Николай Мирликийский

Николай Чудотворец
Άγιος Νικόλαος

Святитель Николай (икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век)
Рождение:

ок. 270 года 
Ликия

Смерть:

ок. 345 года

Почитается:

в Православной и Католической церквях

В лике:

святителей

Главная святыня:

мощи в городе Бари (Италия)

День памяти:

6/19 декабря и 9/22 мая

Святи́тель Никола́й[1]; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270, Ликия — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.[3][4][5]

Содержание

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Из-за того что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мир Ликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284305) и Максимиана (годы правления 286305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему — среди них один из храмов Артемиды (также известной как Диана).

Сказание о якобы допущенном свт. Николаем во время Вселенского Собора (325) ударе своего оппонента Ария по лицу должно быть признано ложным, как несообразное с личным характером святителя и возникшее не ранее XIV—XV века[6].

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Деяния и чудеса

Спасение моряков
(Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[7]. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Перенесение мощей

Базилика Святого Николая
Гробница святителя Николая

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

По легенде, в 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он якобы взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая и привезти их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах, при этом, рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года[источник не указан 193 дня].

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II[8].

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца.

Установление праздника

Празднества венецианцев в день переноса мощей св. Николая. Гвидо Рени (1575—1642), Лувр

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным[9].

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году[10]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.)[11]. Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года)[12]. По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году[13].

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. Сербы и греки этого праздника не знают, хотя Николай Чудотворец считается покровителем как Сербии, так и Греции.

Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.

Почитание

Современный месяцеслов Православной Церкви содержит шесть[14] праздников св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей — Преставления св. Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской Церкви и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы.[14][17] Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Также память его чествуется еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями[18].

Мощи святителя Николая

Пустой саркофаг святителя Николая в Демре
Гробница Николая Чудотворца в Бари

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).

В 2009 году группа из Манчестерского университета[19], реконструировало по черепу лицо Николая. По данным исследования, Николай был крепко сбитым мужчиной роста примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Был вегетарианцем.[20][21]

1 марта 2009 года Храм в честь святителя Николая (построен в 1913—1917 годах) вместе с Подворьем Русской православной церкви в Бари переданы РПЦ. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.[22]

В России

В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон[23]; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

Памятники

Интересные факты

Никола Можайский (рельеф к. XVII — н. XVIII вв., Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва
  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году[29][30]. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
  • На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
  • Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
  • Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.[31] Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
  • Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
  • Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили ее князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел[32].

См. также

Примечания

  1. В старом (до реформ Никона) русском варианте именовался «Нико́ла», в украинском — «Микола»
  2. Приведена традиционная для русской литературы форма обозначения его титула по городу Мира («Миры»), заимствованная из церквонославянского
  3. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)
  4. Ученые восстановили внешность великого святого по его мощам.
  5. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИКОНОГРАФИИ»: ДИСКУССИИ И ВЫВОДЫ
  6. Воронов Ливерий, протоиерей. Святитель Николай — ревнитель и защитник православия
  7. Agiograf
  8. Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари Седмица.ру, Православная энциклопедия, 21 мая 2008 г.
  9. Житие (краткое) Святителя Николая Чудотворца.
  10. Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. // Издание: СПб. , 1882, с. 122.
  11. Глава IV Состояние богослужения / История Русской Церкви. Т. II. // Издание: СПб. , 1889, с. 229.
  12. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография образа святителя Николая.
  13. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. Спб., 2002, с. 254.
  14. ↑ Русские службы Рождеству святителя Николая
  15. Дни памяти: Май 9 (Перенесение мощей), Июль 29, Декабрь 6 — pravoslavie.ru
  16. Обзор международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии
  17. Русская гимнография св. Николаю: проблемы её изучения» // «Правило веры и образ кротости… Образ св. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». — М., изд-во ПСТБИ, 2004. — С. 356—369.
  18. Богослужебный круг // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 536. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
  19. Под руководством Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson), по рентгеновским снимкам и краниологическим измерениям профессора Мартино.
  20. Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам
  21. Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам (2)
  22. Дмитрий Медведев принял от Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано символические ключи от подворья Русской православной церкви
  23. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 492.
  24. Памятник Николаю Чудотворцу на площади города Можайска (Московская область)
  25. Памятник Николаю Чудотворцу появился на Соборной площади Перми
  26. Дальневосточный полпред открыл памятник Николаю Чудотворцу в столице Камчатки
  27. В Калининграде установили скульптуру Николая Чудотворца, подаренную региону четыре года назад // Интерфакс, 23 декабря 2009 год
  28. «Память пионерам океанического лова»: фоторепортаж «Нового Калининграда. Ru» // Новый Калининград.ру, 8 июля 2010
  29. М. М. Валенцова. Е. С. Узенева. Никола зимний // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004, 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
  30. Агапкина Т. А. Никола вешний // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 3. — М.: Институт славяноведения РАН, 2004, 704 с. ISBN 5-7133-0703-4 (общ.), ISBN 5-7133-1207-0 (Т.3).
  31. Орлова К. В. История христианизации калмыков: середина XVII — начало XX в. — М.: «Восточная литература» РАН, 2006. — с.187 — ISBN 5-02-018477-2
  32. Гордиенко Э. А. Иконы Николы на круглой доске в Новгороде //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1 (23). С. 23-31.

Литература

Первые упоминания
  • Список соборных Отцов, участвовавших в Никейском Соборе (325 год) // Передан Феодором, константинопольским чтецом (прибл. в 510 году)
  • Евстрафий Константинопольский «Трактат о состоянии душ после смерти» (583 год). Описывает чудеса, о которых он он прочел в «Житии Николы»: историю генералов Константина, освобожденных из темницы после явления святого во сне императору (Praxis de stratelatis, «О трех воеводах»). Этот эпизод связывается с другим, в котором св. Николай спасает трех невинных узников от усечения мечом, когда святой предлагает генералам призывать его («О трех мужах, како св. Никола избавил их от напрасныя смерти»).
После переноса мощей, Средневековье
  • Архив Базилики св. Николая. Латинские, византийские и славянские скрипты
  • Архимандрит Михаил Записки о житие св. Николая (ок. IX в.) // На основе рассказов жителей Мир. Первым рассказывает об эпизоде (известнейшем на Западе) о трех девицах, которым св. Николай дает приданое для достойного брака.
  • Жизнь и деяния святого отца нашего Николая; Чудеса в Эфесе (X век) // В писании появляются заимствования из апокрифического жития архимандрита Николая Сионского. Поэтому с самого начала фигура св. Николая соединила в себе разнородные элементы.
  • Корпус, опубликованный в Слово на перенесение честных мощей святого Николая из Мир Ликийских в город Бар» (в тексте датировано 1095 годом), два жития (житие святого, написанное Метафрастом со включением: «Мудра некая вещь», и «Житие Николая Сионского», или «Иное Житие»), два «Похвальных слова» и «Служба» о перенесении мощей св. Николая. А также «Посмертные чудеса» (обычно насчитывается 15), которые добавляются в качестве второй части (начало: «Добро бо есть нам») жития («Во дни прежняя»), которое Метафраст смешивает с житием Николая Сионского.
  • Булла Урбана II (архив Кафедрального Собора в Бари) от 15 октября 1089 года
  • «Слово о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского в Барград» // конец XI века
  • Иоанн Архидиакон Historia Translationis S. Nicolai episcopi ex Mira Liciae ad Apuliae oppidum Barium // Обильно цитированная в Historia ecclesiastica Ордерико Витале (ок. 1140 года), и опубликованная впервые: Laurentius Surius, De probatis Sanctorum historiis, III, Coloniae Agrippinae, 1618
  • «Повесть о Николе Заразском» // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. — М., 1981. — С.176-183.
  • Один из образцов рассказов о Св. Николае на Руси XV—XVI вв.
  • П. Власий Сказание о явлении за р. Улеймою в 1460 г. образа св. Хр. Николая, об основании на месте явления его Ник.-Улейм. Монастыря. // Цитируется в позднем источнике XVIII века
  • Сербские летописи о дарах епископов Базилике Св. Николая: икон, алтаря закрывающего мощи, денежных отчислений и др.
Российская империя
  • Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
  • «Журнал путешествия на остров Мальту Боярина Бориса Петровича Шереметева в 16971699 годах». // Памятники дипломатических сношений древней Руси с державами иностранными, СПб., 1871, столб. 1680—1683. // — Первое документированное свидетельство о паломничестве к св. Николаю. Шереметьев встретил горячий прием со стороны каноников капитула св. Николая и рассказал об этом в духе христианского братства. «И велию веру имеют латины к Чудотворцу Николаю и приезжают множество»
  • Древнерусские жития святых как исторический источник — ГЛАВА V, конец главы. // Рассказы о Николае на Руси XV—XVI вв.
  • Василий Григорович-Барский Странствования по святым местам (1724 год) // Согласно Православному Палестинскому обществу (сообщение от 1884 г.), его дневник заслуживает «Первого места в русской паломнической литературе». Также «Українські письменники. Біо-бібліографічний словник» (Kиїв, 1960, т. I) посвящает ему немало места (стр. 206—209)
  • Алексей Афанасьевич Дмитриевский Православное Русское Паломничество на запад. К мироточивому гробу мирликийского святителя Николая в Бари // ТКДА № 1, — 1897, — стр. 99-132. И отдельным изданием: Киев, 1897
  • Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9-го мая в память перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар. // ТКДА № 4, 1874
  • Микола угодник и св. Николай. — Записки нео-филологического общества. — СПб: Типография В. С. Балашева, 1892.
  • Аничков Е. В. Св. Николай и Артемида Эфесская. Оп.: Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества, т. 9, — СПб., 1895, — стр. 69-86
СССР, 20 век
  • Воронов Л., священник (Ленинград). Святитель Николай — ревнитель и защитник Православия // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 6. — 65-75, № 7. = 66-74
Новое время
  • Cioffari G. La leggenda di Kiev. / Слово о перенесении мощей святителя Николая // Bari, 1980
  • Cioffari G. S. Nicola nella critica storica // Bari, 1987
  • Cioffari G. Gli zar di Serbia, la Puglia e S. Nicola // Bari, 1989.
  • Cioffari G. Viaggiatori russi in Puglia, in collaborazione con G. Dotoli // Fasano (Br), 1991
  • Cioffari G. Storia della chiesa russa di Bari // Nicolaus Studi Storici, — 2001
  • Cioffari G. (О. Джерардо Чоффари) «Слово» и Праздник перенесения мощей святителя Николая Угодника, в отношениях между православными и католиками
  • Cioffari G. La Traslazione di S. Nicola. Nelle fonti Latine dell’XI secolo E nelle fonti Russe  (итал.) // Материалы с международной научной конференции «Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии» (обзор прошедшей конференции)
  • Cioffari G. (Отец Джерардо Чоффари) Св. Николай в истории
  • Cioffari G. Перенесение мощей Святителя Николая в латинских источниках XI века и в русских рукописях
  • Вознесенский А., Гусев Ф. Святитель Николай Чудотворец // М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005 г., 664 стр.
  • Владимир А. Д. Николай Чудотворец. Житие и чудеса святителя Николая, архиепископа. — Olma Media Group, 2002. — 192 с.
  • Владимирова Е. Святитель Николай Чудотворец // М.: Эксмо, 2011. 128 с., Серия «Религия. Великие православные святые», 4 000 экз., ISBN 978-5-699-52221-7
  • Сеньчукова М., Плюснин А. Святитель Николай чудотворец: Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. — М.: Благовест, 2011. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9968-0126-8
  • Бугаевский А. В. Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)

Ссылки

  • Сайт Подворья Русской православной церкви в Бари
  • Центр Исследования св. Николая (итал.) официального сайта Базилики Святого Николая в Бари
  • Сайт Базилики Святого Николая (итал.)
  • Сайт, посвященный Николаю Чудотворцу
  • Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (иконы, молитвы, храмы, святыни) на сайте Православие.Ru
  • Никола — «Русский бог» на сайте Православие.Ru
  • Погребняк Н., протоиерей. Великий Чудотворец. Из истории иконографии святителя Николая
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Николая Чудотворца
  • Николай Чудотворец — радиопередача, Радио «Свобода»
  • Реконструкция учёными облика Св. Николая по его мощам, продолжение

Николай Мирликийский.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29