Стамбульский погром

Стамбу́льский погро́м (греч. Σεπτεμβριανά Септемвриана; (Сентябрьские события); тур. 6–7 Eylül Olayları Алты — Йеди Эйлюль Олайлары (События 6—7 сентября)) — один из самых значительных и самый последний массовый погром 6—7 сентября 1955 года на территории Турции, направленный против греческого меньшинства Стамбула. После погрома 2,5-тысячелетняя история греческого (шире — немусульманского, поскольку в погромах также пострадали армяне и евреи) присутствия на территории современной Турции подходит к концу. В ходе беспорядков, по турецким данным, погибли от 13 до 16 греков (включая 2 священников) и 1 армянин; разрушены многие церкви, сожжены здания, повреждена инфраструктура города. Экономический ущерб от погрома в долгосрочной перспективе составил около 1,2 млрд рублей (современная оценка). Беспорядки затронули и другие города Турции, в первую очередь, Измир. При этом войска НАТО, расквартированные в Измире, равно как и западноевропейская общественность, предпочли не вмешиваться в события.

Содержание

Предыстория

Погромы христианских народов в Османской империи стали неотъемлемой частью внутренней политики государства на протяжении 19—20 веков. Большая часть из них была организована находящимися у власти турками-мусульманами (хиосская резня, геноцид армян и др.), стремившимися подавить национальные христианские движения в провинции, эти погромы носили чрезвычайно кровавый и разрушительный по европейским меркам характер, напоминая скорее геноцид. Христианское население также прибегало к погромам, но они носили скорее спорадический характер и имели меньшее количество жертв вследствие отсутствия доступа к военным ресурсам империи и локального характера (резня на Пелопоннесе; Греческая война за независимость 1820-х годов). Впоследствии межнациональная обстановка не раз накалялась в начале XX века (Балканские войны и особенно Греко-турецкая война Греко-турецкий обмен населением, проведённый с помощью европейских держав в 1922—1924 годах привёл к постепенной гомогенизации населения двух Балканских государств в целом. Однако сохранялись очаги напряжённости, обусловленные пунктами-исключениями самого договора. Так, из обмена населением, из различных историко-культурных соображений были исключены греки-христиане Константинополя — на тот момент около 270 тыс. человек (40 % населения города, в котором до XV века греки абсолютно преобладали), островов (Имброс / Гёкчеада) и (Тенедос / Бозджаада), а также мусульмане (турки, помаки и цыгане) Западной Фракии (около 86 тыс.). Сохранилось мусульманское население Кипра — тогда британского — и Додеканесских островов (в первую очередь Родоса) — тогда под управлением Италии.

Любопытно, что несмотря на миграционный отток в Турцию и Западную Европу, мусульманское меньшинство Греции сохранили свой официальный статус, родной язык и даже свой численный перевес в районах традиционного проживания (например в округе Ксанти — 51,7 % населения по данным переписи 2001 года) благодаря высокому естественному приросту, в то время как христиане Стамбула подверглись массовым гонениям со стороны новой турецкой власти, начиная с конца 20-х годов. Грекам запрещалось заниматься определёнными профессиями, их права были ограничены. На островах было приостановлено образование на греческом, завезены турецкие колонисты с материка. В результате эмиграции в период между 1925 и 1955 годами греческое население Стамбула на протяжении XX века сократилось с 270 тыс. (39,6 %) до 100 тысяч (7,8 %). К 1955 году в городе осталось не более 100 000 греков, более половины которых покинули Турцию сразу в результате погрома, организованного Демократической партией премьер-министра Аднана Мендереса.

Оценки ущерба

Ход событий

Последствия

К 1965 году греческое население Стамбула сократилось до 48 тыс. человек (2,8 %). По данным за 2000 год в городе проживало лишь 2 тыс. греков.[1] Острова Имброс (Гёкчеада) и Тенедос (Бозджаада) были вскоре заселены турками, а употребление греческого языка в школе и администрации запрещено с 1974 года.[источник не указан 393 дня]

При этом в самой Греции (регион Западная Фракия) образование на турецком языке сохраняется и в наши дни (а иногда даже навязывается болгароязычным помакам и цыганам).[источник не указан 393 дня] Параллельно происходил численный рост турецко-мусульманской диаспоры в Греции, которая сейчас оценивается в 120 тыс. человек.

Значение

Стамбульский погром стал последним аккордом на пути моноэтнизации Турции путём уничтожения немусульманских народов.

См. также

Ссылки

  • Фотографии погрома 1955 г.
  • Республика депортаций и погромов

Примечания

  1. «From „Denying Human Rights and Ethnic Identity“ series of Human Rights Watch» Human Rights Watch, 2 July 2006.


Стамбульский погром.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29