Костаки, Георгий Дионисович

Георгий Дионисович Костаки
Имя при рождении:

Γεώργιος Κωστάκης

Род деятельности:

коллекционер

Дата рождения:

5 июля 1913(1913-07-05)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Гражданство:

 Греция

Дата смерти:

1990 год(1990)

Место смерти:

Греция

Гео́ргий Диони́сович Коста́ки (греч. Γεώργιος Κωστάκης; 5 июля 1913, Москва, Российская империя1990, Греция) — российский коллекционер искусства греческого происхождения. Крупнейший коллекционер русского авангарда.

Содержание

Семья

  • Жена — Зинаида Николаевна Костаки.

Отец сам не пел, но он играл на гитаре и часто аккомпанировал маме. Она действительно была очень красива, ее даже когда-то приглашали сниматься в кино. Папа влюбился в неё с первого взгляда и чуть ли не через месяц знакомства предложил выйти за него замуж. Когда они поженились, им было по девятнадцать лет, в двадцать лет мама уже родила первого ребенка. Детей в семье было четверо, три дочери и сын. Конечно, мама, вспоминая иногда, что папа не дал ей закончить медицинский техникум и засадил основательно на всю жизнь дома, переживала об этом. Но у неё была другая стезя, другая миссия – она была женой коллекционера и поддерживала своего мужа. Она беспрекословно выполняла то, о чем он её просил. Доходило до того, что когда ему нужно было расплачиваться за какую-нибудь картину, а денег не было, он говорил: «Зина, снимай шубу». Сколько раз так было, что он привозил ей из-за границы шубу и через какое-то время эту шубу забирал, «конфисковывал» для новых художественных приобретений, в том числе и картин молодых авторов, которых впоследствии прозвали нонконформистами[1].

Дети

Внуки

  • Страментова-Костаки, Катерина (дочь Алики Костаки) — греческий дизайнер, антиквар[3].

Биография

Родился в 1913 году в Москве в семье греческого коммерсанта. Имел греческое подданство. Работая в 1930-е годы шофёром в греческом посольстве, возил дипломатических работников в антикварные магазины и постепенно сам втянулся в коллекционирование[4].

Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я всё время думал о том, что если буду продолжать всё в том же духе, то ничего нового в искусство не принесу. Всё то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное. Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них – Ольги Розановой[5]… Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. <…> И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году[6].

С 1940 года он был шофёром в английском посольстве. Затем перешёл в посольство Канады, где долгое время работал завхозом.

Собрал большую коллекцию живописи.

В 1977 году уехал из СССР в Грецию. При этом часть коллекции вывез с собой, часть подарил Третьяковской галерее.

Коллекция русского авангарда

Коллекция русских икон

Коллекция глиняной игрушки

Коллекция нонконформистов

По правде сказать, вести три линии – авангард, икону и молодых художников – финансово было трудновато. <…> В 50-е годы была сравнительно небольшая группа – 10-12 человек – людей очень талантливых: Рабин, Краснопевцев, Плавинский, Вейсберг и многие другие. На протяжении ряда лет каждый год я покупал по одной, по две вещи у каждого из этих художников. Многие мне дарили свои работы. Так составилась коллекция[7].

Цитаты

Александра Шатских, 1997:

...В перспективе лет всё яснее и яснее вырисовывается масштаб деятельности Костаки — биография этого коллекционера самая драматическая, самая поучительная и самая выдающаяся в истории собирательства «всех времён и народов». <...> Фигура Костаки даже на фоне выдающихся собратьев видится уникальной. У русского авангарда судьба была особая. Щукин и Морозов предпочитали собирать полотна европейских новаторов, на своих соотечественников-радикалов внимания они не обратили, а, ведь, они были самыми чуткими среди российских коллекционеров. До 1917 года работы русских авангардистов не собирал, не покупал никто. <...> Ни одному из знаменитых его коллег не приходилось спасать предмет своих увлечений от реальной гибели. Костаки же было уготовано находить и сохранять то, что без него исчезло бы с лица земли — именно этим он и занимался в сороковые, пятидесятые, шестидесятые и отчасти семидесятые годы[8].

Наталья Костаки, 2008:

Он не гонялся за именами, как «профессиональный» коллекционер. Пусть Малевич и Кандинский были запрещённые художники – всё равно их знали. А Костаки выискивал куда менее известных художников: Розанову, Попову, Степанову, Эндеров[9], Клюна, Лисицкого – он видел место каждого из них в общем ряду. Он считал, что костяк авангарда составляют не менее семидесяти имен, несмотря на то, что известный московский искусствовед, специалист по авангарду, Н. И. Харджиев ограничивал этот круг десятью–двенадцатью художниками[10].

Библиография

Публикации Георгия Костаки

  • Starr S. F., Costakis G., Rakitin V., Bowlt J. E. Russian avant-garde art. The George Costakis collection. New York. Harry N. Abrams, Inc. 1981.
  • Костаки Георгий. Мой авангард. Записки коллекционера. — М.: Модус Граффити, 1993.

О Георгии Костаки

  • Богдановский Алексей. Георгий Костаки: собиратель бесценной истории, считавшейся мусором: Интервью с Алики Костаки // РИА Новости. — 8 июня 2009 года.
  • Веденёва Ника. Выставка «Древнерусская коллекция Георгия Костаки» // Вестник. — № 6. — 5-11 февраля.
  • «Древнерусская коллекция Георгия Костаки» в Музее им. Андрея Рублева // Museum.ru.
  • Зверев Юрий. Георгий Костаки — хранитель русского авангарда. (Цикл рассказов «Памятные встречи») // «Картины жизни». Произведения Юрия Зверева.
  • Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.
  • Лекарев Станислав. Судьба коллекционера Костаки // Аргументы недели. — 15 июля 2008 года.
  • Лернер Леонид. Наталья Костаки — дочь Георгия // Чайка. — № 7 (23). — 5 апреля 2002 года.
  • Мостославский Александр, Рычков Александр, Богдановский Алексей. Коллекция Георгия Костаки: Интервью с Алики Костаки // РЕН ТВ. — 31 мая 2010 года.
  • Назаревская Надежда. Георгий Костаки — собиратель русского авангарда // Портал Культура.
  • Русский авангард Георгия Костаки // AgniArt.ru.
  • Костаки: луч света в тёмном царстве // Русский авангард из собрания Г. Д. Костаки. Живопись. Графика. Выставка в Третьяковской галерее, весна 1997. — М., 1997. — С. 75-77.

Примечания

  1. Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.
  2. [Алики Георгиевна Костаки на сайте Союза русских эмигрантов в Греции]
  3. [Алики Георгиевна Костаки на сайте Союза русских эмигрантов в Греции]
  4. Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.
  5. Картина Ольги Розановой «Зелёная полоса» (1917).
  6. Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.
  7. Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.
  8. Костаки: луч света в тёмном царстве // Русский авангард из собрания Г. Д. Костаки. Живопись. Графика. Выставка в Третьяковской галерее, весна 1997. — М., 1997. — С. 75-77.
  9. Борис Владимирович Эндер, Ксения Владимировна Эндер, Мария Владимировна Эндер
  10. Георгий Костаки // Русское искусство. — 2008.

Ссылки

  • Коллекция Костаки в Третьяковке

Костаки, Георгий Дионисович.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29