Наши новости

Exemple

28 октября Божественную литургию и чин закладки капсулы совершил управляющий Юго-Восточным викариатством столицы епископ Воскресенский Савва.

Его Преосвященству сослужили: архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове; иерей Кирилл Краев, настоятель храма строящегося храма св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Волжском; иерей Алексий Берник, временнослужащий клирик храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове; диакон Николай Кузнецов, клирик храмов Патриаршего подворья б. Николо-Перервинского монастыря; диакон Серафим Фарковец, клирик храма святого благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском; диакон Анатолий Федотов, клирик храма Курско-Коренной иконы Божией Матери в Вязовке.

В этом году на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) перенесен особый день поминовения усопших – Димитриевская родительская суббота. По завершении Божественной литургии была отслужена панихида.
Затем духовенство и прихожане совершили крестный ход от временного к строящемуся храму, где викарий Святейшего Патриарха совершил закладку капсулы с архиерейской грамотой в нишу алтарной стены строящегося храма.

На памятном событии присутствовали: Андрей Кырсанов, заместитель префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы по вопросам строительства, реконструкции и землепользования; Александр Матыцин, глава управы района Текстильщики г. Москвы; Сергей Хавронюк, директор департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель».
С января 2017 года работы по строительству храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском активизировались. Уже сейчас кирпичная кладка стен будущего храма достигла 6 метров над землей.

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

15 октября 2017 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся чин отпевания и погребения известного по всей России старца и духовника архимандрита Наума (Байбородина), почившего 13 октября 2017 года на 90-м году жизни.

По окончании Божественной литургии заупокойное богослужение в Успенском соборе обители возглавил митрополит Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Николаевский и Очаковский Питирим; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий; архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Подольский Тихон; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; епископ Каинский и Барабинский Феодосий; епископ Кинешемский и Палехский Иларион; епископ Тарский и Тюкалинский Савватий; епископ Калачевский и Палласовский Иоанн; епископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Колыванский Павел; епископ Воркутинский и Усинский Иоанн; епископ Ванинский и Переяславский Савватий; епископ Шуйский и Тейковский Матфей; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Лавры; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и сонм духовенства.

За богослужениями молились глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, настоятельницы женских монастырей.

Проститься с усопшим батюшкой собрались многочисленные его духовные чада со всех уголков России и зарубежья, лаврская братия, учащиеся Московских духовных школ, монашествующие, прихожане и паломники обители.

Перед началом отпевания митрополит Арсений зачитал собравшимся соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленное наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, братии монастыря и духовным чадам приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина):

«Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, братии монастыря и духовным чадам почившего архимандрита Наума (Байбородина).

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Болью в моем сердце отозвалось известие о кончине архимандрита Наума – одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который был хорошо известен, почитаем и любим своими многочисленными духовными чадами.

Вознося молитвы ко Господу об упокоении его души в селениях праведных, выражаю глубокие соболезнования Вашему Высокопреосвященству, братии обители Преподобного Сергия и всем, кто собрался у гроба почившего.

Ныне Господь призвал к Себе Своего верного и ревностного служителя, долгие годы согревавшего сердца тех, кто во множестве приезжал к нему за советом и духовным утешением.

Почивший снискал высокий авторитет и особое признание в Церкви, поскольку всю свою жизнь посвятил заботе о вверенных его попечению духовных чадах.

Провожая в последний путь отца Наума, будем молиться Господу, дабы Он упокоил верного раба своего в селениях Небесных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Вечная ему память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

Разрешительную молитву над усопшим старцем прочитал митрополит Астраханский и Камызякский Никон.

По окончании отпевания гроб с почившим отцом Наумом под звон колоколов обнесли вокруг Успенского собора.

Погребение было совершено соборно монашеским чином. Литию на месте погребения совершил митрополит Астраханский Никон. Похоронен отец Наум за алтарем Духовского храма Лавры рядом с могилой приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова).

Краткая справка 

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.

В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.

Синодальный отдел по монастыря и монашеству

Подробнее →
Exemple

В связи с наступлением холодов православная служба помощи  «Милосердие» ожидает приток бездомных людей в «Ангар спасения» и переходит на усиленный режим работы. Служба помощи «Милосердие» обращается к москвичам с просьбой поддержать работу «Ангара спасения» и объявляет о сборе теплой одежды для бездомных.

Согласно прогнозу центра погоды «Фобос», в начале ноября в Москве ожидается похолодание, дневная температура может опуститься от -1 до -4 °С.

С началом октября в центре помощи бездомным «Ангар спасения» начали отапливать каркасную палатку, в которой могут разместиться до 50 человек. В день центр готов принять  порядка 100 бездомных. В службе «Милосердие» ожидают, что бездомных, желающих погреться, этой зимой будет больше. Поэтому на территории «Ангара спасения» планируется установить дополнительное отапливаемое помещение.

«Сейчас мы ищем средства, чтобы поставить на нашей территории еще одну небольшую палатку на 10-15 человек, а также обустроить зону «Теплый двор». В этой зоне мы хотим установить газовые обогреватели, благодаря которым те, кто пока не может зайти внутрь, не замерзнут в ожидании своей очереди на получение социальной помощи», – рассказывает руководитель «Ангара спасения» Роман Скоросов.

В «Ангаре спасения» напоминают, что зимой бездомные особенно нуждаются в теплых вещах: брюках, свитерах, куртках, шапках и шарфах, теплой обуви.

Приносить одежду и обувь в «Ангар спасения» можно по адресу: ул. Николоямская, двор дома 55 в любой день с 10.00 до 18.00 без предварительной договоренности и в любое другое время по предварительной договоренности с дежурным «Ангара» по тел. 8-926-158-07-58.

«Ангар спасения» православной службы помощи «Милосердие» – это единственный в Москве низкопороговый центр комплексной помощи бездомным людям. Здесь бездомные могут получить одежду и горячее питание, получить доврачебную медицинскую помощь, помыться и постричься.  Кроме того, соцработники «Милосердия» помогают бездомным связаться с родственниками, восстановить документы и вернуться домой. «Ангар спасения» оказывает помощь тысячам бездомных – это около 20 тысяч обращений в год. Поддержать «Ангар спасения» можно на специальной странице проекта.

Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным. Служба «Милосердие» более чем на 80% существует на пожертвования.

Подробнее →
Exemple

Будущий реабилитационный центр сможет принять на стационарное проживание 100 слепоглухих, слепых и глухих инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет

8 октября Святейший Патриарх Кирилл посетил Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Рядом со зданием интерната планируется строительство социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов. Святейший Владыка освятил место строительства социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов и обратился к воспитанникам дома-интерната с напутственным словом. Его Святейшество передал детям подарки, а также ознакомился с проектом строительства будущего центра.

Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий.

На территории интерната Святейшего Владыку встречали губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Сергиево-Посадского муниципального района Михаил Токарев, директор Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов Галина Епифанова, сотрудники и воспитанники заведения. В мероприятии приняла участие руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева.

По прибытии Святейший Патриарх Кирилл благословил детей. Затем Предстоятель Русской Церкви освятил место строительства социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов.

Надпись на закладном камне гласит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа Социально-реабилитационный центр постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов основан Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 8 октября 2017 года от Рождества Христова». Эта же надпись воспроизведена рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля для чтения незрячими и плохо видящими людьми. Фото: Сергей Власов, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Предстоятель отметил, что будущим жильцам этого дома по окончании интерната предстоит вступить в большую жизнь, однако их самостоятельность значительно ограничена. «Поэтому для того, чтобы они могли жить и трудиться, необходимо продолжать попечение о них, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Они уже взрослые и, пройдя уже очень непростой путь, многое могут сделать. Но без помощи тех, кто рядом с ними, многое останется невозможным. Вот для того чтобы попечение об уже повзрослевших бывших воспитанниках было постоянным, и нужен такой дом».

«Хотел бы особо обратиться к тем детям, которые могут меня слышать и поддержать вас. Господь возложил на вас особый жребий, — может быть, для того, чтобы мы все стали лучше. Мы до конца не осознаем, в чем заключается миссия людей с такого рода ограниченностью. Но, наверное, мир был бы совершенно другим, если бы вас не было. Пусть Господь хранит вас, укрепляет и помогает вам в жизни!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

В дар будущему социально-реабилитационному центру Предстоятель передал икону блаженной Матроны Московской. «Она с рождения не видела, она была очень ограничена в движении и лежала на кроватке, а к ней приходил весь мир. Сегодня те здоровые, могущественные, сильные люди, которые жили в ее время, совершенно забыты, а к Матроне Московской каждый день стекаются тысячи людей. Молитесь у этого образа, чтобы святая Матрона Московская каждому из вас помогала преодолевать трудности на жизненном пути», — заключил Святейший Владыка.

Святейший Патриарх Кирилл передал детям подарки, а также ознакомился с проектом строительства центра.

***

Сергиево-Посадский дом-интернат, основанный в 1962 году, является уникальным учреждением, в котором обучаются и воспитываются дети со множественными нарушениями развития до 18 лет. В этом возрасте воспитанники интерната не достигают личностной зрелости в связи с особенностями развития, обусловленными сенсорными нарушениями. По окончанию курса реабилитации в настоящий момент им не предоставляется возможность дальнейшей социально-трудовой реабилитации.

Проект, разрабатываемый Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов», предусматривает создание социально-реабилитационного центра на 100 мест для стационарного пребывания взрослых слепоглухих, слепых и глухих инвалидов возрасте от 18 до 40 лет с целью обеспечения их насколько возможно полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Территория проектируемого объекта располагается в непосредственной близости к существующему детскому дому.

При доме-интернате действует храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Основными прихожанами храма, а также его пономарями и певчими являются воспитанники детского дома. Слепые и глухонемые дети, начиная с 6-7 лет, участвуют в богослужениях. Совместно с клиром храма и специалистами детского дома были созданы адаптированные богослужебные тексты всенощного бдения и Божественной литургии, специальные объемные пособия для слепых и пособия для детей с множественными нарушениями развития.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению

Подробнее →
Exemple

В 2017 году, когда в России вспоминают революцию 1917 года, гражданскую войну и свержение царской власти, Покровский бал решено посвятить памяти святых Царственных страстотерпцев.

Напомним, что всегда с нетерпением ожидаемый молодежью Покровский бал ежегодно проводится по благословению епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Известно, что к концу XIX века Российская Империя достигла пика своего величия, особенно в сфере политики и экономики. Она предстала перед другими европейскими державами во всем своем блеске и великолепии. И сейчас у нас появляется возможность окунуться в атмосферу царской России в один из самых величественных моментов ее истории. Мы вспомним, как одевались люди той эпохи, что танцевали, как общались между собой. Вспомним также добрую традицию Царского дома Романовых – благотворительность.

Принять участие в бале могут все желающие. В программе предусмотрены исключительно простые танцевальные номера. В перерывах между танцевальными отделениями будет работать бесплатный буфет, где можно будет найти легкие закуски и прохладительные напитки.

На Благотворительном Покровском балу памяти Царской семьи действует строгий дресс-код.

Туалет дам: длинное (в пол) платье любых тонов в стиле модерн (конец XIX – начало XX века), перчатки, веер (по желанию), сменная обувь. Исключаются: шпильки, каблук (выше 6 см), глубокое декольте, кринолин больше 2-х колец.

Туалет кавалеров: классический/исторический костюм или парадный военный мундир, белая рубашка, галстук/бабочка любого цвета, белые перчатки, сменные туфли.

Накануне бала запланировано несколько мастер-классов, которые будут проходить в Московском Технологическом колледже по адресу: Дербеневская набережная дом 3. За информацией о времени проведения мастер-классов следите в группе Вконтакте. С собой обязательно иметь удобную сменную обувь, которая не оставляет полосок. Стоимость мастер-класса –100 рублей.

Вход на Благотворительный Покровский бал памяти Царской семьи осуществляется по пригласительным билетам. Чтобы забронировать билет, необходимо заполнить форму https://goo.gl/forms/arRpzvsr9uSN5oXi1 Форма заполняется на каждый билет. Выкупить бронь можно на мастер-классе или непосредственно перед балом. Пожертвование за пригласительный билет – 300 рублей.

15 октября в 18:00 — 15 октября в 22:00

Московский гарнизонный Дом Офицеров, Красноказарменная ул. дом 4/1с1

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

2 октября 2017 года митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами, возглавил заседание Епархиального совета Московской городской епархии, в котором приняли участие Преосвященные архипастыри, управляющие городскими викариатствами, и члены Совета в пресвитерском сане.

Были обсуждены поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рассмотрены вопросы и проекты, касающиеся жизнедеятельности епархиальных структур столицы, проведения общеепархиальных пастырских конференций и семинаров.

Официальный сайт Московской (городской) епархии

Подробнее →
Exemple

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ?

Есть во Второй книге Царств рассказ о детях царя Давида, Амноне и Фамари. История очень трагичная: жизнь молодых людей изувечил блуд. И, пожалуй, мы не найдем в Библии второго такого повествования, которое так определенно показывало бы страсть блуда в ее созревании и действии и так ярко свидетельствовало бы о самой сути этой страсти.

Фамарь была очень красива, и Амнон влюбился в нее. По совету друга он притворился больным и, когда сестра пришла его навестить, набросился на нее и изнасиловал. Через несколько минут после преступления Амнон почувствовал вместо былой «любви» острую ненависть к Фамари. Он вызвал слугу и приказал прогнать обесчещенную сестру. Повеление было исполнено. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила (2 Цар. 13: 18–19) – повествует Библия.

Случай этот вполне можно назвать архетипичным. Во всех деталях данного библейского рассказа просвечивается глубокая психологическая правда. Все точно так, как бывает и в нашей жизни. Например, ошибочное принятие за любовь позывов своей похоти. Полюбил ее Амнон (2 Цар. 13: 1) – говорится вначале, но потом читателю открывается истинное содержание такой «любви». Как только похоть находит удовлетворение, она обнаруживает свою подлинную природу – ненависть к человеку. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней (2 Цар. 13: 15).

Используя ближнего как средство удовлетворения страсти, блудник ненавидит в нем его душу, отказываясь признать живого человека со своей судьбой, переживаниями, мечтами, надеждами, стремлением к счастью. Он видит перед собой не личность, а автоматический удовлетворитель. Это бесовский взгляд на творение Божие, взгляд из преисподней. Здесь нет любви, но есть стремление использовать и выбросить, как ненужную вещь.

Вообще всякая страсть от диавола, а он сам – человеконенавистник и губитель. Поэтому основа любой страсти – ненависть, а цель ее – уничтожение человека, как его тела, так и души. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить (Ин. 10: 10) – говорил Спаситель о диаволе и его слугах. Оказывается, можно погубить и после убийства. Есть смерть вторая, о которой сообщает книга Апокалипсис (см.: Откр. 21: 8). Именно к этой, духовной смерти и ведут нас страсти, среди которых блуд занимает главные позиции.

Недаром гениальный Толстой заметил, что, когда Анна Каренина и Вронский впервые совершили грех прелюбодеяния, Вронский, смотря на Анну, «чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни». Вронский и был духовным убийцей. Он забрал у Анны душу. Тело, уже никому не нужное, по инерции прожило еще несколько лет и тоже погибло. Таково действие страсти: вначале душа, потом и тело. Это чудовище, которое пожирает всего человека без остатка.

***

Суть блудной страсти – в отделении телесной близости от духовной. В семейной жизни две стороны соединяются, образуя уникальное чудо брачного единства двух. Блуд же не ищет духовно-телесной общности, но учит воспринимать желанного человека как кусок мяса, который можно отбросить после насыщения. В большинстве случаев добрачные половые отношения этим и заканчиваются. Любовь без ответственности – ложь. И Амнон не любил Фамарь – он просто пожелал ее цветущее молодое тело. А, насытившись, отвернулся, как собака отворачивается от обглоданной кости.

Иногда слышу вопрос на встречах и беседах: ну почему нельзя? По какой причине точно те же действия, которые Церковь благословляет в браке, становятся плохими вне его? Удивительно, но больше спрашивают девчонки. Те самые девчонки, которых со временем обглодают похотливые кобели – и равнодушно отвернутся от них. Тогда, возможно, придет понимание – да только что толку от твоего запоздалого прозрения? Да, Господь не оставит, если будет покаяние. Но своего женского счастья ты уже вряд ли дождешься, глупышка.

Стоит внимания реакция Фамари на лишение своей девической чести. Для нее потеря девственности – крах жизни. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила (2 Цар. 13: 19). В древнем мире утрата невинности до брака действительно была катастрофой. Обесчещенную девушку уже никто не возьмет, она никому не нужна, ибо ее честь и счастье украли. Древние ясно осознавали невозможность брачного союза и нормальной супружеской жизни с такой женщиной. Фамарь понимает, что она остается навеки без мужа и детей и устраивает, по сути, погребальный плач по своему женскому счастью.

Увы, сегодня для многих дам состояние Фамари является вполне терпимым и даже порой желанным. «Свободная жизнь» без супруга и потомства, без какой бы то ни было ответственности – да это же идеал эмансипированного сознания! Многие сегодня просто не поняли бы плача опороченной дочери Давида. «Ну, подумаешь… А для кого беречь? А почему не получить удовольствие, если обе стороны не против?» Кстати, еще полвека назад образ мышления Фамари был естественным для жителей наших сел и деревень. Теперь далеко не так.

***
Обратим внимание на цепную реакцию греха, начавшуюся после преступления Амнона. Насильник остался безнаказанным, так как был любимым сыном царя, первенцем. Но его брат Авессалом затаил на него злобу из-за поруганной чести сестры и через два года убил Амнона в своем доме. Сам Авессалом убежал от гнева отца, но вскоре был прощен и вернулся. Однако взаимоотношения с царем нарушились. Авессалом, возмущенный пристрастным отношением Давида к сыновьям, затевает мятеж против отца. Развязывается гражданская война, в ходе которой Авессалома убивают.
Страсть, как яд, отравляющий воздух, распространяет свое воздействие очень далеко, на всех тех людей, которые связаны с носителем страсти кровными или дружественными связями. Страсть вредит не только преступнику и его прямой жертве, но разрушает взаимоотношения тех, кто рядом с ним. Потакающий своим страстям человек не только убивает себя, но и обязательно портит жизнь окружающим.

Все тонкие ниточки этого сложного рисунка распутает впоследствии Господь на Страшном Суде. Кто с кем и когда, на кого и как это повлияло, каковы ближайшие последствия и дальние – Он всё разберет. А нам, ныне плетущим кружева своих жизненных поступков, стоит помнить: наш грех – это не только наш грех, и наша победа над страстью принадлежит не только нам. Мы все связаны невидимой паутиной взаимовлияния и ответственности друг за друга.

***
В истории Амнона важную роль сыграл его друг, Ионадав. Преступление царского сына было спроектировано именно этим человеком. Ох уж эти друзья и приятели, чьи советы порой наносят больший вред, чем козни врагов! Плохую службу сослужили друзья не только для сына, но и для внука Давида, царя Ровоама. По совету молодых друзей он отказался идти навстречу просьбам народа уменьшить дань и спровоцировал одну из главных трагедий древнего Израиля – разделение на Северное и Южное царства.

Сколько же ссор и скандалов, блуда, измен, разорванных отношений лежат на совести горе-друзей, давших «нужный и полезный» совет! Как осторожно надо относиться к словам даже самого искреннего друга, особенно если они касаются дел сердечных. Увы, Амнон послушал не того, кого стоило слушать, и жестоко поплатился.

***
Повествование о грехе Амнона очень ярко показывает то ослепление, в которое погружает человека страсть. Когда Фамарь понимает, чего от нее желает брат, она пытается образумить его. Сначала бедная девушка обращается к нравственным правилам жизни Израиля, затем взывает к обычному для всякого человека чувству жалости, а после напоминает о несомненном наказании для самого преступника: Нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле (2 Цар. 13: 12–13). Но брат, воспаленный похотью, не слышит ее. Фамарь пытается воспользоваться последней возможностью избежать бесчестия, предлагая себя в законные жены Амнону: Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе (2 Цар. 13: 13). Но увы – всё бесполезно. Ситуацией владеет уже не Амнон, но блуд, завладевший Амноном.

Насколько та или иная страсть способна управлять человеком, очень хорошо бывает видно в тюрьме, куда мы со священником ездим для бесед с заключенными. Большая часть осужденных – совершенно нормальные, адекватные люди. Но у каждого есть господствующая страсть, которая и привела его в колонию. Например, вспоминается один троекратный убийца. Верующий, православный, исповедается и причащается. Но – страшно поражен страстью гнева! Чуть только что не по нему – глаза чернеют, лицо перекашивается, огромные кулаки нервно сжимаются… В гневном порыве и были совершены три убийства, с тремя последующими отсидками. Сможет ли он удержаться при очередном искушении, не знаю. В таком состоянии человек вообще ничего не контролирует. Он становится полностью послушным страсти.

Блуд же имеет не меньшую силу, чем гнев. Он хитрый, как змей, и способен прятаться и гримироваться. Поэтому апостол Павел советует убегать от блуда (см.: 1 Кор. 6: 18). Не бороться даже, слышите, – а убегать! Бежать от искушения, от источника соблазна, от грязных мыслей и даже потенциальной возможности соблазниться. Потому что слишком опасен враг, силен и хитер.

***
Не перевелись и в наше время Амноны – насильники и совратители. Так или иначе, всякий человек, ослепленный своими страстями и движимый ими на грех, есть в некотором роде Амнон. И Фамари всегда были и будут, поскольку существуют Амноны. Впрочем, наши души, которые мы растлеваем страстями, и есть в некотором роде Фамари – изначально прекрасные, но впоследствии растленные и несчастные.
О трагедии Амнона и Фамари хорошо бы читать всем студентам начальных курсов, а также старшеклассникам выпускных классов. Читать, добавляя аскетические комментарии. Возможно, благодаря такой беседе какой-нибудь потенциальный Амнон не совершит преступления, а та, кто могла бы стать Фамарью, сохранит девство до брака и найдет свое женское счастье. Ведь враг, о котором предупредили, уже наполовину обезврежен. Предупрежден – значит, вооружен. И в подобном предупреждении нуждается молодежь возраста Амнона и Фамари, да и вообще всякий взрослый человек, ибо блуд подбирается ко всем без исключения. Вспомнив несчастных детей Давида, предупредим сами себя и мы.

Сергей Комаров
2 октября 2017 г.

Православие. ру

Подробнее →
Exemple

У епископа Воскресенского Саввы большой круг обязанностей. Он — первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник одной из древнейших обителей Москвы — Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Владыка также управляет сразу двумя викариатствами — Юго-Восточным и Новых территорий. Как идет строительство новых храмов на присоединенных к столице территориях, чем живет Новоспасский монастырь сегодня и о многом другом епископ Савва рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (интервью опубликовано в сентябрьском номере).

— Ваше Преосвященство, задолго до того, как было принято решение ознаменовать 100-летие с начала гонений на Русскую Православную Церковь и отметить вековой юбилей восстановления Патриаршества, Новоспасский монастырь начал работу над большим издательским проектом — публикацией деяний Всероссийского Собора 1917-1918 годов. Поэтому первый вопрос — о новом выпуске материалов Собора. Что можно сказать о результатах вашей работы на этот момент? Каковы сроки окончания проекта?

— Историческое значение Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов очень велико. Мы и сегодня не можем полностью осмыслить важность для людей и всей Церкви тех документов, которые были рассмотрены и приняты на Соборе. В наше время появилась возможность обстоятельно изучить документы, которые принимались в то непростое для нашего Отечества время.

XX век стал для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только было нарушено соборное начало, но и само существование Церкви как института в русском обществе оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни на Руси.

Для того чтобы понять тот контекст, в котором соборные решения вырабатывались и принимались, в настоящее время проводится большая работа по научному изданию документов Собора. Это наследие нам еще предстоит осмыслить и актуализировать в современной церковной жизни. Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви. Для Новоспасского монастыря этот проект — и честь, и почетная обязанность, и большая ответственность. Думаю, что это издание будет своего рода памятником Собору.

Говорить о сроках завершения проекта, конечно, еще рано. Мы ориентируемся на 2020 год как на время завершения работы над основными томами и документами. Понятно, что в любом случае следует стремиться к какой-то конкретной цели. Для нас такая цель — опубликовать как можно больше документов, естественно сопроводив их необходимыми научными комментариями. Как известно, каждый наш том открывает статья ответственного редактора, где он особо обращает внимание читателей к тем или иным публикуемым документам. Сейчас запланировано выпустить 36 томов, хотя ранее мы остановились на цифре 25. Увеличение количества томов связано с тщательным изучением состава соборного архива и каждого из семи сотен дел, его составляющих. Конечно, это очень тяжелый труд, но тем не менее очень нужный. Уже сейчас мы приступили к постоянной популяризации соборного наследия, выработали новый книжный формат для массового представления соборных дискуссий по разным темам (первая книга — «Священный Собор 1917-1918 гг. о браке и разводе» — скоро будет выпущена и представлена широкому кругу читателей). Затем предстоит издавать творческое наследие членов Собора.

— Владыка, вы управляете не только Юго-Восточным московским викариатством, но также и викариатством Новых территорий. С 2013 года в планировке новой застройки стали учитывать нужды верующих, то есть в градостроительном плане Москвы заранее выделять землю для православных храмов. Есть ли проблемы с реализацией этой программы?

— Площадь новых территорий больше, чем площадь само́й, будем говорить, «старой Москвы». Понятно, что данные территории находятся в юрисдикции Святейшего Патриарха как правящего епископа столичного града. Мне же дано послушание — курировать церковную жизнь на новой территории столицы.

Как вы знаете, раньше все это было Московской областью. И сегодня, когда проезжаешь по этой территории, складывается впечатление, что оказался в сельской местности, а не в столице громадной страны. Город кажется нам компактнее, и мы привыкли к тому, что здесь много камня, асфальта, высотных зданий… На новых территориях иначе. Тут и храмы находятся на значительном удалении друг от друга. Деление идет по селам, есть поля, густые леса, и, может быть, где-то еще можно встретить диких зверей…

Если сравнивать духовенство новых территорий и Юго-Восточного викариатства, то тоже заметна разница. В Москве сложились определенные традиции, принципы общения… Да и само духовенство ведет себя как столичное. Новые территории, может быть, не отличаются такой столичной лощеностью, но тем не менее там чувствуется дух, близкий лично мне, поскольку я сам из сельских жителей. Когда уезжаешь за МКАД, то видишь природные ландшафты, людей, еще не окончательно изменившихся под воздействием мегаполиса. Пройдет некоторое время, и новые территории станут совсем другими…

Да и организация управления немного иная — приходится больше ездить и тратить времени на дорогу. Если мы выезжаем на край новых территорий (это ближе уже к Калужской области), то на путь приходится тратить добрую половину дня, а то и больше. Так что главная проблема — это расстояние. И еще одна проблема, со знаком «плюс», это то, что на новых территориях сейчас осуществляется программа строительства храмов.

Здесь генеральный план застройки только формируется, поэтому мы не сталкивались с теми трудностями, которые у нас возникли при поиске участков в Юго-Восточном округе столицы, где нет свободной земли и в любом случае вступаешь в зону чьих-либо интересов. В этом плане на новой территории гораздо лучше и проще. Действуем по следующему плану: благочинные вместе с настоятелями храмов и главами управ проводят совещания по поиску подходящих участков под строительство нового храма, с учетом их равномерного расположения. Эти предложения поступают мне, мы их рассматриваем и утверждаем, затем подаем заявку.

Таких заявок уже подано на 110 участков, согласовали около 30, а по остальным идет проверочная работа. По официальной статистике, мы имеем 200 тыс. человек, которые зарегистрированы на новых территориях. Однако эта цифра сильно поменялась, есть те, кто не прописаны, дачники… Сейчас, думаю, можно смело говорить и о миллионе жителей. Пока нам хватает тех 60 храмов, что есть. 110 поданных заявок — это только первый этап. Святейший Патриарх Кирилл поставил перед нами задачу построить 150 храмов, потому сейчас идет поиск оставшихся 40 участков. Работа идет, и мы движемся вперед.

— Вы уже говорили об отличии сельских священников от столичных, у вас есть опыт наместника крупного монастыря, вы также занимаетесь духовным образованием священнослужителей. Кто такой, на ваш взгляд, современный священник?

— Мне кажется, что молодое духовенство воспитано как-то по-иному, я не всегда вижу в молодых священниках элемента… жертвенности. Некоторые из них стремятся как-то быстро обосноваться, служить сразу в хорошо благоустроенном храме, они изначально не хотят терпеть каких-либо трудностей… Тогда как многие из духовенства, если так можно назвать, старой формации преодолели на своем пастырском пути значительные лишения. У современного духовенства немножко притуплено умение ценить то, что мы имеем. И это меня беспокоит в современных священнослужителях. Это результат того, что они выросли и сформировались во время благорасположенности власти и общества к Церкви и не испытали серьезных трудностей. Хотя, конечно, я уже не видел всех испытаний, которые духовенство прежних поколений пережило, — только немного. Тогда Церковь находилась на некотором отдалении от общества, государства. Но нынешнее духовенство формируется в более благополучных условиях, и им будет тяжело, если эти условия как-то изменятся в худшую сторону. Может быть, через некоторое время к нам будут иначе относиться, не так лояльно, как сейчас. Поэтому я беспокоюсь большей частью за то, будут ли у нас духовные плоды такие, какими они были 100 лет тому назад в эпоху гонений?

Для меня идеалом духовного образования является московская, лаврская, школа. Там священник получает и образование, и, самое главное, воспитание. Нас воспитывали таким образом, что для нас смыслом жизни стала Церковь.

— Ваше Преосвященство, а что такое быть московским викарием? Интересно узнать, каковы основные направления вашей работы и за что отвечает первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии… Каково это — совмещать монашество и административное руководство?

— Быть московским викарием — это прежде всего исполнять поручения Святейшего Отца, помогать Патриарху в управлении очень большой и сложной епархией. Каждый большой городской приход — это не только забота об общине и здании храма, это еще и разнообразная социальная деятельность, это вовлеченность в жизнь и культуру микрорайона. А если речь идет о десятках приходов, составляющих викариатство, то очевидно, что проблем, которые должен помогать решать епископ, накапливается достаточно. В принципе, схожей работой мы занимаемся по линии Управления делами Патриархии: мы помогаем нашим епархиям чувствовать себя единой Церковью, единым организмом. Содействуем в реализации общецерковных решений и постановлений Архиерейских Соборов, наблюдаем за бесконфликтным течением церковной жизни. Помогать решать эти задачи митрополиту Варсонофию, управляющему делами Московской Патриархии, вместе с заместителем управляющего делами архимандритом Саввой (Тутуновым) в ежедневном режиме необходимо всем нам. И я в этом качестве ощущаю себя послушником Святейшего Патриарха и митрополита. В этом смысле те монашеские обеты, которым я верен, только помогают.

— Владыка, в нашей беседе мы не можем не поговорить еще и о вашем служении в качестве наместника Новоспасского монастыря. Обитель эта преображается буквально на глазах, продолжается масштабная реставрация. Какие вопросы монашеской жизни в современном мире, на ваш взгляд, наиболее актуальны?

— Рассказывая о современной жизни Новоспасского монастыря, я первым делом должен вспомнить и поблагодарить моего предшественника на посту наместника — владыку Алексия (Фролова), который здесь и погребен. Именно он заложил основные направления возрождения монастыря, он больше двух десятков лет управлял этой святой обителью. Я воспринял от него устоявшийся монастырь со своими традициями, принципами и сформировавшейся братией. Мы, как и многие его верные духовные чада, храним память о владыке Алексии. Духовное наследие я стараюсь сохранить и приумножить, продолжая традиции, заложенные архиепископом.

Изменения в монастырях, происходят при непосредственном участии епископа града Москвы Святейшего Патриарха Кирилла, который особенно внимателен к жизни ставропигиальных монастырей. Не обделяет он своим вниманием и нашу Новосспаскую обитель, следит за ходом реставрационных работ. Святейший Патриарх вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным приезжал и наблюдал за ходом выполнения поручений. Надо отдать должное мэру и его команде, они не забывают о культурном наследии, пытаются всячески содействовать его восстановлению. За это прихожане и братия искренне благодарны Сергею Семеновичу.

В том, что касается восстановления обители, сегодня наши устремления направлены на реставрацию колокольни. Когда закончатся все работы, мы поднимем на нее тысячепудовый колокол и освятим храм! Уверен, монастырь преобразится не только изнутри, но и снаружи, потому что колокольня наша — это архитектурная доминанта района. Более того, что примечательно, она первая по высоте после колокольни Ивана Великого.

Среди повседневных трудов братии еще раз хочу отметить работу нашего издательства, выпуск деяний Священного Собора 1917-1918 годов, с чего мы начали нашу беседу. Также мы занимаемся повышением квалификации духовенства. Здесь находится сектор заочного обучения Московской духовной академии, работают подготовительные курсы, организовано молодежное движение. Нельзя не упомянуть, что у нас еще есть подворья, где ведется социальная работа.

— И все же монастырь — это молитвенное делание, подвиг… Но если говорить об уединенной монашеской жизни в отдалении от мира, то ваша обитель не совсем соответствует этому определению. Легко ли нести монашеские подвиги посреди городской суеты? Как найти правильный баланс между уединением и необходимостью быть открытыми миру? По вашему опыту, что такое монастырь в городе?

— Согласен, нести монашеское послушание в городском монастыре — это особенный подвиг. В этом случае очень важно не оступиться, и именно в этом и заключается тяжесть пребывания в такой обители. Здесь мы не можем закрыть перед прихожанами наши святые врата. Конечно, гораздо проще уехать куда-то на периферию, запереться там в пустыни. Но надо и здесь, в городской суете, заниматься духовным окормлением людей.

Господь дает возможность совершать свой подвиг, и мы его совершаем в меру своих сил, возможностей и своих немощей, которые тоже у нас есть. Думаю, что Господь будет милостив к нам, поскольку мы также стараемся быть милостивыми ко всем, кто приходит в наш монастырь. Надеюсь, что все люди, которые придут в Новоспасский монастырь, смогут здесь хотя бы в течение нескольких минут отвлечься от суеты, помолиться, подумать о Боге и своих ближних. Поэтому не могу, пользуясь случаем, не пригласить в Новоспасский монастырь жителей Москвы и гостей нашей столицы!

Беседовал Евгений Стрельчик

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

В здании откроется концертный зал для исполнения церковной музыки и песнопений.

Возведение храмового комплекса в честь Сретения Господня на юго-востоке столицы, в районе Выхино-Жулебино, завершится в конце 2017 года. Строительство ведется на Саранской улице. Об этом сообщает портал Стройкомплекса Москвы.

«Уже установлены все кресты на малых куполах над апсидной частью собора. Смонтирована ливневая канализация. Готова кровля приходского дома и самого храма. Сейчас все работы сконцентрированы на устройстве центрального входа в храм», – приводятся на портале слова куратора программы строительства православных церквей в столице, депутата Госдумы РФ Владимира Ресина.

По словам Ресина, в настоящий момент рабочие также штукатурят помещения, проводят художественное мозаичное оформление пола, в том числе полудрагоценным камнем. Уже изготовлены престол и жертвенники из палестинского камня.

В 2018 году специалисты приступят к отделке помещений концертного зала и его техническому оснащению.

Районная газета “Наш район Южнопортовый” 

Подробнее →
Exemple

17 сентября строящийся храм в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских отметит престольный праздник.

Накануне, 16 сентября, управляющий Юго-Восточным московским викариатством епископ Воскресенский Савва посетит Патриаршее подворье при строящемся храме и совершит всенощное бдение.

Начало богослужения в 17.00.

“Приходской советник”

Подробнее →