Философия образования

«Философия образования» (англ.: philosophy of education) – область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается англо-американский философ Джон Дьюи (1859—1952 годы).

В англоязычных странах философия образования в настоящее время – это область с устоявшимся дисциплинарным статусом, представленная в университетах отдельными кафедрами, прежде всего, на факультетах философии и в ряде случаев в Colleges of education («факультетах образования») [1].


Содержание

Предмет и специфика области философии образования

Дж. Дьюи обосновал существование и предмет философии образования как детерминированный природой самой философии[2]. Эту же позицию разделял и второй из основоположников англо-американской традиции философии образования А. Уайтхед. Ф. Смит в 60-х годах XX в. подверг анализу отношение философии и образования в истории становления области философии образования, различая позиции «философии и образования», «философии в образовании», «философии для образования» и «философии образования» и предложил понимать философию образования как область системных исследований[3]. Г. Брауди подчеркнул необходимость для сферы философии образования логической организации[4].

Вплоть до настоящего времени обсуждается специфика предмета и границы области философии образования, – так, один из ведущих философов образования Великобритании У. Карр описал историю возникновения данной суб-области в рамках академической философии как следствие начавшегося в XX в. выделения дополнительных предметных сфер, наряду с философией сознания, философией языка, философией деятельности, и как пример сочетания чистой и прикладной философии [5].

Современные философы образования подчеркивают значимость философии образования для педагогов, определяя ее специфику в этом плане как

  • что определяет для педагогов место происходящего процесса «в фундаментальном порядке вещей», причем в гармоничном соотношении с этим порядком;
  • то, что, в итоге, приводит педагогов к пониманию высшей цели собственной образовательной работы.

Одновременно с этим, со своей стороны, философия образования – это философски дисциплинированные методы мышления … корпус доказанных техник анализа, аргументации и теоретического построения – для решения проблем образования» [6].


Философия образования в мире

В XX в. в сфере философии образования возникли разные направления, связанные с основными философскими течениями [7].

Аналитическая философия образования развивалась с нач. 60-х гг. в США, Англии, Австралии И. Шеффлером, Р.С. Питерсом, Е. Макмилланом, Д. Солтисом и пр.

Критико-рационалистическая философия образования, отражающая идеи К. Поппера, разрабатывалась с нач. 60-х гг. В. Брецинкой, Г. Здарцилом, Ф. Кубэ, Р. Лохнером и др.

Культурологический подход в философии образования был представлен К. Кершенштейнером, а также Э. Шпрангером.

Экзистенциально-диалогическая философия образования опиралась на идеи и работы М. Бубера.

Гуманистическое направление философии образования воплощало идеи педагогики К. Роджерса.

Педагогическая антропология в лице И. Дерболава, О.Ф. Больнова, Г. Рота, М.И. Лангевельда, П. Керна, Г.-Х. Виттига, Е. Майнберга опиралась на философскую антропологию (М. Шелер, Г. Плесснер, А. Портман, Э. Кассирер и др.)

Критико-эмансипаторская философия образования имела в качестве своих основателей К. Молленхауера, В. Бланкерца, В. Лемперта, В. Клафки, отделившихся в конце 60-х годов от направления педагогической антропологии. Эти философы ориентировались на франкфуртскую философию неомарксизма М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Ф. Маркузе, Ю. Хабермаса и утверждали неправомерность отрыва образования от политики, считая необходимым вовлекать образование в политические движения за эмансипацию личности и межличностных отношений от господства отчужденных структур и идеологий.

Постмодернистская философия образования была представлена Д. Ленценом, В. Фишером, К. Вюнше, Г. Гизеке в Германии, С. Ароновитцем, У. Доллом в США. Посмодернисты боролись за «демократичность», за плюрализм самоценных практик, за «депрофессионализацию» философии, против «диктата» теорий и систем в образовательной сфере (смыкаясь в этом плане с «антипедагогикой» И. Иллича и П. Фрейре).


Философия образования в России

В России параллельно с подобными процессами на Западе область философии образования (не отождествленная еще таким образом) начинала складываться с конца XIX в., прежде всего, благодаря педагогическим работам К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева, позднее В.В. Розанова.

Еще Л.Н. Толстой обосновывал то, что должно было пониматься как философия образования, в духе своей нравственной философии – но совершенно сходным с Дж. Дьюи образом[8].

К.Д. Ушинский также связывал специфику разрабатываемой им области педагогической антропологии с философией в параметре определения цели, необходимого для образования как деятельности[9].

В.В. Розанов предложил, наконец, саму формулировку и определение области философии образования[10].

Первой работой собственно по философии образования, осознаваемой как таковая («педагогика как прикладная философия») было философское исследование С.И. Гессена [11], опубликованное в 1922 г.

В СССР производились педагогические исследования, носившие философско-образовательный характер, согласованные с парадигмой марксистско-ленинской философии. Из них во 2-й пол. XX в. выделяются «педагогические исследования» Г.П. Щедровицкого [12].

Утверждение философии образования как самостоятельной научной области в России началось с 1990-х годов[13]. О том, что статус философии образования начал определяться, свидетельствовало появление ряда сборников, учебных курсов, учебных пособий, монографий, наиболее яркие примеры которых – это «Философия образования для XXI века» Б. С. Гершунского (1998), «Введение в философию образования» Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой (2000), «Образы образования. Западная философия образования ХХ век» А.П. Огурцова, В.В. Платонова (2004). В последние годы в России публикуется специализированное регулярное издание по философии образования.

Вместе с тем, философия образования в России находится в процессе формирования, с трудом определяя свои границы и специфику в контексте мощно институциализированной в советский период и встроенной в российский социум и культуру педагогики [14]. В русле такого трудного процесса формирования возникают попытки организации философско-образовательных дискуссий [15] для нахождения ответов со стороны философского дискурса относительно проблем образования, в целом, и, особенно, проблем современного образования, в его связи с цивилизационными преобразованиями.

Примечания

  1. Излагаемая информация здесь и дальше приводится по исследованию М.Н. Кожевниковой по философии образования. См. : Глава 1. Философия образования: модули описания // Кожевникова М.Н. Философия образования в буддийской традиции. Дисс. на соиск.уч.ст. к. филос. н. – СПб., СПбУ, 2009. С. 25-74.
  2. Дьюи писал: «Если философия сама безразлично относится к воспитанию, она – не философия. Философию можно определить как общую теорию воспитания». В кн.: Дьюи Дж. Введение в философию образования М., 1921. С. 55.
  3. Philip. G. Smith, Philosophy of education: introductory studies. New York, Evanston and London, 1965. P. 51-71.
  4. Harry S. Broudy et. al., Philosophy of education: an organization of topics and selected sources. Urbana, Chicago and London: University of Illinois Press, 1967. P.11.
  5. Wilfred Carr, Philosophy and education, Journal of Philosophy of education, vol.38, 2004. P. 59.
  6. Jonas F. Soltis, “Introduction,” in Philosophy and Education, ed. Jonas F. Soltis (Chicago: The University of Chicago Press, 1981).
  7. Картина направлений западной философии образования излагается по кн.: Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004.
  8. Он писал: «Все философы отыскивают законы добра и зла; отыскав эти законы, они, касаясь педагогики (все не могли не касаться педагогики), заставляют образовывать род человеческий по этим законам». В кн.: Толстой Л.Н. Сочинения. Т.16. М.: Художественная литература, 1983. С.11.
  9. Буквально Ушинский формулировал это так: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий». В кн.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т.1. С.236.
  10. В.В. Розанов писал в Предисловии к своему сборнику статей по вопросам образования «Сумерки просвещения»: «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории». В кн.: Розанов В. В. Сумерки просвещения. СПб., 1899. С.I.
  11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. – с.25.
  12. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.
  13. Особое значение для этих процессов имели «круглые столы» по теме философии образования, проведенные журналами «Педагогика» и «Вопросы философии», в которых поучаствовали ведущие российские ученые, связанные с этой областью. (См.: Вопросы философии, 1995, №11; Педагогика. 1995. № 3). Также был создан Проблемный научный совет при Президенте РАО, начал работу семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО.
  14. По этому поводу см. возражения В.В. Краевского с позиций педагогики против философии образования в кн.: Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. С.50-53.
  15. http://o-ch.ru


Литература

Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. Москва: Педагогика-пресс, 2000 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.


Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

Философия образования / Сборник материалов конференции. СПб.: Изд. Санкт-петербургского философского общества, 2002.

Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004.


Ссылки

Официальный сайт журнала "Философия образования" (Новосибирский государственный педагогический университет, НИИ "Философии образования") http://www.phil-ed.ru/

Сайт Семинара по философии и искусству образования «Образование человека»: http://o-ch.ru

Сайт ежегодной конференции по философии образования Международного философско-космологического общества (МФКО) http://www.bazaluk.com/

Философия образования.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29