Достопримечательность | |
Церковь Богородицы Паммакаристы
|
|
|
|
Страна | Турция |
Местоположение | Стамбул |
Конфессия | Православие |
Тип здания | пятиглавая базилика |
Архитектурный стиль | византийская архитектура |
Приделы | Спасский придел |
Состояние | пареклесий — музей, основное здание — действующая мечеть |
Церковь Богородицы Паммакаристы на Викискладе |
Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), мечеть Фетхие-джами («Завоевания») — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
Содержание |
Пятиглавое (и поначалу трёхнефное) здание принадлежит к довольно позднему периоду в развитии византийского зодчества (вероятно, к XII веку). Многие историки и археологи считают, что первоначальная конструкция здания может быть отнесена ко времени Михаила VII Дуки (1071-1078). Шведский ученый Эрнест Мамбури предположил, что церковь была основана в VIII в. Наружные фасады здания демонстрируют типичный пример поздневизантийской архитектуры.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.
Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году[1] султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращения церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован Byzantine Institute of America, и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей.
С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.[2]
Пареклесия — южный придел храма, посвященный Иисусу Христу, в отличие от остальных интерьеров, сохранил мозаичный декор, относящийся к XIV в. Параклесий имеет крестообразный план, купол высотой 2,3 м над наосом, галерею и нартекс.
По южной стене калиграфическим рельефом начертана эпитафия, сочинённая придворным поэтом Мануилом Филом.
После реставрации мозаик, предпринятой американцами в 1949 Byzantine Institute of America Думбартон-Окс, пареклесия открыт для для посетителей в качестве музея.
На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. В куполе изображен Пантократор и 12 пророков, в парусах — сцены Крещения и фигуры святых.
Пророки:
В юго-западной части наоса находятся шесть фигур святых монахов. В центре паруса купола находится св. Антоний. Внизу западного паруса - фигура Ефимия, наверху в парусах северо-западной колонны - Савва и Иоанн Лествичник. В западной арке находятся Арсений и Харитон.
Спаситель, мозаика в конхе
Св. Антоний
Ангел
Церковь Богородицы Паммакаристы.