Кинематограф Третьего рейха

Содержание

История

После прихода национал-социалистов к власти немецкий кинематограф, получивший до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актёров и режиссёров, стал составной частью программы «унификации» — подчинения всех сфер жизни идеологии национал-социализма. «Я хочу использовать кино как инструмент пропаганды», — говорил Геббельс, которому Гитлер поручил контроль над кинематографией на всех стадиях — от производства до проката.

За всю историю Третьего рейха (1933-45) в Германии было выпущено 1363 полнометражных фильма. Все эти фильмы, равно как и короткометражки, выпуски новостей и документальные фильмы, перед широкой демонстрацией обязательно просматривало министерство пропаганды. Большинство полнометражных фильмов было далеко не только от жизни, но и вообще от творчества. Лишь малая часть из них служила пропагандистским целям. Аудитория кинотеатров во время войны значительно увеличилась.


Пропагандистское кино

Героизация

Художественный уровень фильмов резко снизился уже в первый период нацистского правления. Даже министр пропаганды Йозеф Геббельс был недоволен первыми пропагандистскими фильмами, которые возникли по инициативе самих кинематографистов — «Штурмовик Бранд» (1933), «Квекс из гитлерюгенда» (1933), повествующий о юной жертве движения, погибшей от руки коммунистов; «Ханс Вестмар — один из многих» (1933) — кинематографическая биография Хорста Весселя, нацистского «мученика».

Классика пропагандистского кино

В 1935 состоялась официальная премьера фильма «Триумф воли» Лени Рифеншталь о партийном съезде в Нюрнберге в сентябре 1934. К 1937 немецкая киноиндустрия была фактически национализирована. В 1938 вышел ещё один значительный документальный фильм — «Олимпия» (реж. Лени Рифеншталь), хроника Олимпийских игр 1936. В 1940 вышел пропагандистский документальный фильм «Марш для вождя».

Изгнание евреев из кинопроизводства

Первым шагом властей было избавление от евреев в кинопроизводстве. Это стало причиной того, что многие кинодеятели Германии были вынуждены покинуть страну. В их числе оказались режиссёры Фриц Ланг, Вильгельм Дитерле, Эрнст Любич, композиторы, создававшие музыку к кинофильмам, Курт Вейль, Фридрих Холландер, Ханс Эйслер, Миша Шполянски, актёры Фриц Кортнер, Конрад Фейдт, Элизабет Бергнер и многие другие. Марлен Дитрих отказалась возвратиться из США, где она работала по контракту.

Популярный актёр Лео Реус бежал в Вену, где, изменив свою еврейскую внешность, специализировался на «арийских» ролях. Прекрасная немецкая актриса Рената Мюллер покончила с собой, не выдержав домогательств министра пропаганды Геббельса. Актёр Иоахим Готтшальк отказался подчиниться требованиям властей развестись с женой-еврейкой. 6 ноября 1941, узнав о предстоящей депортации в Терезиенштадт, Готтшальк, его жена и восьмилетний сын совершили самоубийство.

Некоторые деятели кинематографии все же пошли на сотрудничество с нацистским режимом. В Германии остались работать актёры Эмиль Яннингс, Генрих Георге, Вернер Краус, Густаф Грюндгенс, актрисы Лиль Даговер, Пола Негри, Анни Ондра.

Выпускались и антисоветские пропагандистские фильмы — «ГПУ» (1942) и др. Однако в Германию были приглашаемы и актёры «не вполне арийского» происхождения. К примеру, венгерская кинозвезда Марика Рёкк, чешка Лида Баарова, венгерка Кэти фон Нэги. На студии UFA успешно работала и Ольга Чехова.

Антисемитские фильмы

В 1939 начали снимать антисемитские картины: «Ротшильды» (1940), «Еврей Зюсс» (1940), «Вечный жид» (1940) и др.

См. также

Кинематограф Третьего рейха.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29