Мадонна дель Пополо

Рафаэль Санти
Мадонна с вуалью, ок. 1508
Madonna del Velo
Доска, масло. 120×90 см
Музей Конде, Шантийи

«Мадонна с вуалью» (итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, где висела напротив рафаэлевского портрета заказчика и именовалась «Мадонной дель Пополо» (Madonna del Popolo). Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».

Картина, известная по многочисленным гравюрам и репродукциям, изображает святое семейство — Марию, Иосифа и младенца Христа. Мадонна своей позой и нарядом напоминает фигуру Справедливости в ватиканских станцах Рафаэля. Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. Рентгеновское исследование показало, что фигура Иосифа изначально не входила в замысел художника и была дописана им позже, заменив окошко в углу композиции.

В 1591 году Мадонну дель Пополо и парный к ней портрет папы Юлия II забрал из церкви племянник папы Григория XIV — кардинал Сфондрати. Через 17 лет он продал обе картины Шипионе Боргезе. По состоянию на 1693 год оба полотна оставались в собрании Боргезе, однако в XVIII веке их следы теряются. Долгое время считалось, что картина попала в святилище Богородицы в Лорето, оттого за ней закрепилось второе название — «Мадонна Лорето» (Madonna Loreto). Когда в 1759 году и это полотно пропало, его пришлось заменить низкокачественной копией, которая некоторое время выдавалась монахами за оригинал.

В 1979 г. Институт Франции и Луврский музей организовали выставку в музее Конде (замок Шантильи), на которой публике была представлена расчищенная от позднейших записей и отреставрированная версия Мадонны с вуалью. В каталоге замка она традиционно числилась как произведение малоизвестного Джанфранческо Пенни. Французским учёным удалось доказать, что оригинал Рафаэля вовсе не был утрачен, как принято было считать, а хранился в собрании принцев Конде в Шантильи. Рентгеновские исследования подтвердили, что по мере работы над полотном автор внёс несколько существенных изменений в композицию Святого семейства.

Литература

  • Gould, C. «Afterthoughts on Raphael’s So-Called Loreto Madonna». // The Burlington Magazine 122: 336. May, 1980.
  • Partridge, L; Starn, R. Renaissance Likeness: Art and Culture in Raphael’s Julius II. University of California Press, 1980. Pp. 1, 96, 102—103. ISBN 0520039017.

Мадонна дель Пополо.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29