Исповедник (святой)

Испове́дник (греч. ὁμολογητής, англ. confessor) — особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти. Этимологическая основа лат. confiteri впервые была использована в значении «исповедоваться, открыто признавать» (ср. англ. to confess, to profess) именно в рукописях христианских авторов[1]. Во избежание неоднозначности, связанной с однокоренным словом «исповедь», во многих языках термин может использоваться с уточнением: рус. Исповедник Веры, англ. Confessor of the Faith и т.п.

В православии исповедников из числа монахов называют преподобноисповедниками, а исповедников из числа священнослужителей — священноисповедниками.

История

В раннем христианстве к числу исповедников причислялись те христиане, кто при жизни испытывал за свою веру гонения, включая физические страдания, но — в отличие от мучеников — остался жив и умер естественной смертью.[2].

Понимание исповедничества как подвига основано на словах Христа: «Итак всякого, кто исповедает (ὁμολογήσει) Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным»  (Мф.10:32-33).

По представлениям древней Церкви, подвиг исповедничества отличался от мученичества тем, что не содержал в себе дара мученической кончины, которая понималась как прославление мученика и принятие его в ряды святых Божиих непосредственно во время мучения. Так, галльские исповедники, пострадавшие при Марке Аврелии, отказывались называться мучениками и писали, что «мученики — это те, кто сподобился скончаться в исповедничестве, те, мученичество которых Христос запечатлел смертию, а мы только слабые и смиренные исповедники»[3].

Хотя у св. Киприана Карфагенского есть запись, что скончавшиеся исповедники могли почитаться как мученики[4], впоследствии экклесиологи встали на точку зрения тех раннехристианских свидетельств, где исповедники и мученики различаются. Так, в одной из эпитафий говорится:

Господь увенчал благословенных исповедников, следующих за мучениками, Аврелия Диогена исповедника и Валерию…

De Rossi. Bullettino di archeologia cristiana, 1864, p. 30[1]

Киприан, указывая, что:

Такой исповедник воистину славен, и за него церковь потом будет гордиться, но не стыдиться

St. Cyprian. Ep. xxxvii (Письмо к Корнелию о письме римским исповедникам, увлеченным Новацианом)[1]

пишет далее, что одно только страдание за веру не даёт ещё основания называть человека исповедником, доколе он не сохранит подтверждения этому до конца своих дней.

Исповедничество как особая форма подвига приобретает большое распространение со времен гонений при императоре Декии, когда целью преследований становится не умерщвление христиан как преступников, а принуждение их к отречению с помощью пыток и других средств устрашения. Более всего (особенно при императоре Галле) преследовались предстоятели церквей, поскольку, по мысли правительства, их отречение или изгнание должно было подорвать силы христианской церкви. Результат, однако, был во многих случаях обратным: церковная община сплачивалась вокруг своего епископа и, следуя его примеру, с твёрдостью исповедовала свою веру.

С IV века употребление термина «исповедник» расширяется, он начинает прилагаться к подвижникам, которые святостью и совершенством своей жизни засвидетельствовали свою веру. В их число включаются «люди, отличающиеся особой добродетелью и знаниями, исповедующие веру во Христа перед миром своим героическим опытом, а также писаниями и молениями». Со временем им, как и мученикам, начинают ставить часовни-мартирии (лат. martyria), то есть почитать так же, как в предшествующие века почитали только мучеников[1]. В дальнейшем наименование исповедника усваивалось ряду святых, переживших гонения за веру при императорах-арианах, иконоборцах и т.д.

Среди первыми, кого стали почитать как исповедников в Восточной (православной) церкви — святые епископы Антоний и Иларий (Hilarion), а также Филогон и Афанасий[1]; говоря об их почитании, Иероним указывает, что они не были мучениками[5]. На Западе такого почитания удостоился св. Мартин Турский (316/335-397), а до него — римский папа Сильвестр.

В Древней Руси были особо известны и почитались Василий Исповедник (ум. 750), Максим Исповедник (ок. 580-662), Павел Исповедник (ум. 350). Однако к русским святым наименование исповедника обычно не прилагалось[5]. В 2000 году юбилейным Архиерейским собором РПЦ в лике святых был прославлен святитель Лука (Войно-Ясенецкий), называемый в церковных календарях и гимнографических сочинениях исповедником.[6][7]

В современной практике католическая церковь различает три «ранга» исповедников: понтифик, не понтифик, учитель (англ. pontiff, non-pontiff, doctor). Основанием для канонизации (беатификации) в этом лике является проявление героической добродетели (англ. heroic virtue), которую Господь подтвердил чудесами[5].

Примечания

  1. ↑ Confessor // Catholic Encyclopedia.
  2. Исповедник // Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  3. Евсевий Кесарийский. Церк. история, кн. V, гл.2
  4. Киприан Карфагенский. Послания, 37, 2
  5. ↑ Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Гнозис, 1994. ISBN 5-7333-0424-3
  6. Святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский
  7. Акафист святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому
Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Исповедник (святой).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29