Петербургский государственный университет путей сообщения

Петербургский государственный университет путей сообщения
(ПГУПС)
Год основания

1809

Ректор

В. И. Ковалёв

Президент

В. Н. Лобко

Расположение

Санкт-Петербург

Юридический адрес

190031, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом № 9

Сайт

http://www.pgups.ru

59°55′26″ с. ш. 30°18′57″ в. д. / 59.923889° с. ш. 30.315833° в. д. (G) (O) (Я)

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802529000объект № 7802529000

Петербургский государственный университет путей сообщения (аббревиатура — ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, ЛИИЖТ). Главный корпус расположен по адресу Московский проспект, дом № 9

Содержание

История

Монета ЦБ РФ

Одно из первых высших технических учебных заведений России. Предтечей института был отдел «по учебной части», расширенный и дополненный в Департаменте водных коммуникаций Н. П. Румянцевым в 17981809 годах[1].

Учреждён Высочайшим Манифестом 20 ноября (2 декабря1809 года[1] как Институт Корпуса инженеров путей сообщения, торжественно открыт 1 (13) ноября 1810 года. Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.

Институт при Бетанкуре

Институт на момент открытия был кадетским корпусом тесно связанным с ведущими ВУЗами столицы, такими, как Академия наук, Главное инженерное училище Российской империи и созданный позднее Петербургский университет. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нём вместе с гимназическим этапом обучения составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками (по первому разряду) и подпоручиками (по второму разряду).

Первым руководителем института в должности генерального инспектора был Августин Августинович Бетанкур (17581824).

В 1813 году при институте основан музей (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации).

При Институте под руководством профессора П. И. Собко для научно-учебных целей была организована первая в России механическая лаборатория.

В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников была создана школа путей сообщений с трёхлетним сроком обучения[1].

В 1823 году Институт был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов[2].

Таким образом Институт являвшийся первым российским техническим высшим учебным заведением в области транспорта перешедшим на стандарт высшего инженерного образования с пятилетним курсом обучения в 1864, но на протяжении долгого времени не имевший факультетов и готовивший инженеров путей сообщений широкого профиля — специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

18261851 годы. Подготовка и создание железных дорог

С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений как в России, так и за рубежом[1].

С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.

С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики, утверждён заведующим кафедрой. Ведёт лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту.
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов[1].

Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратует за просветительскую работу в рамках института.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги[1].

Кроме того, на действующей дороге велась большая научная работа, включавшая в себя теоретические разработки основ железнодорожного дела и экспериментальная работа по сбору статистических данных постоянного использования железнодорожных машин и механизмов.

Корпус на углу Московского пр. и наб. Фонтанки, построенный в 1952 г. по проекту архитектора В. И. Кузнецова

После создания Николаевской дороги в 1851 году

Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения Тимошенко, Степан Прокофьевич в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин[3].

С 1924 Институт инженеров путей сообщения (с 1949 им. академика В. Н. Образцова).

В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС) был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929-1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:

В 1954 году слит с Ленинградским электротехническим институтом железнодорожного транспорта.

В 1993 году институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения.

На базе ПГУПСа действует единственный в России Институт пром. и гор. транспорта.

ПГУПС работает в здании бывшего Юсуповского дворца на Садовой улице (сер. 18 в.; перестроен в 1790, (архитектор Джакомо Кваренги)) и специально построенных корпусах (1823, архитектор А. Д. Готман; 1893-95, архитектор И. С. Китнер)[4].

Персоналии института

В институте работали и учились: Н. А. Белелюбский, Б. Е. Веденеев, Я. М. Гаккель, Г. О. Графтио, А. Н. Крылов, С. Я. Жук, Д. И. Журавский, С. В. Кербедз, П. П. Мельников, Д. И. Менделеев, В. Н. Образцов, А. А. Эйлер, Г. П. Передерий, Е. О. Патон[4].

Преподаватели
Для прочтения лекций в Институт приглашались известные в мировой практике учёные:

В разные годы здесь работали:

Знаменитые выпускники

Не закончил обучения (отчислен из-за дуэли с преподавателем) Александр Павлович Шипов (18001878) — экономист, основатель журнала «Вестник Промышленности», председатель биржевого и ярмарочного Комитетов Нижегородской ярмарки[5].

В 1933 году рабфак института закончил Гуревич, Анатолий Маркович - будущий сотрудник советской военной разведки, один из руководителей группы «Красная капелла».

Факультеты

  • Механический
  • Мосты и тоннели
  • Строительный
  • Управление по международным связям
  • Управление процессами перевозок
  • Экономика и социальное управление
  • Электромеханический
  • Электротехнический
  • Очно-заочный (Вечерний) факультет
  • Факультет довузовской подготовки
  • Заочный факультет
  • Институт повышения квалификации и переподготовки

Имеются: геолого-геодезическая база, работает Учебно-курсовой комбинат.

Филиалы

  • В Великих Луках
  • В Мурманске
  • В Петрозаводске
  • В Волховстрое
  • В Вологде [6]

Средние специальные учебные заведения

С 2010 года в структуру Университетского комплекса ПГУПС входят средние специальные учебные заведения[7]:

  • Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова
  • Вологодский техникум железнодорожного транспорта
  • Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта
  • Ухтинский техникум железнодорожного транспорта
  • Медицинское училище

Примечания

  1. ↑ Дороги царей // Урал. — 2004. — № 10.
  2. Вновь стал гражданским учебным заведением с пятилетним сроком обучения в 1864 году
  3. Подготовка инженеров России в XIX веке
  4. 1 2 1) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, 1809-1959. М., 1960; 2) Достойны высшего признания: выдающиеся представители первого трансп. вуза России в высш. науч. и творч. учреждениях страны. СПб., 1999. А. П. Купайгородская.
  5. Шипов Александр Павлович//Biografija.ru.
  6. Приказ Росжелдора от 16.07.2007 N 225 О создании и реорганизации филиалов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения»
  7. Список и описание средних специальных учебных заведений ПГУПС (с официального сайта)

Литература

  • Е. Соколовский - 50-летие института и корпуса инженеров путей сообщения. СПб, 1859.
  • С. М. Житков - Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. СПб, 1899.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Докторантура и аспирантура ПГУПС
  • Сайт дистанционного обучения ПГУПС
  • Профсоюзная организация ПГУПС
  • Статья в «Энциклопедии Санкт-Петербурга»
  • Статья на сайте citywalls.ru

См. также


Петербургский государственный университет путей сообщения.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29