Наши новости

Exemple

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).

Сбылись удивительные пророчества великих провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества Пресвятой Богородицы) — и херувим, огненным мечом ограждающий вход в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).

Непостижимо смирение Господне: будучи Всемогущим Владыкой, Он является людям беспомощным младенцем, будучи Богом, приемлет бренную плоть и терпит тяготы земной жизни, будучи Бессмертным, вольно идет на смерть, мучительную и позорную. И делает это не ради избранных — пророков, праведников и Своих верных служителей. Христос приходит ради каждого из нас, Он желает спасения всех без исключения — грешников и преступников, равнодушных и нерадивых, трусливых и гневливых, даже Своих убийц!

Никого не отвергает Господь, никем не гнушается, но напротив — приемлет нашу человеческую плоть, обновляет ее боговоплощением, крестными страданиями и живоносным Воскресением, возносит ее в недра Святой Троицы, освящает пребыванием одесную престола Бога. И этого Животворящего Тела Христова, Его Пречистой Крови, излиянной за каждого из нас, причащаемся мы в Таинстве Евхаристии — и становимся единотелесными и единокровными не только Спасителю, но и друг другу.

Однако, к сожалению, сегодня мы видим, как волны нестроений раскачивают корабль Церкви, как шторм раздоров и противоречий колеблет единство православных верующих, как омраченные врагом и искусителем люди предпочитают Источнику воды живой мутный и не пригодный для питья источник злочестивых ересей (канон святым отцам I Вселенского Собора). В такое сложное время мы все должны помнить, что для каждого из нас родился, распялся и воскрес Господь, что Он основал на земле Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Принадлежа Церкви, мы призваны к преодолению нестроений, противостояний и конфликтов, к уврачеванию расколов, к помощи тем, кто переживает ужасы войны, страдает от притеснений и несправедливости.

Господь рождается не в царских чертогах, а в убогой пещере, в последней нищете. Казалось бы, что может быть хуже вертепа и беднее яслей для скота? Но есть такое место — это выжженная грехом пустыня сердца человека, удалившегося от Бога, теплохладного, опустошенного, порабощенного страстями. Однако в наших силах соделать свою душу вместилищем Божиим, вспомнить, что Господь близ, при дверех, и Он смиренно ждет, когда мы наконец узрим Его очами веры, впустим Его в свою жизнь, услышим Его слова, ответим на Его любовь — и дадим Ему Самому действовать в нас.

Весь мир ликует о преславном рождестве Спасителя: ангелы воспевают хвалебные гимны, пастухи торжествуют, волхвы поклоняются Ему и приносят дары, и лишь озлобленное и исполненное зависти сердце Ирода не хочет принять божественной правды, не радуется — но трепещет, не от страха Божия — но от трусости. Вдумаемся, не уподобляемся ли ему мы своими делами, не ставим ли на первое место собственное благополучие и комфорт, не боимся ли мы, что кто-то будет лучше нас, талантливее и добрее, не творим ли мы зло такому человеку, стараясь уязвить его или опорочить перед другими, свергнуть с пьедестала, дабы возвести на высшую ступень себя? Не получается ли так, что источником истины становится для нас не Господь и Его святые заповеди, а мы сами? Не соблазняем ли мы других, выдавая за правду свои собственные выгодные нам измышления, не раздираем ли мы хитон Христов своими амбициозными действиями, не сеем ли семена раздора и ропота среди братьев по вере?

Взирая ныне на Богомладенца Христа, поставляя себя лицом к лицу с божественной истиной, отринем бремя страстей и запинающий нас грех (Евр. 12:1), вознесем теплые молитвы о укреплении единства Православия и умножении любви, памятуя о том, что любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде; все покрывает и всему верит (1 Кор. 13:4-7).

В богослужебных праздничных текстах прославляется не только родившийся ради нашего Спасения Господь, но и те, благодаря которым стало возможным Его воплощение — Пречистая Дева Мария, праведный Иосиф Обручник, святые праотцы. Вспомним и мы в этот торжественный день своих близких: навестим родителей и друзей, уделим им внимание, найдем добрые слова, поблагодарим за все, что они для нас делают. Пусть в нашем сердце, исполненном любви к Богу и ближним, будет обитать Всемилостивый Христос, Превечный и Непостижимый, Соприсносущный невидимому Отцу (седален на вечерне праздника). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2019/2020 гг.

Москва

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

28 декабря 2019 года на братской трапезе по окончании Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прокомментировал ситуацию, которая сложилась в Черногории после принятия Парламентом этой страны законопроекта «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», ущемляющего интересы Сербской Православной Церкви.

Святейший Владыка, в частности, сказал:

«Сегодня Вселенская Церковь находится в совершенно особом положении. Ничего подобного в истории Православия, по крайней мере в последние несколько веков, не было. Даже когда православный Восток находился под властью османской Турции, ее влияние на мировое Православие уравновешивалось силой Российской империи, и наши братья знали, что есть покровитель и защитник Православия — это Святая Русь.

Изменился исторический контекст, и Россия как светское государство теперь не может играть ту же роль. При самом доброжелательном отношении к деятельности Русской Церкви государство не вмешивается ни в наши внутренние дела, ни в нашу внешнюю деятельность, которую мы осуществляем исключительно в соответствии с каноническим правом.

Но в то же самое время, когда Русская Церковь обрела полную свободу, мы с прискорбием вынуждены констатировать, что главы некоторых Поместных Православных Церквей находятся даже не под влиянием, а едва ли не под властью определенных светских сил.

На нас многие десятилетия давили не какие-то чиновники — на нас давила вся мощь атеистического государства, вся политическая сила, власть, спецслужбы. Но мы ведь выдержали это давление! Однако сегодняшний кризис в Православии высветил несомненную слабость некоторых Поместных Церквей. По милости Божией, не все архиереи и в этих Церквах пошли на попрание канонов; мы знаем, что по-прежнему твердо держится целый ряд иных Поместных Церквей. Особой признательности заслуживает позиция Иерусалимского Патриарха, который не допускает раскольников к служению у Гроба Господня, что стало бы катастрофой для Вселенского Православия.

Большие испытания выпали сегодня и на долю Сербской Церкви. В Черногории, маленькой стране, где всегда сохранялось особое отношение к России, принят закон, согласно которому вся церковная недвижимость должна перейти от канонической Черногорской епархии Сербской Православной Церкви к раскольникам. Правящий архиерей, владыка Амфилохий, борется за Православие, он не склонил свою главу перед раскольниками, но и нам не надо молчать, причем не только на уровне Московского Патриархата или Отдела внешних церковных связей. Мы должны быть солидарны с владыкой Амфилохием. Мы должны осудить захват храмов и любые попытки государственных властей Черногории отнять всю недвижимость у канонической Церкви. А ведь это происходит в сердце Европы — той самой Европы, которая декларировала, как и Соединенные Штаты, принцип отделения Церкви от государства! Стало быть, принцип светского государства легко попирается ради определенных политических целей, в числе которых, несомненно, борьба с Россией.

Сегодня никто не должен оставаться в стороне от того, что происходит в мировом Православии. Следует писать письма поддержки владыке Амфилохию, выражать ему нашу любовь, говорить о том, что Русская Церковь остается вместе с православными Черногории. Очень важно, чтобы те, кто сегодня страдает в Черногории, чувствовали поддержку нашей Церкви. И точно так же мы можем и должны писать обличительные письма в Константинополь, предупреждать греческих иерархов о недопустимости разрушения единства Православия.

Почему же мы так уверены в том, что на нашей стороне правда? А потому что мы не преследуем никаких политических целей и не испытываем никакого политического давления; мы исходим исключительно из принципов канонического права. А какая может быть правда у Константинополя, который грубо вмешивается в юрисдикцию другой Поместной Церкви, который самовольно снимает анафему с того, кто не имел к Константинополю никакого отношения, и предоставляет «автокефалию» раскольникам, не имеющим иерархического преемства?

Россия ведет сегодня независимую политику, и у Русской Церкви, как я уже отметил, совершенно независимый взгляд и на внутренние, и на внешние дела. Конечно, в этом отношении мы очень отличаемся от тех Поместных Церквей, которые находятся в зависимости от сил не просто нецерковных, но, я бы сказал, антихристианских. Поэтому сегодня как никогда мы все должны быть консолидированы. Мы должны понимать, где правда, а где ложь, и молиться за тех наших братьев и сестер, которые страдают от грубейшего вмешательства светских властей. Мы должны быть с теми, чьи церкви закрываются или передаются раскольникам, с теми, кто страдает за Божию правду.

Верю, что Господь не оставит нас, как не оставит другие Православные Церкви, если останется непоколебимо верной Святому Православию наша Русская Церковь. На нас как на самой большой Поместной Церкви мира лежит особая ответственность за единство Православия, и я бы хотел, чтобы эту ответственность осознали и епископат, и духовенство, и монашествующие, и весь наш верующий народ».

Московская городская епархия

Подробнее →
Exemple

20 декабря 2019 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы.

В президиуме собрания присутствовали: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий; секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы протопресвитер Владимир Диваков.

Заместителем председателя Епархиального собрания был избран митрополит Воскресенский Дионисий, секретарем собрания — протопресвитер Владимир Диваков.

В Епархиальном собрании приняли участие викарии Московской епархии, члены Епархиального совета и советов викариатств, благочинные церковных округов г. Москвы, настоятели и клирики московских приходов, наместники мужских монастырей и настоятельницы женских обителей г. Москвы, председатели приходских советов.

Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл представил повестку дня.

Был утвержден регламент докладов, избраны лица, которые от имени собрания должны были подписать постановления и протоколы: наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) и настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря игумения Елисавета (Никишкина).

Также был утвержден состав редакционной комиссии для подготовки итогового документа Епархиального собрания: заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (председатель комиссии), заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы протоиерей Михаил Прокопенко, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы протоиерей Кирилл Шевцов.

Далее состоялось избрание членов Епархиального совета. По Уставу половина Епархиального совета назначается епархиальным архиереем, половина — избирается Епархиальным собранием.

Святейшим Патриархом назначены 10 членов Епархиального совета: митрополит Воскресенский Дионисий; председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, управляющий викариатством Новых территорий архиепископ Каширский Феогност; управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы архиепископ Егорьевский Матфей; наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным викариатством столицы епископ Дмитровский Феофилакт; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Северным викариатством г. Москвы епископ Сергиево-Посадский Парамон; наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Южным и Северо-Западным викариатствами столицы епископ Бронницкий Фома; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы епископ Павлово-Посадский Фома; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Кирилл Шевцов.

Еще 10 членов Епархиального совета было избрано от викариатств г. Москвы:

  • от Центрального викариатства — протоиерей Александр Агейкин;
  • от Северного викариатства — протоиерей Сергий Дикий;
  • от Северо-Восточного викариатства — протоиерей Георгий Климов;
  • от Восточного викариатства — протоиерей Алексий Батаногов;
  • от Юго-Восточного викариатства — архимандрит Алексий (Вылажанин);
  • от Южного викариатства — протоиерей Алексий Фарковец;
  • от Юго-Западного викариатства — протоиерей Виктор Алипичев;
  • от Западного викариатства — протоиерей Серафим Недосекин;
  • от Северо-Западного викариатства — иерей Андрей Шумкин;
  • от викариатства Новых территорий — протоиерей Сергий Гуданов.

Далее Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с ежегодным докладом.

В ходе заседания были представлены:

  • доклад второго секретаря Епархиального совета протоиерея Кирилла Шевцова о работе Епархиального совета по исполнению поручений Епархиального собрания 2018 года;
  • доклад председателя Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы протоиерея Игоря Фомина о работе комиссии в 2019 году;
  • доклад председателя Комиссии по социальному служению при Епархиальном совете г. Москвы протоиерея Михаила Потокина о социальной и благотворительной деятельности в 2019 году;
  • доклад игумена Петра (Еремеева) о деятельности Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы;
  • доклад председателя Отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонаха Онисима (Бамблевского) о взаимодействии со среднеобразовательными школами и о деятельности отдела;
  • доклад председателя Молодежного отдела Московской городской епархии протоиерея Кирилла Сладкова о молодежной работе в городе Москве.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на многочисленные устные и письменные вопросы клириков г. Москвы.

В завершение участники собрания приняли итоговое Постановление, в котором выразили поддержку Святейшему Патриарху Кириллу «в его трудах по сохранению единства Православной Церкви в чистоте веры и незыблемости канонического строя».

Московская городская епархия

Подробнее →
Exemple

Даже для человека, который очень мало знает (или вообще ничего не знает) о Церкви, святитель Николай — словно добрый, хороший знакомый. То, что жил он в IV веке по рождестве Христовом, был архиепископом в Мирах Ликийских, кажется, не так уж и важно, как и то, где находятся эти Миры или что находится в них сейчас. Важно другое: он — Чудотворец, скорый и верный помощник для тех, кто попал в беду, заболел, сбился с пути.
И удивительно ли, что появляются время от времени в наших храмах люди, порога церковного до того не переступавшие, и спрашивают – кто робко, кто резко, а кто и враждебно — у главного в Церкви человека, продавца за свечным ящиком:

— Где у вас тут Никола?..

А потом пытаются поставить огромную свечу на подсвечник, а она все падает… И стоят, шепчут что-то у иконы, с которой смотрит на них скорбно и любовно седовласый старец. Что-то, что Богу, ему да им самим только ведомо. И уходят. А что дальше — опять же лишь Господу, угоднику Его и им, ушедшим, известно.

Чудно это все…

Сколько уж веков прошло, как узнал, полюбил народ наш святитель Николай! Люди русские ведь не потому его почитать стали, что в житиях греческих или латинских о нем прочли и оттого сердце их любовью к нему разом преисполнилось. Нет: он сам этим людям являлся, выручал, от смерти избавлял. И так ими узнан был, и из уст в уста молва о нем намного скорее передавалась, чем книги переписывались.

И годы гонений памяти о нем до конца не истребили, и в годы эти самые к нему не только со всех сторон стесненные христиане с молитвой обращались, но и гонители, и атеисты, и безбожники подчас самые что ни на есть. А он и безбожникам благотворил. И для многих из них к Богу проводником часто становился.

Его и мусульмане на Востоке порой по-своему чтут. И даже в храм православный не стесняются иногда войти и перед иконой его поклониться – это иконы-то отрицающие и святых не признающие!

Он везде родной, везде свой. А для нас, кажется, в особенности (не нам, наверное, одним кажется…). Но и этого родного и своего — как же плохо русский человек знает сегодня! Шутка такая есть даже: как Николу Зимнего (6/19 декабря, преставление) от Летнего (9/22 мая, перенесение мощей) отличить? Да очень просто: Зимний, он в шапке (в митре то есть), а Летний с непокрытой головой, потому что тепло. Только шутка ли? Немало тех, кто так и вправду считает.

Не чудно это даже, не странно, а как-то страшно, пожалуй…

Большая часть нашей жизни скрыта от нас. Хоть и думаем мы, что сами творцы своей судьбы, что все в наших руках, а сколько ситуаций у каждого в жизни было, когда еще немного, и не только рук этих или ног, и памяти бы от нас даже не осталось! Сосулька с крыши сорвалась и прямо у ног в мелкую крошку разлетелась… Авария, машина в лепешку, а сами целехоньки, ни царапины… Ногу в воде свело, и сам не понимаешь, как до берега добрался, словно подталкивал кто…

Сначала удивляешься, потом забываешь — жизнь ведь, чудом сохранившаяся, дальше идет. Снова вспоминаешь, поеживаешься от вдруг дохнувшего на тебя холода, и опять забываешь. И бывает еще так, что спросит кто-то, как дела, а ты с улыбкой поглядишь на человека и скажешь:
— Твоими молитвами, как же еще!

Но ведь и правда — молитвами чьими-то миновала нас беда, оставила безнадежная болезнь, отпустила из своих цепких когтей до поры до времени смерть. Чьими?

Молитвами кого-то из тех святых, кому мы и сами когда-то молились. Того святого, имя которого носим от рождения или крещения. Ангела-хранителя нашего. Матери Божией. Святителя Николая. А может и еще кто-то из святых молился о нас, кто-то, чьего не только жития, но и имени даже мы не ведаем, о чьем существовании не подозреваем.

Это и правда так. Ведь святые на небесах, как пишет преподобный старец афонский Силуан, в Духе Святом видят нас всех, и сердце их, полное любовью, не может оставаться равнодушным к боли и страданиям нашим. Такой вот парадокс: они нас знают, а мы их нет, они нас любят, а мы… Такие вот взаимоотношения и такая связь между «братиями большими» и «меньшими».

Мы, конечно, встретимся рано или поздно. И познакомимся даже, но это потом, в жизни уже совсем другой. Как тогда благодарность выразишь, чем отплатишь? Наверное, и в глаза посмотреть стыдно будет… Сейчас бы задуматься и благодарить начать.

Каким образом? Да хотя бы просто узнавая их — таких близких и таких незнакомых. Читая о них, созерцая их лики на древних или, наоборот, совсем новых иконах, и, конечно же, молясь им. Или еще лучше — хоть в чем-то стараясь быть на них похожими.

Необъятного не объять, по крайней мере, сразу. Все четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского за вечер не одолеешь. Но открыть их или страницу в сети и прочесть житие святителя Николая в день, когда вспоминается Церковью он сам и бесчисленные его чудеса, разве трудно? И он станет еще ближе и родней для нас, а мы для него. И мир святости и чистоты, Божией благодати, в котором обитает он теперь, мир неизведанный и таинственный, покажется уже не таким бесконечно недостижимым, как прежде. Появится сначала смутное, а потом все более и более ясное ощущение того, что может он стать и нашим тоже, хоть до святости нам далеко. Святитель Николай поможет нам его достичь — если мы попросим его об этом, если по-настоящему этого захотим.

Православие. ру

Подробнее →
Exemple

С 12 по 26 января 2020 года в Московском международном Доме музыки (ММДМ) состоится X Московский Рождественский фестиваль духовной музыки, который по традиции объединит коллективы, представляющие различные христианские музыкальные традиции.

Художественные руководители фестиваля — президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре В.Т. Спиваков и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Музыкальный форум откроет «Рождественская оратория» митрополита Илариона в исполнении Московского Синодального хора, Академического Большого хора «Мастера хорового пения», хора мальчиков Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, а также Московского государственного симфонического оркестра.

В программе фестиваля — сочинения И.С. Баха и Д. Скарлатти, «Песнопения и молитвы» Г.В. Свиридова, «Большая месса» В.А. Моцарта и другие произведения европейской духовной музыки разных веков и стилей. Состоятся выступления хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, Национального филармонического оркестра России, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», баритона В.В. Ладюка, органистки Л.Г. Голуб, ведущих солистов московских музыкальных театров.

В ходе концерта 17 января выступят коллективы, представляющие различные христианские музыкальные традиции: мужской хор Санкт-Петербургского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и хор храма святителя Николая Чудотворца города Стара-Загора из Болгарии.

«Ежегодно в форуме принимают участие детские хоровые коллективы из разных стран. Гостем предстоящего Рождественского фестиваля станет хор мальчиков испанского монастыря Монсеррат… Хор мальчиков более 800 лет участвует в службах древнего бенедиктинского монастыря и Базилики Девы Марии Монсерратской», — сообщили организаторы.

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

5 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы (Петропавловское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Главный престол был освящен в честь благоверного князя Андрея Боголюбского, северный престол — в честь святителя Иоанна Златоуста, южный — в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным московскими викариатствами; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыряпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа г. Москвы; протоиерей Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря, ректор Перервинской духовной семинарии; иерей Кирилл Краев, настоятель храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии (регент — иеромонах Нестор (Волков)).

В храме присутствовали руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, представители компании — спонсора строительства храма ПАО ГМК «Норильский никель».

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском иерей Кирилл Краев был удостоен права ношения палицы.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил доцента факультета информатики и прикладной математики ПСТГУ, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы диакона Димитрия Артамкина в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес внештатный клирик храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы иерей Иоанн Янушек.

По окончании богослужения иерей Кирилл Краев приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону благоверного князя Андрея Боголюбского.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону великомученика Георгия Победоносца.

Во внимание к помощи в строительстве храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы медали «Патриаршая благодарность» были удостоены: старший вице-президент, финансовый директор ПАО ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев, советник президента ПАО ГМК «Норильский никель» С.В. Хавронюк, начальник управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Т.В. Ромаиди, менеджер управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Р.Э. Василенко.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал участников богослужения: «Еще раз всех вас с праздником! Храни вас Господь, дорогие мои, вас, ваших родных, близких, особенно ваших детей и внуков, всех тех, кто придет на наше место в этой жизни. И дай Бог, чтобы в их сердцах сохранялась вера православная. Тогда у нас будет у всех надежда на будущее. С праздником вас!»

***

Храм святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского — Патриаршее подворье на Волжском г. Москвы — первый храм в столичном районе Текстильщики.

Благотворитель храма: ПАО ГМК «Норильский никель». Архитектор: А.Н. Трофимов. Проектировщики: ОАО «Владимирреставрация», «Моспроект-3». Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве.

Архитектура храма выполнена в древнерусском стиле эпохи Владимиро-Суздальской Руси. Прототипом церкви стал Успенский собор г. Владимира. Аркатурно-колончатый пояс на центральном и боковых барабанах, «оконца» на фасадах, порталы на входах, множество апсид, колонн и арок, белый цвет храма — все это повторяет черты зодчества, присущего эпохе князя Андрея Боголюбского.

Патриаршее подворье было учреждено в 2013 году, ответственным за строительство был назначен иерей Кирилл Краев. В 2014 году отец Кирилл был назначен настоятелем строящегося храма.

Осенью 2014 года началось строительство временной деревянной церкви в честь св. Андрея Боголюбского. 7 января 2015 года в храме была отслужена первая Литургия. 18 марта 2015 года чин малого освящения церкви совершил управляющий Юго-Восточным московским викариатством епископ Воскресенский Савва.

В 2017 году началось строительство каменного храма и дома причта. В июне 2019 года храм и дом причта были сданы в эксплуатацию.

Патриархия. ру

Подробнее →
Exemple

В просторной комнате стеклянные витрины с археологическими находками, на стенах редкие фото и картины, в углу бережно воспроизведенная обстановка настоятельской кельи: старинный шкаф, письменный стол, икона. Это музей — под названием «Разрушенный, но живой» — Златоустова монастыря, основанного более 600 лет назад и разрушенного в 30-х годах прошлого века.

История обители богата событиями. В XV веке великий князь Иван III построил здесь каменный собор во имя святителя Иоанна Златоуста, позже монастырь жгли крымские татары и грабили польские интервенты, но его восстанавливали. Петр I по просьбе своего сподвижника генерал-адмирала Федора Апраксина учредил здесь архимандрию. Монастырь был местом паломничества царей, князей, знати, ему жертвовали крупные суммы императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, в его ансамбль входили собор, четыре церкви, усыпальница, братские корпуса.

Сегодня от былого великолепия остался двухэтажный келейный корпус, где и находится музей. Сюда можно прийти, чтобы увидеть редкие экспонаты: старинные подковы и нательные кресты, фрагменты расписных изразцов, керамического декора и саркофагов. Некоторые керамические древности даже разрешают брать в руки. А можно заказать экскурсию, и тогда вам покажут окрестности, калитку в обычный двор на том месте, где были святые врата обители, объяснят, где располагались храмы и высокая колокольня.

Музей открылся в этом году усилиями прихожан и клириков стоящего неподалеку храма Космы и Дамиана на Маросейке. После того как здание келейного корпуса передали приходу, здесь закипела работа: открылись воскресная школа и часовня во имя святого Иоанна Златоуста, был создан Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря.

Многие экспонаты стали поступать в центр с 2011 года, когда во время проведения земляных работ под ковшом экскаватора обнаружились надгробные белокаменные плиты монастырских захоронений. К делу подключились археологи, историки, краеведы. За несколько лет нашли сотни уникальных вещей — от церковной утвари до металлических украшений. Тогда и возникла мысль сосредоточить их на месте исчезнувшей обители. Финансированию проекта помог грант мэра Москвы.

Адрес музея: Малый Златоустинский пер., 5, стр. 1. Часы работы: пн. 18.00-20.00, вт., ср., чтв. 15.00-17.00, вс. 12.00-14.00. Вход бесплатный. Запись на экскурсии по тел. 8 (926) 630-00-49.

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

22-25 ноября 2019 года во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара прошли VII окружные Рождественские образовательные чтения Юго-Восточного Викариатства московской городской епархии: «Великая Победа: наследие и наследники». Тема форума связана с юбилейной датой – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, которую наша страна будет праздновать в следующем году.

В Чтениях приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, священнослужители, представители органов власти, руководители Департамента образования и науки г. Москвы, деятели культуры, научные работники, руководители и преподаватели ВУЗов, колледжей, учителя школ. Также были приглашены учащиеся старших классов и кадеты МПКУ им. Шолохова, студенты ВУЗов, расположенных на территории ЮВАО.

Впервые в этом году секции и пленарное заседание прошли в разные дни. 22 ноября были проведены секции: «Наследники Великой Победы: опыт работы по патриотическому воспитанию в кадетских классах и православных гимназиях» и «Освещение темы Великой Победы на уроках в современной школе». Докладчики рассказали о своем опыте патриотического воспитания в кадетских классах, в том числе и в кадетском училище имени М.А.Шолохова. Были подняты вопросы важности системного подхода в воспитании кадетов и учеников православных гимназий, а также проблемы в патриотическом воспитании молодежи в целом. Учитель истории ГБОУ «Школа № 491 «Марьино» Панферов А. Д. предложил в качестве примера свой опыт проведения онлайн-экскурсий на базе школьного музея «Обороны Москвы».

25 ноября пленарное заседание Чтений открыл управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами Московской городской епархии Русской Православной Церкви, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Егорьевский Матфей. Он отметил важность и актуальность темы форума как для воспитания молодежи, так и для всего современного общества в целом. Его поддержали и представители государственной власти: префект ЮВАО Цыбин Андрей Владимирович и заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Смирницкая Марина Владимировна.

В рамках пленарного заседания выступил Владимир Яковлевич Шатохин, член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант, профессор, член Совета по кадетскому образованию Министерства просвещения Российской Федерации. Тема доклада «Воспитание служивого слоя в нашем Отечестве». Он отметил, что фундаментом России всегда был патриотизм, а главной движущей силой — духовность. Обращаясь к кадетам, Владимир Яковлевич призвал: «Живите по совести и занимайтесь тем, что вам поручено!»

«Третий фронт – пропаганда как оружие» – тема доклада лауреата Государственной премии Правительства РФ в области культуры, соавтора проекта «Россия – моя история», главного редактора исторического парка в Москве Александра Леонидовича Мясникова. В увлекательной форме докладчик рассказал и показал на иллюстрациях, что Россия испокон веков была «на острие ножа», что западная пропаганда веками стремилась представить нашу страну в нелицеприятном виде, как сотни лет назад, так и сейчас. Но мы выстояли тогда, выстоим и сегодня.

Последним выступил известный миссионер и телеведущий – протоиерей Андрей Ткачев. В своем докладе «Наследники Победы: кто мы?» отец Андрей высказал точку зрения, что «война — это один из рычагов воздействия на человека». Она начинается тогда, когда другие средства влияния уже использованы и не привели к нужному результату. Он также отметил важность ВОВ для памяти русского человека, но в тоже время добавил, что наша история, история России намного глубже и шире, чем ВОВ. «Русским людям нужно вернуть всю свою историю, со всеми царями и войнами! Мы должны знать наши истоки, наши корни. В этом сила русского человека!»

Завершились Чтения под песню композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы». Когда зазвучали первые аккорды, люди в едином порыве встали со своих мест и стали подпевать знакомые с детства слова. У многих на глазах были слёзы. Единение народа в такие моменты свидетельствует о готовности в любой момент встать на защиту Родины. Это и есть настоящий патриотизм.

Юго-Восток Православный 

Подробнее →
Exemple

10 ноября 2019 года осенний молодежный бал собрал в доме офицеров Московского военного округа около 250 человек.

По благословению архиепископа Егорьевского Матфея, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, праздничный вечер был посвящен военно-патриотической тематике, в рамках развития темы Рождественских Чтений «Великая победа: Наследие и наследники».

С приветственным  словом обратился клирик храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортово иерей Илья Тягин.

В бале приняли участие молодые прихожане храмов Юго-Восточного московского викариатства, а также воспитанники кадетских классов ГБОУ Школа №2089 и № 491 города Москвы из Юго-Восточного викариатства, а также воспитанники кадетского класса из школы №1205 – Северо-Восточное викариатство. Надо отметить, что перед балом ребята проходили специальную подготовку, участвуя в мастер-классах по хореографии.

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

26 октября 2019 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, на Патриаршем подворье святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке г. Москвы, где один из пределов храма освящён в честь иконы Божией Матери «Иверская», была отслужена Божественная литургия.

По окончанию богослужения у памятной доски настоятель протоиерей Владимир Макеев совершил панихиду с поминовением всех погибших в теракте 23 октября 2002 года в театральном центре на Дубровке.

Сегодня многие люди собрались на Дубровке, чтобы почтить своих родных и близких. Жертвами теракта в театральном центре на Дубровке стали 130 погибших, поминовение которых совершается на каждой литургии.

По завершению поминовения о. Владимир обратился к собравшимся со словом утешения, в котором отметил важность молитвенного поминовения почивших.

Господь да упокоит в Своих селениях невинно убиенным!

Подробнее →