Филетизм

Филети́зм или филетисм (греч. φυλετισμός — «расизм, трайбализм») или этнофилетизм (от др.-греч. ἔθνος — «народ» + φυλή — «род, колено», племя»[1])  — тенденция в поместных православных Церквах приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим, племенным. Осуждён как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Это понятие появилось в православной грекоязычной среде применительно к движению за церковную независимость Болгарии на основе её национальной обособленности.

Содержание

Основные сведения

В сентябре 1872 года Собор в Константинополе под председательством Вселенского Патриарха Анфима VI , где термин впервые был использован как официальное обозначение ереси, осудил его в связи с болгарской схизмой (односторонним провозглашением болгарским духовенством автокефалии своей национальной Церкви, тогда всё ещё находившейся в пределах Оттоманской империи).

Одной из черт (хотя и необязательных) филетизма является использование национального языка в церковном богослужении при запрете совершать службы на языке той канонической Церкви, от которой отложилась раскольничья группа, незаконно провозгласившая свою автокефалию.

Определения, использование

В Соборном деянии этнофилетизм был отвергнут в следующей редакции:

«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками» [2].

Патриарх Павел (Стойчевич) Сербский в обращении к архиереям, священству и верующему народу в республике Македония для преодоления раскола, 20.VI.2002:

«Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций национальной исключительности и не имеем никаких ни национальных ни территориальных претензий в отношении вас. Мы уважаем национальное самоопределение и самосознание македонского народа и всякого народа в республике Македонии. Этнофилетизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам, давно справедливо осуждён как ересь. Этнофилетизм именно и рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов» [3].

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью газете «Дневник» (Скопье, Республика Македония, «Дневник», № 2961 от 14.I.2006):

«Не стал бы связывать упоминания народов и стран в наименованиях Поместных Церквей с проявлениями этнофилетизма. Эти названия скорее отражают историческую связанность Церквей с тем или иным народом. Между тем, в названиях некоторых Церквей (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) отражена связь Церкви с городом, где находилась или находится кафедра её Предстоятеля. Церковная традиция признает обе практики именования Церквей. И здесь хотел бы подчеркнуть, что, согласно Уставу нашей Церкви, она именуется и Русской Православной Церковью, и Московским Патриархатом, то есть объемлет обе традиции» [4].

Примечания

  1. Нередко встречается ошибочное выведение термина из греческих слов др.-греч. φιλέω — «люблю» + ἔθνος — «народ»
  2. http://www.otechestvo.org.ua/main/20081/2420.htm
  3. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc
  4. http://www.patriarchia.ru/db/text/77286.html

Литература

  • Евгений Павленко «Ересь филетизма: история и современность»

Ссылки

  • Этнофилетизм в проекте «Древо»
  • «Обращение патриарха Сербского Павла к архиереям, священству и верующему народу в республике Македонии»
  • «Святейший Патриарх Алексий: „Нужно оставаться верными Преданию Церкви и стремиться лучше понять друг друга“», 17.I.2006
  • Максимов, Юрий, «Что будет, если Украинская Православная Церковь станет автокефальной ?», газета Радонеж православного братства «Радонеж», 2008, № 1 (185), 22.I.2008
  • Вадим Венедиктов. Фанар и «болгарский раскол». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 26 марта 2009.
  • Вадим Венедиктов. Русский мир или глобальный этнофилетизм


Филетизм.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29