Северо-Западные железные дороги — одна из железнодорожных дорог Российской империи, затем РСФСР и СССР.
Образована в 1906 году при слиянии Петербурго-Варшавской ж. д. c Балтийской и Псково-Рижской ж. д. В 1929 г. участки бывшей С.-З. дороги, находившиеся после распада Российской империи в границах РСФСР объединены с Октябрьской ж. д. В 1940-1953 гг. линии в составе Ленинградской ж. д.
В настоящее время участки С.-Петербург-Варшавский — Скангали, Тосно — Ивангород, Псков — Печоры-Псковские относятся к Октябрьской железной дороге; Печоры — Валга, Нарва — Таллин — Палдиски — к Эстонской ж. д.; Карсава — Курцумс, Валка — Рига — к Латвийской ж. д., Турмантас — Марцинконис — к Литовским ж. д., Поречье — Брузги - к Белорусской ж. д.; Кузница — Варшава-Виленская — к Польским ж. д.
История
Псков. «Царская» часовня в память отречения Николая II от престола на Привокзальной площади
Вокзал ст. Новый Петергоф
Линии в составе дороги
Балтийская линия
- Дерптская ветвь. 184 версты.
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Тапс |
0 |
1870 |
II |
с 1876 - узловая |
Рекке |
31 |
1876 |
н/д |
|
Лайсгольм |
43 |
1876 |
н/д |
|
Таббифер |
85 |
1876 |
н/д |
|
Дерпт |
106 |
1876 |
II |
|
Эльва |
130 |
1889 |
н/д |
|
Валк |
184 |
1888 |
н/д |
с 1889 - узловая, примыкание к ж.д. Псков – Рига |
- Гапсальская ветвь. 73 версты.
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Кегель |
0 |
1905 |
н/д |
с 1905 - узловая |
Ристи |
42 |
1905 |
н/д |
|
Гапсаль |
73 |
1905 |
II |
|
- Ораниенбаумская ветвь (пригородная). 24 версты (37 вёрст от Санкт-Петербурга).
Варшавская линия
- Главный ход Санкт-Петербург – Варшава. 1046 вёрст
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Санкт-Петербург |
0 |
1853 |
в/к |
Санкт-Петербургский ж.д. узел |
Александровская |
21 |
1853 |
III |
c 1895 - проложена ветка к Императорскому павильону |
Гатчина |
42 |
1853 |
II |
c 1870 - узловая, соединение с линией Тосно – Балтийский Порт |
Луга |
129 |
1857 |
II |
|
Псков |
257 |
1859 |
I |
с 1889 - узловая, соединение с Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. |
Остров |
306 |
1860 |
н/д |
|
Пыталово |
345 |
1860 |
III |
c 1902 - узловая, боковая ветка Пыталово – Сита |
Корсовка |
376 |
1860 |
н/д |
|
Режица |
417 |
1860 |
н/д |
с 1901 - узловая, пересечение с Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. |
Антонополь |
435 |
1860 |
н/д |
|
Двинск |
497 |
1860 |
I |
с 1861 - узловая, пересечение с Риго-Двинской ж.д. и Двинско-Витебской ж.д. |
Калкуны |
502 |
1862 |
III |
с 1873 - узловая, пересечение с Либавской ж.д./Либаво-Роменской ж.д. |
Свенцяны |
585 |
1862 |
III |
с 1895 - узловая, соединительная ветка Свенцяны – Березвечъ |
Вилейская |
649 |
1862 |
II |
с 1873 - узловая, примыкание Либаво-Роменской ж.д. |
Вильна |
658 |
1862 |
I |
с 1884 - узловая, примыкание Полесских ж.д. |
Ландварово |
675 |
1862 |
н/д |
с 1862 - узловая, магистральная ветвь на Восточную Пруссию |
Ораны |
732 |
1862 |
III |
c 1895 - узловая, боковая ветка Ораны – Олита |
Гродно |
806 |
1862 |
I |
|
Белосток |
884 |
1862 |
II |
с 1872 - узловая, пересечение с Брестско-Граевской ж.д. и Полесскими ж.д., |
Лапы |
906 |
1862 |
н/д |
с 1893 - узловая, пересечение с Привислинскими ж.д. |
Малкин |
967 |
1862 |
н/д |
с 1887 - узловая, пересечение с Седлец-Малкинская ж.д. |
Варшава |
1046 |
1862 |
в/к |
Варшавский ж.д. узел. Смена колеи. |
- Магистральная ветвь Ландварово – Вержболово – Эйдкунен (Восточная Пруссия). 162 версты.
- Боковая ветвь Ораны – Олита. 36 вёрст.
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Ораны |
0 |
1862 |
III |
c 1895 - узловая, боковая ветка Ораны – Олита |
Патаранцы (Олита) |
36 |
1895 |
н/д |
|
- Боковая ветвь Свенцяны – Березвечъ. 119 вёрст.
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Свенцяны |
0 |
1862 |
III |
с 1895 - узловая, боковая ветка Свенцяны – Березвечъ |
Свенцяны-город |
13 |
1895 |
н/д |
|
Поставы |
66 |
1895 |
н/д |
|
Березвечъ |
119 |
1895 |
н/д |
|
- Боковая ветвь Пыталово – Сита. 63 версты.
раздельная станция |
верста |
год ввода |
класс |
примечания |
Пыталово |
0 |
1860 |
III |
c 1902 - узловая, боковая ветка Пыталово – Сита |
Сита |
63 |
1902 |
н/д |
|
Псково-Рижская линия
- Псков - Печоры - Валк - Рига (1889 г.).
Прочие линии
Источники архивные
- РГИА, ф. 446, оп. 31, д. 20. "О переименовании Петербургско-Варшавской, Балтийской и Псково-Рижской ж. д. в Северо-Западные ж. д." Доклад № 145. 14 июля 1906 г.
- РГИА, ф. 229, оп. 3, д. 913. "О слиянии Петербурго-Варшавской и Псково-Рижской железных дорог в одну сеть Северо-Западных дорог и сбережениях образовавшихся в 1907 г. в результате этого". 1907-1909 гг.
- РГИА, ф. 273, оп. 6, д. 1700. "По вопросу об объединении петербургских станций Балтийской и Варшавской железных дорог". 1908 г.
- РГИА, ф. 273, оп. 6, дд. 1753-1757. " Планы расположения путей и переустройства зданий на станции Петербург-Варшавский по проектам электрофикации пригородного движения Северо-Западных железных дорог и развития пассажирской станции". 1912 г.
- РГИА, ф. 1158, оп. 1, д. 65. "Об отпуске средств на переустройство петербургских станций Северо-Западных ж. д. и на введение на дорогах электрической тяги". 1916 г.
- РГИА, ф. 273, оп. 15, д. 218. "Переписка со ставкой главнокомандующего и с Управлением Риго-Орловской ж. д. по вопросу о передаче железнодорожной линии Псков - Полоцк в ведение Северо-Западных ж. д."
- РГИА, ф. 1276, оп. 11, д. 666. "Об отпуске средств на постройку продолжения Мшинской ветви Северо-Западных железных дорог до ст. Волосово".
Источники
- Жизнь Северо-Западных железных дорог. Пг. 1917 г.
- Положение о паровозном и вагонном хозяйстве Северо-западных железных дорог. Л. 1925 г.
- Отчет по эксплоатации Северо-западных железных дорог за 1923-1924 бюджетный год. Л.: 1-я тип. Транспечати им. Воровского. 1925 г.
- Административное деление Северо-западных железных дорог на 1 октября 1925 года. Л. 1926 г.
Примечания