Наши новости

Exemple

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого

Евангелие возвещало сегодня[1] о подвиге святых жен, последовавших Богочеловеку во время Его земного странствования, бывших свидетельницами Его страданий, присутствовавших при Его погребении. Погребение совершилось в вечер пятка. Когда злоба иудеев изливалась, как бы огненная лава из огнедышащей Этны, устремляясь не только на Господа, но и на всех близких Ему; когда святые апостолы вынуждены были скрыться или только издали могли наблюдать за изумительным событием; когда один наперсник любви, для которой нет страшного, неотступно пребывал при Господе, тогда ученик, бывший всегда потаенным, постоянно скрывавший свой сердечный залог из опасения преследований от Синедриона, почетный член Синедриона, Иосиф, внезапно попирает все препятствия, колебания, недоумения, доселе связывавшие и волновавшие его, приходит к холодному и жестокому Пилату, просит тело казненного поносною казнью, получает тело, погребает тело с благоговением и почестью.

Евангелие дает деянию Иосифа значение деяния великодушного, мужественного. Таким оно и было. Член Синедриона, пред лицом Синедриона, совершившего богоубийство, пред лицом Иерусалима, принявшего участие в богоубийстве, снимает с креста тело Богочеловека, убитого человеками, относит в сад, расположенный близ городских ворот и стен. Там, в уединении и тишине, под тенью древ, в новом гробе, иссеченном в цельной каменной скале, при обильном пролиянии ароматов и мастей, полагает тело, которым искуплены и тела и души всех человеков, обвив это тело чистейшими пеленами, как обвивается и укрывается драгоценное сокровище. В погребении Господа принял участие другой член Синедриона, Никодим, приходивший ночью к Господу, признавший Господа посланником Бога. Привалив великий камень к дверям гроба – дверями названо в Евангелии низменное отверстие в пещеру – Иосиф уходит как окончивший с должною удовлетворительностью свое служение. Синедрион следил за действиями Иосифа. По отшествии его, он озаботился приставить стражу ко гробу, приложить печать к камню, заграждавшему вход. Погребение Господа засвидетельствовано и последователями и врагами Его. Одни члены Синедриона, в исступлении и бешенстве совершая величайшее злодеяние, бессознательно совершили величайшее жертвоприношение[2]: они закланием всесвятой Жертвы искупили человечество, заключили бесплодный ряд прообразовательных жертв, соделали излишними и эти жертвы и самое установление их. Другие члены Синедриона, представители всех ветхозаветных праведников, в богоугодном направлении и расположении духа послужили погребению Искупителя человеков, окончили и запечатлели этим действием благочестивую деятельность сынов Ветхого Завета. Отселе начинается исключительное служение деятелей Нового Завета.

Святые жены не уступают в мужественном самоотвержении Иосифу. Присутствовав при погребении в пяток, они не сочли позволительным в субботу – в день покоя – нарушить тот покой, которым покоилось в священном мраке и затворе гробовой пещеры тело Господа. Жены намерены были излить свое усердие к Господу излиянием мира на Его тело. Возвратившись с погребения в пяток, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собою: кто отвалит нам камень от дверей гроба (Мк. 16: 2)? Камень был велий зело. Пришедши ко гробу, они, к удивлению своему, увидели камень отваленным. Отвалил его светоносный, сильный ангел: он, по воскресении Господа, снисшел с неба ко гробу, вместившему Невместимого небом, поразил ужасом стражей, вместе и сокрушил печать и отодвинул тяжелый камень. Он сел на камне, ожидая пришествия жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам. За усердие свое к Богочеловеку, за решимость воздать почесть всесвятому телу, которое охраняла воинская стража, за которым зорко наблюдала ненависть Синедриона, святые жены, первые из человеков, получили точное и верное сведение о воскресении Христа, соделались первыми и сильными проповедниками воскресения, как выслушавшие известие о нем из уст ангела. У всесовершенного Бога нет лицеприятия: все человеки равны пред ним, и тот из человеков сподобляется особенных даров Божиих, в особенном обилии и духовном изяществе, который с большим самоотвержением устремится к Богу.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желание им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем.

Гроб – наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного ложью разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело. Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.

Камень – это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием[3]. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению Отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным. Случается, что от долговременной телесной болезни истощатся все силы, увянут все способности тела, тогда болезнь, не находя себе пищи, престает терзать телосложение; она покидает больного, оставя его изнуренным, как бы умерщвленным, неспособным к деятельности по причине изнурения страданиями, по причине страшной, немой болезненности, не выражающейся никаким особенным страданием. То же самое совершается и с духом человеческим. Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним. Существуя, они перестают существовать для него, потому что жизнь его для них прекратилась: все силы его направлены к одному вещественному, временному, суетному, греховному.

Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он – проявление и свидетельство мертвости духа. Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука! Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы не сочувствуем Слову Божию.

Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление! Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвою верою; Его нет для ощущения нашего. Отчего забыта нами вечность? Разве мы исключены из числа тех, которые должны вступить в ее необъятную область? Разве смерть не предстоит нам лицом к лицу, как предстоит она прочим человекам? Отчего это? Оттого, что мы прилепились всею душою к веществу, никогда не думаем и не хотим думать о вечности, утратили драгоценное предощущение ее, стяжали ложное ощущение к нашему земному странствованию. Это ложное ощущение представляет нам земную жизнь бесконечною. Мы столько обмануты и увлечены ложным ощущением, что сообразно ему располагаем все действия наши, принося способности души и тела в жертву тлению, нисколько не заботясь об ожидающем нас ином мире, между тем как мы непременно должны сделаться вечными жителями этого мира.

Отчего источаются из нас, как из источника, празднословие, смехословие, осуждение ближних, колкие насмешки над ними? Отчего мы проводим без отягощения многие часы в пустейших увеселениях, не находим сытости в них, стараемся одно суетное занятие заменить другим, а кратчайшего времени не хотим посвятить на рассматривание согрешений своих, на плач о них? Оттого, что мы стяжали сочувствие к греху, ко всему суетному, ко всему, чем вводится грех в человека и чем хранится грех в человеке; оттого, что мы утратили сочувствие ко всем упражнениям, вводящим в человека, умножающим и хранящим в человеке боголюбезные добродетели. Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования своим падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу. Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою. Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение миру и греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, – встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни. Тщетно собирает ум помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согрешений своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается ум ударять в сердце этими помышлениями: оно пребывает без сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согрешения, и состояние падения и погибели не имели к сердцу никакого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным; оно спит, напоенное и упоенное греховною отравою. Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот – велий зело.

По наставлению святых Отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления[4]. Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Что такое умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти. О иерусалимлянах, приведенных в это настроение проповедью святого апостола Петра и склонившихся принять христианство, Писание говорит, что они умилишася сердцем (Деян. 2:37).

Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу. Дар их оказался излишним: сторично вознагражден он явлением доселе невиданного женами ангела, известием, не могущим не быть преизобильно верным, о воскресении Богочеловека и воскресении с Ним человечества.

Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему – для нас это необходимо. Принесем их, как миро, ко гробу Господа. Благовременно купим миро – благое произволение. С юности нашей отречемся от всех жертв греху; на эту цену купим миро – благое произволение. Служение греху невозможно соединить с служением Богу: первым уничтожается второе. Не попустим греху умертвить в духе нашем сочувствие к Богу и ко всему Божественному! Не попустим греху запечатлеть нас своими впечатлениями, получить над нами преобладание насильственное.

Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения для братии своей. Кто по неведению или увлечению поработился греху, вступил в общение с падшими духами, сопричислился им, утратил в духе своем связь с Богом и небожителями, тот да уврачует себя покаянием. Не будем отлагать врачевания нашего день на день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда не сожигающий. Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители.

Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце – снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3: 8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. Аминь.

[1] Мк. 69 зач. (Мк. 15: 43 – 16: 8)

[2] См. Деян. 3:17-18

[3] Лествица. Слово 18-е

[4] Лествица. Слово 1-е, гл. 6.

Православие.  ru

 

Подробнее →
Exemple

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств.

Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима.

Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте — является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмет на Себя наши немощи, понесет наши болезни (Ис. 53:4) и спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя.

В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!

В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесенные накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Пасха стала для человечества переходом от рабства греху к свободе Царства Небесного, в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21). Только благодаря Воскресению Спасителя мы обретаем подлинную свободу, о которой свидетельствует всехвальный Павел, призывающий нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сколько раз мы читали или слышали эти слова? А теперь задумаемся: не живем ли мы сегодня так, будто и не было вовсе Воскресения Христова? Не размениваем ли вдруг открывшееся нам богатство вечности на бесконечные заботы, вновь пленяясь суетой мира сего, поддаваясь преходящим страхам и забывая о нетленных духовных сокровищах и истинном призвании христианина служить Господу в святости и правде пред Ним (Лк. 1:75)?

Однако чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак. 1:27) в том и состоит, чтобы по примеру, явленному нам в Евангелии Пастырем Добрым, снисходить друг ко другу любовью и терпением, помогать и поддерживать друг друга в испытаниях. Никакие внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство и отнять у нас ту настоящую духовную свободу, которую мы все обрели чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего нам возможность называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1).

Одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) у всех верных чад Церкви, ибо порознь мы члены, а вместе — Тело Христово, и ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). А потому те, кто не имеет возможности сегодня в силу объективных причин прийти в храм и помолиться, пусть знают, что о них помнят и молятся. Вера дает нам силу жить и с помощью Божией преодолевать различные недуги и испытания, в том числе и то, что пришло в нашу жизнь через распространение опасного вируса.

Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а здоровые ограждены были от опасной инфекции.

Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной.

Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности пасхальных слов:

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2020 год

Москва

Подробнее →
Exemple

«По сложившемуся обычаю, в преддверии Пасхального богослужения, я обращаюсь к вам, мои дорогие братья и сестры, со словом приветствия из алтаря соборного Храма Христа Спасителя.

Каждый священнослужитель, который вступает в Таинство богослужения Пасхальной ночи, испытывает особое состояние души, потому что Пасха — это центр нашей религиозной жизни. Но также и Литургия — центр нашей духовной жизни, и когда эти два центра совмещаются, то умножается благодатная сила воздействия литургического богослужения на разум и чувства людей.

Обычно в этот момент по храму разносится некий шум от большого количества людей, которые собрались в ожидании богослужения. Но сегодня я обращаюсь к вам в абсолютной тишине, потому что храм пуст. Необычная и с трудом понимаемая картина, когда перед тобой в канун Пасхального торжества — пустой храм.

Мы знаем, почему это произошло. Не по злой человеческой воле, не потому, что народ наш веру потерял, как это имеет место в некоторых иных отдаленных от нас местах, а потому что страшная болезнь прикоснулась к нашему народу. И для того чтобы уберечь людей от заражения опаснейшей инфекцией, и было принято решение совершать богослужения без участия мирян, то есть без вас, мои дорогие.

Но это не значит, что мы совершаем богослужение в пустом храме — в том смысле, что никто с нами не молится, что вокруг нас пустота. Этой пустоты нет, потому что я знаю, с какими чувствами вы сейчас ожидаете у экранов телевизоров начало Пасхального богослужения. Быть может, необычность этой тяжелой для всех нас ситуации еще более обостряет наше духовное зрение, еще более обнажает нашу потребность в том, чтобы исповедовать свою веру. Потому что, когда всё рядом, всё близко, всё доступно, острота чувств часто притупляется. Может быть, так она притупилась и у многих, кто с легкостью посещает храм — без всяких сложностей, без всяких препятствий. Не так, как это было во времена, которые люди моего поколения хорошо помнят, — когда они приходили в храм Божий, чтобы совершить великое поклонение Воскресшему Спасителю, действительно рискуя своим будущим.

Сейчас другие условия. Но как тогда люди стремились в храм, так и сегодня, я знаю, вы все — у экранов телевизоров. И то, что нас разделяет чисто физическое пространство, не означает, что мы — вне общего духовного пространства. Мы вместе — одна большая семья православных верующих людей, которые объединены верой, которые будут и сегодня, во время Пасхального богослужения, исповедовать эту веру и обращаться к Господу и Спасителю с просьбой оградить от страшной болезни их и Отечество наше. И еще с многими прошениями мы все будем обращаться к Господу, зная, что Он слышит наши молитвы.

У меня сегодня особое пожелание, исходящее от самого сердца, — чтобы беда, которая нас постигла, как можно быстрее остановилась, чтобы болезнь не унесла новые и новые человеческие жизни, чтобы она не нанесла иного физического ущерба людям, чтобы не были подорваны общественные связи, соединяющие наш народ, и прочие человеческие узы, которые и формируют сильное и солидарное общество.

Сердечно всех вас, мои дорогие, приветствую и поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю помощи Божией в вашей жизни, ограждения от тяжелой напасти, которая всех нас посетила. Всем вам желаю еще более укрепиться в вере и надежде на Господа, укрепить себя в понимании того, что через веру мы соединяемся с Богом, в руках Которого — и жизни, и смерть. И будем просить Его о том, чтобы здравие душевное и телесное посетило всех нас, чтобы мы ограждены были от той страшной напасти, которая подступила к нашим домам. Пусть Господь Воскресший помогает нам, в том числе в преодолении этого горя, постигшего наш народ. Верим, что так и будет. И пусть укрепляет нас опыт наших отцов и дедов, всех тех, кто сохранил и передал нам православную веру, наш исторический опыт, который связан с непременной опорой на веру, в котором запечатлены великие победы духа над внешними опасностями.

Еще раз поздравляю вас с праздником Святой Пасхи и, обращаясь ко всем вам, провозглашаю вечно живые слова: Христос Воскресе!»

По традиции в Пасхальную ночь председатель Попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного В.И. Якунин принес в Храм Христа Спасителя Благодатный огонь, сошедший сегодня на Гроб Господень и специальным авиарейсом доставленный в Москву из Храма Воскресения Христова в Иерусалиме делегацией фонда. Перед началом крестного хода В.И. Якунин передал Благодатный огонь Предстоятелю Русской Православной Церкви.

Принимая огонь, Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Из Иерусалима привезен Благодатный огонь от Гроба Господня. Я благодарю Вас за то, что Вы и Ваши коллеги, Владимир Иванович, совершили эту благую миссию, которая стала уже традиционной.

Для нас присутствие святого огня на Пасхальном богослужении является ярким символом непоколебимой связи с тем местом, где воскрес Христос, а это означает, что и со всем тем великим преданием, которое от гроба Воскресения дошло до нашего времени и принесло нам спасительную православную веру, силу которой мы особенно ясно чувствуем в день Святой Пасхи. Пусть Господь помогает нам, опираясь на эту силу, преодолевать, в том числе, и особые обстоятельства сегодняшнего дня, укрепляя нас в вере, в добром здравии, в духовной и физической силе. Аминь».

Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» по внутренним галереям Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход.

Святейший Патриарх Кирилл за Пасхальной заутреней прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.

За Божественной литургией Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) было возглашено на 9 языках. Святейший Патриарх Кирилл начал чтение Евангелия, повествующего о воплощении Слова Божия, на греческом и латинском языках, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на древнееврейском, арабском, русском, церковнославянском, гагаузском, английском и испанском языках.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошения о здравии и крепости духа врачей и исцелении заболевших людей.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По запричастном стихе протоиерей Михаил Рязанцев огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви освятил артос.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл вновь поздравил его участников с великим праздником Светлого Христова Воскресения:

«Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Пасхи!

Мы говорим, что через пасхальное торжество Господь дает нам пережить радость реального соприкосновения с Ним через вкушение Тела и Крови Его, через прикосновение к Его благодати. Когда мы живем обычной жизнью и посещаем храм на Пасху, окруженные большим количеством людей, когда мы питаемся этой общей духовной энергией, когда мы слышим песнопения, когда ничто нас по-настоящему не беспокоит и мы спокойно, мирно радуемся этому торжеству, тогда естественно, что на сердце радость.

Но вот выпало испытание. И в храме мало людей. И люди действительно испытывают страх, смертный страх. Сегодня мы собрались с вами малочисленной общиной здесь с полным пониманием того, что люди не пришли не из-за того, что они не хотели, а потому что у них не было такой возможности. И что же? И вот в этом пустом храме разве мы сегодня не пережили радость Пасхи — Святого Воскресения? Ничуть. Нельзя умалить все то, что мы сегодня переживаем, то, что мы сегодня испытали в этот день, в эту светозарную ночь, участвуя в Пасхальном богослужении, в сравнении с тем, как это было в те времена, когда храм наполнялся людьми и когда все были здоровы. О чем это говорит? О том, что благодать Божия преодолевает любые человеческие трудности, любые страхи, любые препоны и, прикасаясь к сердцу верующего человека, возбуждает естественную реакцию на получение дара благодати — это радость в сердце.

И поелику мы прикоснулись сегодня к этой радости, давайте особым образом запомним и переживем этот замечательный опыт празднования Пасхи в пустом Храме Христа Спасителя, в условиях тяжких испытаний, выпавших на долю народа нашего. Уверен, что через какое-то время будем вспоминать это Пасхальное торжество как совершенно особое событие в нашей жизни.

А что же мир наш, который вокруг нас и который сегодня страдает от тяжкой болезни? Чем мы можем помочь тем, кто действительно находится под страхом смертным? Самая главная помощь наша — это сильная молитва, даже о безымянных людях, о всех страждущих, о требующих Божественной помощи и спасения. Давайте каждый день в нашей личной молитве, особенно во время совершения церковных богослужений, мысленно молиться о тех, кто находится под страхом смертным, кто преодолевает тяготы болезни, и о тех, кто не будучи больными (дай Бог, чтобы никогда эта болезнь и не прикоснулась к ним), тем не менее также подавляется страхом. Пусть наша молитва будет искренней и сердечной. Верим, что молитва Церкви многое может, может и приклонить милость к народу нашему, спасающую десницу Божию и Его любовь.

С этой надеждой покинем этот замечательный храм, в котором сегодня не было много народа, но в котором совершилось великое чудо — торжественная встреча Воскресшего Спасителя, которая наполнила наши сердца Пасхальной радостью, которую, по слову Священного Писания, никто от нас да не отымет (см. Ин. 16:22). Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Подробнее →
Exemple

В храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел благодатный огонь.

Чуть ранее 14 часов по московскому времени Святейший Патриарх Иерусалимский Феофил вышел из кувуклии и раздал благодатный огонь.

Прямая трансляция из храма гроба Господня велась по всему миру.

Иерусалим, 18 апреля 2020 г.

Православие. ру

Подробнее →
Exemple

Дорогие прихожане и гости нашего сайта!

Cообщаем Вам, что в интернете через инстаграм ссылка: https://instagram.com/mk_hram_dubrovka?igshid=r04u2u5iqel3

будут проходить прямые эфире богослужений. Все желающие могут присоединиться!

 

Подробнее →
Exemple

Циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополита Воскресенского Дионисия от 11 апреля 2020 года.

Преосвященным архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области

В последние недели Первопрестольный град и Московскую область посетило вредоносное поветрие, губящее здоровье и уносящее жизни людей. Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.

В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.

К сожалению, санитарные власти сообщают, что в московском регионе ситуация продолжает ухудшаться. На 10 апреля 2020 г. прирост числа заболевших составляет 17%, а в общей сложности болеет почти десять тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям.

Болезнь постигла и священнослужителей нескольких московских храмов. Богослужение в таковых было временно приостановлено, а их клир направлен на обязательную самоизоляцию.

Управлением Московской Патриархии по городу Москве было сегодня получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:

«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:

1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;

1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, надлежит:

1. Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию викариатства (для ставропигиальных монастырей — в канцелярию Синодального отдела по монастырям и монашеству).

2. По окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по городу Москве и утешить их отеческим словом.

3. Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (образец объявления прилагается).

4. В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по благословению пасхальных снедей.

В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне — лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.

Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь и да сохранит нас Господь.

Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве, с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.

С любовью о Господе

+Дионисий, митрополит Воскресенский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла миряне могут освятить ваии (вербы) дома следующим образом:

пропеть (прочитать) тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим: “Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне”.

затем трижды окропить вербы святой водой со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции

Патриархия.ru

Подробнее →
Exemple

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Московская (городская) епархия

Подробнее →
Exemple

29 марта 2020 года архиепископ Егорьевский Матфей совершил Божественную литургию  в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке г. Москвы.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Петропавловского округа Юго-Восточного викариатства, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортово архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма свв. равноап. Мефодия и Кирилла на Дубровке протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Волжском иерей Кирилл Краев.

Диаконский чин совершил протодиакон Василий Куфлик.

Проповедь на запричастном стихе произнес иерей Кирилл Краев.

«Лествица преподобного Иоанна, игумена горы Синайской,  учит нас тому, что духовное восхождение человека к Богу это длительный процесс, который требует определенных этапов, о которых написано в книге «Лествица».  Мы узнаем, что нельзя за одну секунду  избавиться от страстей, нельзя очень быстро человеку покаяться, для этого необходимо: время, силы, подвиг  и Благодать Божия . В начале своего труда  Иоанн Лествичник пишет об отречении от мира, как главном слове достижения спасения, а заканчивает свой труд описанием трех главнейших христианских добродетелей  — веры, надежды, любви, которые увенчивают  путь христианина  на его дороге к Богу.  Иоанн Лествичник прожив  большую часть своей жизни  в пустыни, является образцом  и для современного человека, мирянина, которые живет в условиях общества, в семье, имеет работу и множество обязанностей. Но чему может научить труд «Лествица»?  И каким образом человек может  отречься от мира  живя в обществе?  Дело в том, что  человеку необходимо  следить за тем, чтобы его сердце не прилеплялось  к земным вещам, ведь можно и весь мир с его страстями унести в пустыню, а можно и в глубине этого мира  жить как подвижнику.  Поэтому, если  мы будем удаляться  от страстей, будем заботиться о достижении добродетелей, не будем стремиться  к земным вещам , не будем ставить их во главу угла, то есть считать их главной целью нашей жизни , тогда и мы сможем  стать на путь духовного совершенствования, отречься от мира  и пойти к Богу. Союз трех добродетелей – веры, надежды, любви, это есть конец пути, который нужен  каждому христианину. Ведь и живя в миру  нам необходимо верить Богу, быть верным  Ему, иметь надежду не на себя, а на Господа и любить Его и ближних — это и есть главная цель христианской жизни. Поэтому  будем молиться  преподобному Иоанну Лествичнику  и читать его труд «Лествица»  в чем да поможет нам Господь  молитвами всех  святых. Аминь.»

В завершение богослужения архиепископ Матфей обратился к верующим с архипастырским словом, поздравил прихожан с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин и преподал архипастырское благословение.

Подробнее →