ATR 72-500

ATR 72
ATR 72 компании Aer Arann на взлёте.
Тип Пассажирский самолёт
Разработчик ATR (Франция)
Производитель ATR (Франция)
Первый полёт 28 октября 1988
Начало эксплуатации 1989
Статус Эксплуатируется
Основные эксплуатанты American Eagle
Kingfisher Airlines
Аркиа
JAT
UTair
Единиц произведено 408
Базовая модель ATR 42
ATR 72-500 компании «Arkia» в аэропорту Эйлат
ATR 72-500, Air Dolomiti

ATR 72пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Самолёт предназначен для перевозки до 74 пассажиров одного класса на средние расстояния и управляется двумя пилотами. Производитель — франко-итальянский концерн ATR.

Содержание

Разработка

Самолёт ATR 72 разработан на базе ATR 42 путём ряда усовершенствований:

  • Удлинение фюзеляжа на 4,5 м
  • Увеличение размаха крыла
  • Оснащение самолёта более мощными двигателями
  • Увеличения топливного бака на 10%.

О начале работ над созданием ATR 72 было объявлено в 1986 году, а первый полёт был произведён 28 октября 1988 года. По крайней мере 408 бортов были поставлены авиакомпаниям во всём мире и ещё 28 заказаны авиаперевозчиками[когда?].

Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.

Оформление

Пассажиры попадают на борт через заднюю дверь. Передняя дверь используется для загрузки багажа пассажиров. Однако Finnair заказала вариант ATR 72 с передней пассажирской дверью для возможности пользоваться телескопическими трапами в аэропорту Хельсинки-Вантаа.

ATR 72 не имеет ВСУ, но зато у него есть «пропеллерный тормоз», который останавливает пропеллер 2-го (правого) двигателя, позволяя таким образом турбине вращаться и обеспечивать борт электричеством и воздухом. Это избавляет от необходимости ВСУ, экономя вес и расход топлива. На техобслуживании двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равную степень изнашивания.

Варианты

ATR 72-100

Два подтипа были обозначены серией -100.

  • ATR 72-101 — начальный вариант, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney PW124B сертифицирован в сентябре 1989.
  • ATR 72-102 — вариант, оснащённый PW124B, сертифицирован в декабре 1989.

ATR 72-200

  • ATR 72-201
  • ATR 72-202

ATR 72-210

ATR 72-500

ATR 72-600

Лётно-технические характеристики ATR72-500

Источник данных: Jane's [1]

Технические характеристики


Лётные характеристики


Потери самолётов

На 30 апреля 2012 года в различных инцидентах было потеряно 15 самолётов типа ATR-72. В катастрофах погибло 185 человек.[2]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
31.10.94 N401AM у Роузлоуна 68/68 Обледенение, потеря управления при ожидании захода на посадку. Расследование выявило несовершенство формы крыла, вызывающего нарастание льда на элеронах при определенных метеоусловиях. Авария оказала значительное влияние на процедуры рассмотрения проблемы обледенения ATR в полете, и использования его американскими авиакомпаниями в конкретных географических районах. После периода расследования и исcледований, American Eagle и Delta Connection перестали использовать данный самолет на рейсах в районы с холодным климатом.
08.12.94 F-OHOC Ойем 0/21 При посадке отклонился от оси ВПП, столкновение с деревьями.
30.01.95 B-22717 у Тайбэя 4/4 Грузовой рейс, столкнулся со склоном холма при заходе на посадку. Расследование выявило, что авария была вызвана накоплением льда вокруг основных компонентов самолета, что приводит к потере управляемости.
21.12.02 B-22708 Пэнху 2/2 Грузовой рейс, потеря скорости при подходе к аэропорту, упал в воду.
09.05.04 N438AT Сан-Хуан 0/26 Грубая посадка с «козлением», выкат с ВПП.
06.08.05 TS-LBB близ Палермо 16/39 Посадка на воду из-за нехватки топлива (установлен топливомер от другого типа).
11.03.06 VT-DKC Бангалор 0/44 Грубая посадка, самолёт продан на запчасти а/к Airlinair (Франция).
01.07.07 VT-JCE Индаур 0/49 Посадка с перелётом и «козлением» при сильном дожде, выкат с ВПП.
19.02.08 XY-AIE Путао 0/57 Прерванный взлёт из-за проблем с двигателем, выкат за пределы ВПП.
04.08.09 HS-PGL о. Самуи 1/72 Выкат с влажной ВПП при посадке, столкновение с диспетчерской башней.
10.11.09 VT-KAC Мумбаи 0/46 Выкат с ВПП при посадке, списан.
04.11.10 CU-T1549 Санкти-Спиритус 68/68 При полете на высоте около 6000 м в сложных метеоусловиях началось обледенение, потерял высоту, разбился в горах. Еще до аварии 31.10.94 пилоты отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и возможность сваливания без предупреждения.
09.08.11 PK-WFG Медан 0/0 При взлёте загорелся правый двигатель.[3]
02.04.12 VP-BYZ Тюмень 33/43 Потерпел катастрофу вскоре после взлёта из аэропорта «Рощино» (в 4 км от торца ВПП).
30.04.12 L16-2/52 Дакка 0/15 Выкат с ВПП при посадке.[4]

Похожие самолеты

Примечания

  1. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 стр.246-247 ISBN 0-7106-2614-2
  2. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results
  3. Incident: Wings Abadi AT72 at Medan on Aug 9th 2011, engine fire  (англ.). The Aviation Herald (20 August 2011). Проверено 16 сентября 2011.
  4. http://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=145372 Two injured in Thai Air Force plane's landing accident in Bangladesh ]



ATR 72-500.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29