«Философия образования» (англ.: philosophy of education) – область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается англо-американский философ Джон Дьюи (1859—1952 годы).
В англоязычных странах философия образования в настоящее время – это область с устоявшимся дисциплинарным статусом, представленная в университетах отдельными кафедрами, прежде всего, на факультетах философии и в ряде случаев в Colleges of education («факультетах образования») [1].
Содержание |
Дж. Дьюи обосновал существование и предмет философии образования как детерминированный природой самой философии[2]. Эту же позицию разделял и второй из основоположников англо-американской традиции философии образования А. Уайтхед. Ф. Смит в 60-х годах XX в. подверг анализу отношение философии и образования в истории становления области философии образования, различая позиции «философии и образования», «философии в образовании», «философии для образования» и «философии образования» и предложил понимать философию образования как область системных исследований[3]. Г. Брауди подчеркнул необходимость для сферы философии образования логической организации[4].
Вплоть до настоящего времени обсуждается специфика предмета и границы области философии образования, – так, один из ведущих философов образования Великобритании У. Карр описал историю возникновения данной суб-области в рамках академической философии как следствие начавшегося в XX в. выделения дополнительных предметных сфер, наряду с философией сознания, философией языка, философией деятельности, и как пример сочетания чистой и прикладной философии [5].
Современные философы образования подчеркивают значимость философии образования для педагогов, определяя ее специфику в этом плане как
Одновременно с этим, со своей стороны, философия образования – это философски дисциплинированные методы мышления … корпус доказанных техник анализа, аргументации и теоретического построения – для решения проблем образования» [6].
В XX в. в сфере философии образования возникли разные направления, связанные с основными философскими течениями [7].
Аналитическая философия образования развивалась с нач. 60-х гг. в США, Англии, Австралии И. Шеффлером, Р.С. Питерсом, Е. Макмилланом, Д. Солтисом и пр.
Критико-рационалистическая философия образования, отражающая идеи К. Поппера, разрабатывалась с нач. 60-х гг. В. Брецинкой, Г. Здарцилом, Ф. Кубэ, Р. Лохнером и др.
Культурологический подход в философии образования был представлен К. Кершенштейнером, а также Э. Шпрангером.
Экзистенциально-диалогическая философия образования опиралась на идеи и работы М. Бубера.
Гуманистическое направление философии образования воплощало идеи педагогики К. Роджерса.
Педагогическая антропология в лице И. Дерболава, О.Ф. Больнова, Г. Рота, М.И. Лангевельда, П. Керна, Г.-Х. Виттига, Е. Майнберга опиралась на философскую антропологию (М. Шелер, Г. Плесснер, А. Портман, Э. Кассирер и др.)
Критико-эмансипаторская философия образования имела в качестве своих основателей К. Молленхауера, В. Бланкерца, В. Лемперта, В. Клафки, отделившихся в конце 60-х годов от направления педагогической антропологии. Эти философы ориентировались на франкфуртскую философию неомарксизма М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Ф. Маркузе, Ю. Хабермаса и утверждали неправомерность отрыва образования от политики, считая необходимым вовлекать образование в политические движения за эмансипацию личности и межличностных отношений от господства отчужденных структур и идеологий.
Постмодернистская философия образования была представлена Д. Ленценом, В. Фишером, К. Вюнше, Г. Гизеке в Германии, С. Ароновитцем, У. Доллом в США. Посмодернисты боролись за «демократичность», за плюрализм самоценных практик, за «депрофессионализацию» философии, против «диктата» теорий и систем в образовательной сфере (смыкаясь в этом плане с «антипедагогикой» И. Иллича и П. Фрейре).
В России параллельно с подобными процессами на Западе область философии образования (не отождествленная еще таким образом) начинала складываться с конца XIX в., прежде всего, благодаря педагогическим работам К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева, позднее В.В. Розанова.
Еще Л.Н. Толстой обосновывал то, что должно было пониматься как философия образования, в духе своей нравственной философии – но совершенно сходным с Дж. Дьюи образом[8].
К.Д. Ушинский также связывал специфику разрабатываемой им области педагогической антропологии с философией в параметре определения цели, необходимого для образования как деятельности[9].
В.В. Розанов предложил, наконец, саму формулировку и определение области философии образования[10].
Первой работой собственно по философии образования, осознаваемой как таковая («педагогика как прикладная философия») было философское исследование С.И. Гессена [11], опубликованное в 1922 г.
В СССР производились педагогические исследования, носившие философско-образовательный характер, согласованные с парадигмой марксистско-ленинской философии. Из них во 2-й пол. XX в. выделяются «педагогические исследования» Г.П. Щедровицкого [12].
Утверждение философии образования как самостоятельной научной области в России началось с 1990-х годов[13]. О том, что статус философии образования начал определяться, свидетельствовало появление ряда сборников, учебных курсов, учебных пособий, монографий, наиболее яркие примеры которых – это «Философия образования для XXI века» Б. С. Гершунского (1998), «Введение в философию образования» Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой (2000), «Образы образования. Западная философия образования ХХ век» А.П. Огурцова, В.В. Платонова (2004). В последние годы в России публикуется специализированное регулярное издание по философии образования.
Вместе с тем, философия образования в России находится в процессе формирования, с трудом определяя свои границы и специфику в контексте мощно институциализированной в советский период и встроенной в российский социум и культуру педагогики [14]. В русле такого трудного процесса формирования возникают попытки организации философско-образовательных дискуссий [15] для нахождения ответов со стороны философского дискурса относительно проблем образования, в целом, и, особенно, проблем современного образования, в его связи с цивилизационными преобразованиями.
Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. Москва: Педагогика-пресс, 2000 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.
Философия образования / Сборник материалов конференции. СПб.: Изд. Санкт-петербургского философского общества, 2002.
Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004.
Официальный сайт журнала "Философия образования" (Новосибирский государственный педагогический университет, НИИ "Философии образования") http://www.phil-ed.ru/
Сайт Семинара по философии и искусству образования «Образование человека»: http://o-ch.ru
Сайт ежегодной конференции по философии образования Международного философско-космологического общества (МФКО) http://www.bazaluk.com/
Философия образования.