Патриа́рх Досифе́й II Нотара́ (греч. Πατριάρχης Δοσίθεος Β΄ Νοταράς; 31 мая 1641, Арахова — 7 февраля 1707, Константинополь) — епископ Иерусалимской православной церкви, патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины.
Родился 31 мая 1641 года близ Коринфа в семье Нотара возводившей свою родословную к Константинопольским Нотара. Патриарх Иерусалимский Паисий, также уроженец Пелопоннеса, был другом родителей Досифея и предложил устроить ему образование в Константинополе.
Учителем его стал философ Иоанн Кариофил, который, несмотря на приверженность к некоторым еретическим воззрениям, образовал немало ведущих греческих богословов своего времени. В Константинополе Досифей освоил латынь и итальянский, турецкий и арабский языки.
Патриарх Паисий взял его к себе в услужение и молодой Досифей сопровождал патриарха в качестве секретаря во время поездки на Кавказ, присутствовал при смерти патриарха на острове Кастелоризо в 1660 году.
Наследник Паисия на патриаршем престоле, Нектарий, вскоре назначил Досифея своим представителем в Молдавии, что было ответственной должностью, так как Патриархат владел там обширными имениями, приносившими Иерусалимской Церкви едва ли не большую часть доходов.
В 1668 году был возведён в сан митрополита Кесарии Палестинской.
В 1669 году, когда патриарх Нектарий отрёкся от престола и удалился на покой, на его место был избран Досифей: 23 января 1669 года, 27-летний Досифей взошёл на престол Святоградской Церкви.
Будучи Иерусалимским Патриархом, проживал значительную часть времени в Константинополе.
На протяжении своего предстоятельства Досифей прилагал усилия для распространения православного просвещения, основывая и поддерживая школы и типографии: в 1680 году он на средства Патриархата основал типографию в Яссах в Молдавии которая сделалась ведущим центром книгопечатания в православном мире.
По просьбе патриарха Московского Иоакима отправил в Москву учёных братьев Лихудов, усилиями которых в 1685 году была создана Славяно-греко-латинская академия — первое русское высшее учебное заведение.
Трудами патриарха Досифея было издано огромное количество святоотеческих писаний и работ позднейших богословов, таких как его предшественник Нектарий. Благодаря своевременному опубликованию, многое удалось спасти от утраты.
Добившийся столь многого за свой 39-летний срок предстоятельства в Иерусалимской Церкви, патриарх Досифей II скончался 7 февраля 1707 года.
Из своих собственных работ три трактата с опровержениями латинства — Томос Каталлагис, Томос Агапис и Томос Харас — были опубликованы прижизненно.
Его главное произведение — История Иерусалимских Патриархов — вышло в 1715 году в Бухаресте, под редакцией его племянника и наследника Хрисанфа. Сочинение — исследование всего исторического пути Православной Церкви и ставит патриарха Досифея в ряд виднейших церковных историков.
Чувствуя необходимость точного изложения веры и не удовлетворившись Православным Исповеданием Петра Могилы, к изданию которого в 1699 году он написал пространное предисловие, в 1672 году обратился к Патриарху Константинопольскому Дионисию IV за окружным посланием которое могло бы служить точным изложением веры. Патриарх Дионисий составил послание, которое было зачитано и принято на поместном Иерусалимском (Вифлеемском) Соборе 1672 года; позже было издано в Яссах. Текст послания, известный как Исповедание Досифея (полное греческое название: греч. Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας) или, в совокупности с другими документами, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, приобрёл большое значение в православном мире и до сих пор считается одним из символических текстов Православной Церкви. Исповедание пункт за пунктом опровергает кальвинистское по духу скандальное Исповедание Патриарха Кирилла Лукариса, изданное в Женеве в 1629 году.
Во время патриаршества Досифея борьба с латинянами за контроль над Иерусалимскими святынями разгорелась с новой силой. Патриарху путём создания нового органа управления делами Патриархата — «Совета Старейшин» — удалось поправить финансовое положение и оплатить долги, начать восстановление Вифлеемского храма, но конфликтному вопросу о Святой земле не суждено было утихнуть.
В российской историографии Досифей имеет репутацию сторонника России, информатора и советника русского правительства, царей.
В июле 1669 года дал своё согласие на повторный брак царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. Выступал последовательным сторонником примирения царя с опальным патриархом Никоном, а позднее за его разрешение — вопреки воле Патриарха Иоакима.
Был советником посланника в Константинополе П. А. Толстого по всем вопросам дипломатических сношений с Портой; руководил сетью источников информации Московского правительства в различных местах Оттоманской империи[1]. Тем не менее, никогда не посещал Москву лично.
До самого конца, вопреки уговорам и обещаниям мзды со стороны Московского правительства, был противником переподчинения Киевской митрополии Московскому Патриахату, что было осуществлено в 1685—1686 годах, считая такое переподчинение противным канонам и усматривая в таком стремлении Московского правительства и патриарха «самолюбие церковников», то есть патриарха Иоакима, отношения с которым после 1686 года у него окончательно испортились[2]
Был защитником православия от инославных и иноверных нападок и влияний, боролся с унией в Трансильвании и заботился о восстановлении церквей в Грузии.
Патриархи Иерусалимские | |
---|---|
Еврейские епископы Иерусалимские |
Иаков<ап70> • Симеон<ап70> • Иуст • Закхей • Товия • Вениамин I • Иоаким I • Матфей I • Вениамин II • Сенека • Иуст II • Левий • Ефрем I • Иосиф I • Иуда Кириак |
Епископы Элии Капитолины |
Марк • Кассиан • Пувлий • Максим I • Юлий • Гай (Гайан I) • Симмах • Гай II • Юлиан или Уалис • Капион • Максим II • Антоний • Уалис • Долихиан • Нарцисс I • Элиос или Зевс • Германион • Гордей • Александр • Мазаван • Именей • Замвда • Ермон • Макарий I • Максим • Кирилл I • Иоанн II • Правлий I |
Епископы Иерусалимские | Макарий I • Максим • Кирилл I • Евтихий<а> • Ириней<а> • Хиларий<а> • Иоанн II • Правлий I • Ювеналий |
Патриархи Иерусалимские | Ювеналий • Феодосий<мнфз> • Анастасий I • Мартирий • Саллюстий • Илья I • Иоанн III • Петр I • Макарий II • Евстохий • Иоанн IV • Амос • Исаакий • Захария • Модест • Софроний I • Анастасий II • Иоанн V • Феодор I • Илья II • Феодор (Феодосий)<ант> • Георгий II • Фома I • Василий • Иоанн VI • Сергий I • Соломон • Феодосий • Илья III • Сергий II • Леонтий • Афанасий I • Христодул I • Агафон • Иоанн VII • Христодул II • Фома II • Иосиф • Орест • Феофил • Никифор I • Иоанникий • Софроний II • Евфимий I • Симеон II |
Патриархи Иерусалимские в изгнании |
Савва • Иоанн VIII • Николай • Иоанн IX • Никифор II • Леонтий II |
Восстановление иерусалимской кафедры |
Досифей I • Марк II • Евфимий II • Афанасий II • Софроний III • Григорий I • Фаддей • Афанасий III • Григорий II • Лазарь • Арсений • Дорофей I • Феофил II • Феофан I • Иоаким • Феофан II • Афанасий IV • Иаков II • Авраам • Григорий II • Марк III • Дорофей II • Герман • Софроний IV • Феофан III • Паисий • Нектарий • Досифей II • Хрисанф • Мелетий • Парфений • Ефрем II • Софроний V • Авраамий • Прокопий I • Анфим • Поликарп • Афанасий V • Кирилл II • Прокопий II • Иерофей • Никодим • Герасим II • Дамиан • Тимофей • Венедикт • Диодор • Ириней • Феофил III |
<ап70> — апостол от 70-и • <а> — арианин • <мнфз> — монофизит • <ант> — антипатриарх |
Досифей II (Нотара).