЧС6, ЧС200, ЧС2т, ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ7, ЧМЭ3, М62, 2М62, 2ТЭ116, ТЭП70, электропоезда всех серий)[21]. Одновременный прием нечетных поездов на станцию на I и II пути и отправление с путей 4, 6, 8, 10 нечетных поездов запрещается; первыми пропускаются поезда, следующие по I, II путям.
Характер основной работы станции Дорошиха определяется организацией безопасного пропуска поездов всех категорий. На станции производится активная маневровая работа — Дорошиха служит единственным выходом на железнодорожную сеть для Тверского вагоностроительного завода, завода Центросвармаш и Тверского домостроительного комбината. Работа по подаче/уборке вагонов на подъездные пути осуществляется маневровыми локомотивами серий ТЭМ2, ТЭМ18. Станция закрыта для грузовой работы[24].
Производимые коммерческие операции на станции — продажа пассажирских билетов, приём, выдача багажа[25].
Станция Дорошиха входит в состав предприятия «Станция Тверь» Октябрьской дирекции управления движением — структурного подразделения Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «Российские железные дороги», объединяющее также станции Тверь, Доронинская, Васильевский Мох[26].
11 июля 2006 в 22:55 на главном ходу Октябрьской железной дороги в районе станции была предпринята попытка хищения 450 метров сигнального кабеля системы автоблокировки. Повреждение линии привело к нарушению графика движения поездов в обоих направлениях. Всего было задержано 66 поездов дальнего следования, время опоздания составило от 30 минут до 5 часов. Одновременно нарушился график движения электричек. Усилиями работников Тверской дистанции сигнализации и связи, а также Тверской дистанции электрификации и электроснабжения к 8:08 утра следующего дня в полном объёме было восстановлено движение по второму пути, а в 10:30 — по первому пути главного хода дороги[27].
3 марта 2010 года неизвестные хулиганы попытались перегородить снежным комом путь, по которому должен был проехать скоростной поезд «Сапсан», а 24 апреля того же года положили камни на рельсы незадолго до прохода «Сапсана»[28].
С вводом летнего расписания 2011 года, электропоезду №6771 была отменена остановка на станции; данный факт вызвал недовольство пассажиров, многие из которых являются работниками Тверского вагоностроительного завода и ряда других предприятий, использовавших его для прибытия на предприятия к началу первой рабочей смены. По многочисленным жалобам пассажиров, остановка электропоезда №6771 на станции была восстановлена с 20 июня 2011 года[29].
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Пролетарская |
Октябрьская железная дорога |
Следующая станция: Брянцево Горбатка |