Евдоки́м (в миру Васи́лий Ива́нович Меще́рский; 1 апреля 1869, Владимирская епархия — 10 мая или 22 октября 1935, Москва) — деятель обновленчества, обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923—1925, фактически до 1924), до 1922 года — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Содержание |
Родился в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1887 г. окончил Владимирскую духовную семинарию Окончил Московскую духовную академию (1894) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (1898, тема диссертации: «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования»). Диссертация посвящена жизни и личности апостола Иоанна, она была основана на трудах древних писателей, отцов Церкви и экзегетов нового времени и являлась живым историко-художественным повествованием.
21 июля 1894 был пострижен в монашество. С 31 июля 1894 — иеродиакон, с 1 августа 1894 — иеромонах.
С 1 августа 1894 — преподаватель истории и обличению раскола и обличительного богословия в Новгородской духовной семинарии.
С 2 октября 1896 года — инспектор Новгородской духовной семинарии.
С 23 декабря 1898 — инспектор Московской духовной академии. Читал лекции на кафедре гомилетики и истории проповедничества.
С 1 января 1899 — архимандрит. Сверхштатный экстраординарный профессор академии.
С 1902 года — штатный экстраординарный профессор академии.
С 1903 — ректор Московской духовной академии.
С 4 января 1904 года — епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 1907 года издавал ежемесячный журнал «Христианин», в котором публиковал статьи. С 1 августа 1909 года — епископ Каширский, викарий Тульской епархии.
Митрополит Арсений (Стадницкий) в своём дневнике резко негативно отзывался о деятельности владыки Евдокима (Мещерского) и давал объяснение особенностям его карьеры — в частности, перемещению из Москвы на должность провинципиального викарного архиерея:
Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удален из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведёт.
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен Алеутским и Северо-Американским с возведением в сан архиепископа[1].
В 1917—1918 участвовал во Всероссийском Поместном соборе в Москве.
С 18 ноября 1918 года — архиепископ Нижегородский. Возглавил епархию в трудной ситуации — вскоре после расстрела епископа Лаврентия (Князева) и ареста многих представителей духовенства. С самого начала своего пребывания на кафедре стремился наладить отношения с советской властью, декларируя полную политическую лояльность. В декабре 1919 года Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении церкви от государства, о свободе религиозного Совета, религиозных общин епархии». Компромиссная позиция архиепископа, хотя и помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла целый ряд священнослужителей от гонений со стороны органов советской власти.
16 июня 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав воззвание трёх архиереев — наряду с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Серафимом (Мещеряковым). В этом воззвании говорилось, что они считают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление. Позднее архиепископ Евдоким оказался единственным из этих трёх иерархов, который остался до конца жизни в обновленчестве. В 1922 году обратился с посланием, в котором утверждал:
Никаких сколько-нибудь существенных столкновений с гражданской властью не только у меня, но и у всей Нижегородской епархии за все протекшие четыре года не было, и ничего, кроме чувств благодарности, не могу высказать местной гражданской власти за ее вполне корректное отношение к Церкви нижегородской.
В 1922 был возведён обновленцами в сан митрополита. С 2 ноября 1922 — митрополит Одесский.
13 апреля 1923 был назначен председателем Высшего церковного совета вместо обновленческого митрополита Антонина (Грановского). В 1923—1924 — профессор Московской Богословской обновленческой академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
С августа 1923 года — председатель обновленческого Синода. Основным успехом его на этом посту стало установление канонических связей с Восточными Патриархатами, в первую очередь, с Константинопольским Патриархом. Старался повысить легитимность обновленческого движения, придать более респектабельный характер. Пытался наладить издание богословского журнала «Христианин».
Председательствовал на обновленческом Предсоборном совещании 1924, на котором выступил с докладом о положении в церкви. В последний день работы совещания выступил с проектом петиции в Совнарком («от себя лично»), в которой, в частности, говорилось, что
все граждане СССР за одну лишь принадлежность к числу религиозных общин и приходских советов не должны подвергаться никаким незакономерным ограничениям и в своих общегражданских и профессиональных правах.
Сюда входят:
а) увольнение со служб и работ;
б) лишение избирательных прав;
в) исключение из профсоюзов;
г) лишение прав на пенсию;
д) лишний налог на посевы…
Необходимо строго подтвердить всем органам власти на местах беспрепятственное отправление публичных религиозных обрядов и церемоний, которые строго вытекают из потребности культа и основываются на обычаях верующих… Постановления власти на местах о закрытии храмов производятся не раньше, как они будут утверждены ВЦИК… Церковь и служители культа в законодательном порядке ограждаются от публичных оскорблений и издевательств.
С сентября 1924 был официально отправлен в отпуск: фактически отстранён из руководства Синодом. Официально был снят с должности председателя в 1925. Причинами смещения Евдокима могли быть следующие. Во-первых, ему не удалось достигнуть соглашения с Патриаршей церковью об объединении под его фактическим руководством — православные архиереи выступили резко против любых компромиссов с примкнувшим к обновленцам архиереем. Переговоры об объединении, некоторое время ведшиеся между окружением Патриарха Тихона и Евдокимом, закончились неудачей. 15 апреля 1924 Патриарх Тихон издал послание, в котором объявил, что Евдоким, «за раскол, смуту и мятеж» подлежит извержению из сана.
Во-вторых, Евдоким предложил направить за границу обновленческого архиерея Николая (Соловья) с тем, чтобы он возглавил епархию в Южной Америке. Однако когда Николаю в 1924 разрешили выехать в Уругвай, он стал выступать с антисоветских позиций, чем дискредитировал Евдокима.
В-третьих, Евдоким испортил отношения со многими лидерами обновленческого движения, в том числе с Александром Введенским. Возможно, что свою роль сыграло и содержание оглашённой Евдокимом петиции — она явно не устраивала советскую власть, которая до самого своего падения дискриминировала духовенство и верующих, а в обновленцах в 1920-х — 1930-х годах видела своих агентов , а не партнёров.
В «Очерках русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова так описывается последний период его жизни:
Уйдя на покой, владыка поселился в Хосте: там он служил в небольшой церкви без диакона и даже без псаломщика; обходясь без старосты, он сам иной раз продавал свечи. Еще худшие времена наступили для владыки в 30-е годы: небольшой храм, в котором он служил, был закрыт. Владыка вынужден был заняться подпольной юридической практикой — писанием исковых заявлений. Когда и эта возможность заработка отпала — местные судебные органы энергично запротестовали — митрополиту было предложено снять с себя сан, на что он, разумеется, не мог согласиться. Не пошел он также на примирение с Синодом. В последние годы его жизни жители Хосты видели почтенного старца, который, сидя в городском сквере, торговал конфетами и пряниками. Это был митрополит Евдоким, когда-то известный в Русской Церкви своими барскими замашками.
Несмотря на отстранение от дел, с 1925 номинально числился постоянным членом президиума обновленческого Синода. В 1934 был уволен на покой с оставлением его членом Синода, в следующем году скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Евдоким (Мещерский).