Ленинизм

Коммунизм


Основные понятия
Марксистско-ленинская философия

Социализм
Интернационализм
Коллективизм
Классовая борьба
Плановая экономика

Идеология
Утопический социализм

Бабувизм
Марксизм
Ленинизм
Марксизм-ленинизм
Троцкизм
Люксембургизм
Левый коммунизм
Титоизм
Чучхе
Маоизм
Ходжаизм
Геваризм (фокизм)
Путь Прачанды
Анархо-коммунизм
Национал-коммунизм
Западный марксизм
Еврокоммунизм

Люди
Томас Мор

Анри де Сен-Симон
Шарль Фурье
Роберт Оуэн
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Роза Люксембург
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Иосиф Сталин
Мао Цзэдун
Хо Ши Мин

Символика
Символы коммунистического движения
Родственные статьи
Анархизм

Антикапитализм
Антикоммунизм
Военный коммунизм
Демократический централизм
Диктатура пролетариата
Первобытный коммунизм
Социализм
Сталинизм

Ленини́змфилософское, политическое, социально-экономическое и практическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Учение было характерно для официальных идеологических систем государств социалистического типа и для оппозиционно-радикальных движений, ориентированных на силовые методы захвата политической власти[1].

Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной, то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин[2]), и эти два понятия не противопоставимы вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков, и его трудами продолжали развиваться, по определению, и большевизм, и ленинизм.

Почётный академик АН СССР И. В. Сталин определял ленинизм как высшее проявление русской культуры[3]. В то же время ленинизм, указывал И. В. Сталин, — явление интернациональное, «имеющее корни во всем международном развитии, а не только русское»[4]. Товарищ Сталин дал классическое определение ленинизма: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции»[5][6].

Содержание

Возникновение и применение термина

Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями российских социал-демократов ведётся, в основном, в терминах «большевизм» против «меньшевизма», олицетворением которых были, соответственно, Ленин и Ю. О. Мартов (Цедербаум)[источник не указан 489 дней].

Активно использоваться понятие «ленинизм» стало после ухода В. И. Ленина от дел по причине болезни (1922). С этого момента вожди РКП(б) часто употребляют его в своих публичных выступлениях на разных уровнях, вплоть до съездов и конгрессов. Так, например, на XII съезде РКП(б) (17—25 апреля 1923 г.) Н. И. Бухарин говорит:

Сущность ленинизма по национальному вопросу у нас заключается в первую очередь в борьбе основным шовинизмом, который у нас есть, с великорусским шовинизмом[7][8]

После смерти Ленина (январь 1924 года) одним из первых деятелей международного коммунистического движения, кто попытался дать научную формулу ленинизма, был венгерский философ-марксист Дьёрдь Лукач. В брошюре «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» (Вена, февраль 1924 года) Лукач уже ставит вопрос «о ленинизме как новой фазе в развитии материалистической диалектики». Обрисовав эволюцию марксизма и напомнив про «вульгарный марксизм», Лукач в этой же работе отзеркаливает последнюю дефиницию (применительно к венгерским коммунистам) в термине «вульгарный ленинизм»[9]. Дополнив картину эволюции марксизма фактами его ревизии, Лукач формулирует лемму:

Ленин был единственным, кто совершил этот шаг по пути конкретизации марксизма, приобретшего отныне совершенно практический характер. Вот почему он является единственным по настоящее время теоретиком, выдвинутым освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс[9].

которая затем кладётся в основу последующих определений ленинизма. Примерно в то же время «конспективное изложение основ ленинизма» пишет и И. В. Сталин, и в марте 1924 года[10][11] оно выходит в виде брошюры «Об основах ленинизма»[12]. Позже Г. Е. Зиновьев как председатель ИККИ озвучивает своё понимание ленинизма с международной трибуны Коминтерна, на его V Конгрессе (июнь — июль 1924 года). В написанных им[13] и принятых на V (расширенном) пленуме ИККИ (апрель 1925) «Тезисах о большевизации партий Коминтерна» Зиновьев также упоминает «принципы ленинизма», используя связку последнего с большевизмом: «Большевизация есть умение применить общие принципы ленинизма к данной конкретной обстановке в той или другой стране[14]». Персонификация названия учения, использование в его наименовании имени того или иного основоположника (смитианство, картезианство, марксизм, ленинизм, сталинизм и пр.) иногда приводит к коллизиям между сторонниками учения после смерти его эпонима. Каждая из сторон развёртывает свою систему аргументов в защиту «истинности» своего видения, каким это учение должно быть. На XIV съезде ВКП(б) эти противоречия достигли такой остроты, что вдова Ленина, Н. К. Крупская, взяв слово, сказала: «Я думаю, что тут неуместны крики о том, что то или иное — это истинный ленинизм»[15], после чего по памяти сослалась на слова Ленина:

В истории были случаи, что учения великих революционеров искажались после их смерти. Из них делали безвредные иконы, но, представляя их имени почёт, притупляли революционное острие их учения[16]

после чего призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма». Ретроспективные поиски истины в этих спорных вопросах требуют глубокого понимания исторического материала, и предполагают тщательный анализ общественных сил, стоящих за течениями и лицами, либо принимающими самоназвание ленинцев (марксистов, большевиков и т. п.), либо тех, кого называют ленинцами или считают таковыми со стороны.

Ленинизм и марксизм

Восходящее к И. В. Сталину и распространённое в научной литературе определение

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции[17][6]

подразумевает, что: 1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме; 2) что зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя; 3) что ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К.Маркса и Ф.Энгельса[18]. Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма[19]) относится к практической, доктринальной части марксизма и ленинизма, не исчерпывая всех аспектов соотношения обоих учений.

В философских, теоретических аспектах оба учения имеют свой общий базис — диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В. И. Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: «Материализм и эмпириокритицизм»[20], «О значении воинствующего материализма»[21]. В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: в частности, от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории[22]. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм[23], требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук[21].

Основные положения

  • Империализм — высшая и последняя стадия капитализма.
  • Революции раньше всего произойдут в «слабых звеньях», то есть в неразвитых странах.
  • Для победы революции должен сложиться союз рабочих и крестьян, с руководящей ролью у первых.
  • Диктатура пролетариата осуществляется под руководством партии революционного авангарда.

Сталин о ленинизме

Системообразующим центром концепции ленинизма в трудах И. В. Сталина являются «Основы ленинизма» (подзаголовок: лекции, читанные в Свердловском университете)[17]. Представляя ленинизм как «то особенное и новое в трудах Ленина, что внёс Ленин в общую сокровищницу марксизма и что естественно связано с его именем», автор раскрывает содержание и значение этого учения в нескольких ракурсах.

В силу данного выше определения ленинизм можно представить как «применение марксизма к своеобразной обстановке России». Признав лишь частичную правильность этого утверждения, Сталин назвал его односторонним. Указав, что из это следовал бы формальный вывод, что ленинизм якобы чисто национальное, русское явление, он возразил: «Между тем мы знаем, что ленинизм есть явление интернациональное, имеющее корни во всём международном развитии, а не только русское»[17].

Равным образом в этой же работе Сталин представил и как «русское явление», и как одну из мировых социал-демократических тенденций «теорию преклонения перед стихийностью» — в числе тех, которым ленинизм противостоит[17]. Фраза «Товарищ Сталин говорил, что ленинизм есть высшее проявление русской культуры»[24] прозвучала в докладе П. Ф. Юдина «Философские взгляды Г. В. Плеханова», прочитанном 4 июня 1943 года на сессии Института философии АН СССР. Вновь она вошла в оборот сравнительно недавно[25].

Некоторые исторические оценки

Историк конца XX века Анатолий Латышев характеризовал ленинизм как «геноцид против собственного народа, проводимый большевистской партией»[26]:331 и полагал, что одной из основ ленинизма являлся принцип: «чтобы спасти одних, нужно погубить других». Как доказательство этой точки зрения А. Латышев привёл цитату из указания Ленина членам Совета обороны РСФСР от 1 февраля 1920 г.[27], когда вопрос продовольственного снабжения населения Советской России в условиях военного коммунизма стоял чрезвычайно остро: «1. Наличный хлебный паёк уменьшить для неработающих по транспорту; увеличить для работающих. Пусть погибнут ещё тысячи, но страна будет спасена»[26].

Примечания

  1. Новейший философский словарь. Научное издание / Мерцалова А. И.. — Минск: В. М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0
  2. текст
  3. [1] с. 97
  4. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=2eb28de7-7fc0-4908-81f2-86f72eeb3df9 с. 31
  5. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=2eb28de7-7fc0-4908-81f2-86f72eeb3df9 с. 32
  6. ↑ [2].
  7. Двенадцатый съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчёт. М.: 1923. — С. 611—615.
  8. Абрамович И. Л. Воспоминания и взгляды
  9. 1 2 Дьёрдь Лукач. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М.: Международные отношения. 1989
  10. Сталин И. В. Предисловие к первому изданию сборника «Вопросы ленинизма». — Соч., т.8.
  11. Suvarin. Stalin: A Critical Survey of Bolshevism. Ch. VIII.
  12. В 1926 году издаётся сборник «Вопросы ленинизма», в который И. В. Сталин добавляет к прежней брошюре ряд своих позднейших статей.
  13. Богдан Б. Зиновьев, Григорий Евсеевич в Большой биографической энциклопедии
  14. Коммунистический Интернационал в документах. М.: 1933, с. 478.
  15. Абрамович И. Л. Воспоминания и взгляды, с.33.
  16. Ленин В. И. Государство и революция. Глава I часть 1.
  17. ↑  
  18. Ср.: Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — 1929. — Т. 4. — С. 578.
  19. Марксизм-ленинизма
  20. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И : Полн. собр. соч. — Т. 18. — С. 7–384.
  21. 1 2 Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И : Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 23–33.
  22. Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — 1929. — Т. 4. — С. 580.
  23. Вольфсон М. Ленинизм // Малая советская энциклопедия. — 1929. — Т. 4. — С. 581.
  24. [3] с. 97
  25. Ленинизм — высшее достижение русской культуры. Пресс-служба Омского обкома КПРФ
  26. 1 2 А. Г. Латышев Рассекреченный Ленин. — 1-е. — М.: Март, 1996. — С. 84. — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-88505-011-2
  27. Ленин, ПСС, т. 40, стр. 81

Литература

  • Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма = Les Origines intellectuelles du léninisme. — 1-е. — Москва: МИК, 1998. — 304 с. — ISBN 5-87902-029-0
  • Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С. Н. Земляной. — М.: Междунар. отношения, 1990. — 141 с. — ISBN 5-7133-0356-Х
  • Marcel Liebman. Leninism Under Lenin. The Merlin Press. 1980. ISBN 0-85036-261-X
  • Paul Le Blanc. Lenin and the Revolutionary Party. Humanities Press International, Inc. 1990. ISBN 0-391-03604-1
  • Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И : Полн. собр. соч. — Т. 18. — С. 7–384.
  • Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Ленин В.И : Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 23–33.
  • Сталин И. В. Об основах ленинизма // Сталин И.В : Соч. — Т. 6.  


Ленинизм.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29