Достопримечательность | |
Нарвские триумфальные ворота
|
|
|
|
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | ампир |
Скульптор | С. С. Пименов, |
Архитектор | В. П. Стасов |
Строительство | 1827—1834 годы |
Статус | Объект культурного наследия РФ № 7810230000 |
Нарвские триумфальные ворота на Викискладе |
Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге. Расположены на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».
Триумфальные ворота построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и двух коней)[1], П. К. Клодт (первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м.
Содержание |
Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Срок возведения один месяц.[2]
Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, скульптуры римских воинов.
Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой.
По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров.
Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 октября, 25 октября.[2]
Однако возведенные в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга участник войны М. А. Милорадович встал на их защиту, и на высочайшем уровне Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места.
Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов).
Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями. (Пименов и Демут-Малиновский).
Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы — скульптор И. Леппе[3].
Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.[1]
По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.
Посмотреть на новые ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.
Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия в условиях петербургского климата стала корродировать. К концу XIX века 1877—1880 ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию.
В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы. 28 февраля 1917 года памятник был подожжён толпою рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения.
В 1924 была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).
Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. у ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска победители.
После войны ворота реставрировались еще трижды: 1949—1952 (архитектор И. А. Бенуа), 1978—1980, 2002—2003. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.
Является филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает Музей воинской славы.
Нарвские триумфальные ворота.