Лука (Конашевич)

Епископ Лука
Епископ Белгородский и Обоянский
9 октября 1755 — 1 января 1758
Предшественник: Иоасаф (Горленко)
Преемник: Иоасаф (Миткевич)
Епископ Казанский и Свияжский
9 марта 1738 — 9 октября 1755
Предшественник: Гавриил (Русской)
Преемник: Гавриил (Кременецкий)
Епископ Устюжский и Тотемский
28 сентября 1737 — 9 марта 1738
Предшественник: Сергий (Белоградский)
Преемник: Гавриил (Русской)
 
Имя при рождении: Лаврентий Конашевич
Смерть: 1 (12) января 1758(1758-01-12)
Принятие монашества: 1725

Епископ Лука (в миру Лаврентий Конашевич; ум. 1 (12) января 1758) — епископ Русской православной церкви, епископ Белгородский и Обоянский.

Содержание

Биография

В 1724 году он закончил полный курс Киевской академии (класс богословия) и был оставлен в ней преподавателем.

В 1725 году постригся и вскоре был назначен стряпчим (представителем) Киевской епархии в Москве, где киевские архиереи имели подворье.

В 1727 году назначен был учителем пиитики в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

9 сентября 1730 года определён проповедником и в том же году привлечён к допросу по делу киевского архиепископа Варлаама Вонатовича.

В 1732 году «конционатор» Лука, по требованию графа фельдмаршала фон Миниха, перемещён был в Санкт-Петербург законоучителем кадетского корпуса. Кроме прямых своих обязанностей по корпусу, Лука Конашевич исполнял поручения высшей власти: наставлял в истинах православной веры пожелавших принять православие солдат из чувашей Копорского полка и увещевал служителя смоленского шляхтича князя Михаила Друцкого-Соколинского Матвея Шукеевича сознаться в вымышлении чуда от иконы Пресвятые Богородицы, бывшей в доме одного шляхтича в деревне Шелбицах Смоленского уезда.

В 1735-м году 20 октября Лука Конашевич назначен был настоятелем Симонова монастыря, с производством в сан архимандрита, и тогда же ему поручено было осмотреть все книги в библиотеках Московской типографии и Синодальной (Патриаршей), и «если что востребуется к лучшему учреждению сих библиотек, то устроить общим согласием в Синодальной с казначеем и ризничим, а в типографской с директором; излишние же на греческом, латинском и прочих иностранных диалектах книги, если их окажется одним званием по 20-ти и более, оценив, продать с публичного торга, оставив в библиотеках по одному лучшему экземпляру, и о проданных донести».

На Устюжской епархии

В 1737 году архимандрит Лука назначен был, а 28 сентября хиротонисан во епископа Устюжского и Тотемского, прибыл в Устюг 1-го января 1738 года и управлял епархией несколько месяцев.

Памятником своей просвещенной деятельности о благе Устюжской епархии он оставил основанную им в Великом Устюге латинскую школу с семинариею, над которыми смотрение поручил вызванному из Москвы канцеляристу Алексею Иванову Панову и которые, по упразднении Великоустюжской епархии, переведены были в Вологду.

На Казанской кафедре

9 марта 1738 года преосвященный Лука перемещён был на Казанскую кафедру.

Проявил выдающуюся деятельность по управлению Казанской епархией: особенно достопримечательна его заботливость о Казанской семинарии: он ревностно занялся устройством её по образцу Киевской и Московской академии; он вытребовал обратно в семинарию распущенных предшественником его архиепископом Гавриилом 68 воспитанников, принял в 1739-м году значительное количество новых учеников и таким образом в этом году в семинарии оказалось 183 воспитанника. При нем завершена была постройка каменного семинарского корпуса.

В 1742 и 1749 годах пожаром уничтожены были все деревянные постройки при семинарии, и преосвященный Лука на отпущенную из коллегии экономии, по его усиленному ходатайству, сумму построил новые камённые здания при семинарии как жилые, так и службы, деревянную ограду в 45 сажен окружностью, а равно возобновил пострадавшие от пожара деревянные части главного семинарского здания; он же устроил в семинарии теплую и холодную церкви.

Желая иметь учительных пастырей, особенно потребных для лучшего успеха в деле проповеди православия и обращения в православие инородцев, как-то: татар, черемис (марийцев), чувашей, мордвы и вотяков (удмуртов), преосвященный Лука расширил программу семинарского преподавания и в 1739 году составил и отослал в Высочайший Кабинет новый штат Казанской семинарии.

В 1738 году он открыл в семинарии класс арифметики, в котором преподавалась и геометрия; в 1739 году — класс философии (первым преподавателем в котором был иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович, бывший впоследствии Казанским митрополитом), а затем класс богословия, для преподавания в котором выписал из Киева Феофана Игнатовича, бывшего впоследствии епископом Черниговским, и Леонтия Кременецкого.

Его же заботами устроена была семинарская библиотека и снабжена «многими знатных авторов разноязычными и особливо латинскими книгами», большая часть которых составляла собственную библиотеку преосвященного Луки. На запрос Синода о том, нет ли нужды в присылке экзаменаторов для ставленников в Казанской епархии, преосвященный Лука ответил отрицательно; он же усиленно хлопотал об увеличении жалованья духовенству Оренбурга и служащим в Оренбургском духовном правлении.

Лука Конашевич вёл общее с казанским губернатором следствие о раскольниках, живших на Яике у казаков, беглых из русских городов, и принимал разумные меры для обращения раскольников к Русской православной церкви. Он же разрешил жёнам преступников, сосланных «в вечную ссылку» в Рогервик, вступать во второй брак.

Особенную ревность Лука Конашевич показал в деле обращения инородцев в православие. До прибытия его в Казань христианство распространялось в Казанской епархии медленно. В первой четверти ХVІІІ века крещеных иноверцев в этой епархии считалось не более 13322 душ, тогда как некрещеных было до 285464 души, а с 1719 года по 1730 год вновь окрещённых в ведомости Казанского митрополита Сильвестра показано 2160 человек.

Вследствие неудовлетворительного и часто недобросовестного ведения христианской проповеди инородцам-иноверцам в Казанской епархии, комиссиею новокрещенских дел Высочайшим указом от 11 сентября 1740 года образована была новая миссия для обращения к христианству инородцев, которая должна была действовать в четырёх губерниях: Казанской, Астраханской, Нижегородской и Воронежской и образовала собою так называемую «контору новокрещенских дел», главным начальником которой назначен был нарочито вызванный для этого учитель Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит Димитрий Сеченов, определённый вместе с тем настоятелем Свияжского Богородицкого Успенского монастыря. В том же указе дана была Димитрию Сеченову подробная инструкция, определяющая новую его деятельность. В помощь ему выбрано было 30 молодых людей из духовенства, бедного купеческого и дворянского сословия, из знающих языки инородцев, и посланы к епископу Луке Конашевичу для получения богословского образования, «пока они, как сказано в данном по этому случаю указе от 1 мая 1740 года, к произведению во священство, по святых отец канонам, приспеют в возраст совершенный».

Непосредственное участие Димитрия Сеченова в обращении иноверцев сопровождалось большим успехом: в 1742-м году он доносил в Синод: «В прошлом 1741-м году в Казанской и Нижегородской губерниях разных народов иноверцев целыми деревнями и всеми уездами и сотнями как мужеского, так и женского пола все до единого человека святым крещением просветились. А в продолжение двух лет (1741 и 1742) в разных селениях Казанской и Нижегородской губернии крещено и наставлено в вере под руководством архимандрита Сеченова 17362 человека». В заботах о надлежащем просвещении[нейтральность?] инородцев Сеченовым строились церкви в деревнях новокрещеных, заводились школы, испрашивались разные льготы и, между прочим, принимались меры к переселению крещеных иноверцев из деревень, населенных некрещеными, в русские деревни. Памятником литературным ревности[Что?] Луки Конашевича о просвещении инородцев является сохранившееся в рукописи Архива Синода, сочиненное им «Слово к попросвещенному Калмыцкому в Ставрополе и прочих там жилищах имеющемуся собранию». В этом Слове, между прочим, читаем: «От многих достоверных свидетелей слышно, да и мне самому в некоторых жилищах ваших, посещая епархию свою, бывшу случилося видеть, что многие из вас по обыкновению идолопоклонническому всякие мерзские пищи употребляют, нечистых скотов ядят без разбору, а что пуще Божьим законом завещанной и преданиями святых отец отверженной мертвечине касаются и несытно питаются и уже в толикое бесстудство и развращение устремились, яко под внешним человеческим видом звериному внутрь их естеству крытися. Всяк бо мясом скотов падших или, паче рещи, трупом скотов умерших и уже червями растленных питаяйся, не человеком разумным, по псом и другим плотоядным зверем подобен есть».

18 сентября 1742 года Димитрий Сеченов оставил контору новокрещенских дел, — он был назначен на Нижегородскую кафедру. При приемнике его, архимандрите Сильвестре дело миссионерское пошло хуже. Новокрещенские школы переданы были в исключительное ведение Луки Конашевича, который уже по своему усмотрению назначал в них учителей и заботился о материальном обеспечении учеников. Преосвященный Лука сам построил в татарских слободах г. Казани две церкви и при них завёл школы для одних новокрещёных, в этих школах обучали татарскому, чувашскому, черемисскому и русскому языкам, Закону Божию и молитвам. Иноверцы, тяготясь поборами и рекрутчиною, взыскиваемыми с них за новокрещёных, стали чинить последним обиды, а именно: сотники, волостные старосты, выборные заставляли новокрещеных платить до окончания данной им трехмесячной льготы не только равные с другими, но и большие подати, заставляли их участвовать в рекрутских складках и, кроме того, делали им притеснения на каждом шагу, делали на них доносы в суды, по которым новокрещеные забирались в тюрьмы, где и страдали подолгу безвинно.

Переселение новокрещеных из деревень некрещеных еще более усиливало неприязнь между теми и другими. Вследствие неоднократных донесений в Правительствующий сенат конторы для переселения и защищения новокрещёных о чинимых им некрещёными продерзостях, Сенат строго приказал местному начальству исполнять указы относительно новокрещеных, что не могло не усилить неудовольствия иноверцев, тем более что с отъездом Димитрия Сеченова во многом изменился характер и самой проповеди: прежде иноверцев не неволили принимать христианство, теперь же в деле обращения иноверцев стали прибегать к мерам сомнительным, и епископ Лука Конашевич не чужд был некоторой нетерпимости к иноверцам: насильно строил церкви и часовни среди инородческих населений; забирал детей против воли родителей в новокрещенские школы, совершал мимо домов иноверцев крестные ходы и проч.

Всё это создало всеобщее ожесточение и озлобление со стороны иноверцев, так что некоторые новокрещеные из татар вошли в Синод с жалобами на то, что они неволею крещены епископом Лукою Конашевичем в православную веру, будучи во время крещения не в своём уме; время шло, а жалобы подобного рода не прекращались, и Синод признал необходимым 9 октября 1755 года перевести Луку Конашевича в Белгород «в предварение всеобщего смятения, а также в прекращение часто случавшихся по той же причине со светскими правительствами несогласий».

На Белгородской кафедре

Преосвященный Лука и на новой кафедре явил себя ревностным поборником просвещения. Характеристикою его отношения к такого рода деятельности может служит следующий факт. Преосвященный потребовал, чтобы положенный взнос церквами 30-й доли хлеба на содержание Харьковского коллегиума производился неукоснительно, и когда священники Ахтырского ведомства просили его уволить их от исполнения сего требования за неимением при церквах ни земель, ни других каких-либо угодий, то Лука Конашевич положил на их прошении такую резолюцию: «за неисполнение преждепосланного указа доправить 30-ю долю вдвое, без всякого упущения и для того взыскания послать нарочитого по инструкции».

В заботах о лучшем устройстве хозяйственной части того же коллегиума преосвященный Лука учредил указом от 29 августа 1756 года для заведования ею собор, в котором должны присутствовать учителя богословия, философии, риторики и пиитики.

Лука Конашевич управлял епархиею два года и три месяца, скончался 1-го января 1758 года и погребён в соборной Белгородской церкви.

Ссылки

Примечания

Лука (Конашевич).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29