Наши новости

Exemple

17 июня 2019 года, в День Святого Духа, в актовом зале Перервинской православной духовной семинарии в работе семинара приняли участие 35 сотрудников приходов.

Мероприятие началось с молитвы. Затем было зачитано слово Преосвященнейшего Дионисия, епископа Воскресенского, управляющего Юго-Восточным викариатством г. Москвы. В слове архиерея отмечалось, что часто именно со встречи с сотрудником храма для многих людей начинается знакомство с Православной Церковью.

Далее собравшихся приветствовал ректор семинарии протоиерей Владимир Чувикин. Священнослужитель пожелал церковнослужителям быть достойными того звания, к которому их призвал Господь.

Клирики Юго-Восточного викариатства также выступили с докладами: протоиерей Марк Соукуп, духовник викариатства, рассказал о психоэмоциональном выгорании храмовых сотрудников; иерей Кирилл Краев, настоятель строящегося храма св. Андрея Боголюбского на Волжском, обратил внимание на миссионерскую составляющую служения сотрудников церковной лавки; иерей Александр Косых, настоятель строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях, рассказал о канонических нарушениях и их профилактике в среде церковнослужителей.

Завершился семинар молитвой и общим фото у памятника святителю Платону (Левшину).

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

Богослужение состоялось в канун празднования памяти учителей Словенских, 23 мая 2019 г.

Его Преосвященству сослужили: архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия на Дубровке; иерей Илия Тягин, клирик храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове; протодиакон Николай Султан и диакон Тимофей Щипачев.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия на Дубровке.

По завершении богослужения управляющий викариатством передал молящимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла, который 24 мая празднует тезоименитство. Епископ Воскресенский Дионисий также попросил прихожан этого храма, освященного в честь небесного покровителя Его Святейшества, всегда усердно молиться за Предстоятеля Русской Православной Церкви, чтобы Господь даровал ему силы в служении. Затем Святейшему Патриарху Кириллу было провозглашено многолетие.

***

Храм свв. равноапп. Мефодия и Кирилла был заложен 29 апреля 2011 года Святейшим Патриархом Кириллом и Мэром Москвы Сергеем Собяниным в память о жертвах террористического акта, произошедшего осенью 2002 года в Театральном центре на Дубровке. 23 октября 2002 года террористы захватили около тысячи человек, пришедших на представление мюзикла «Норд-Ост», и удерживали их трое суток. Основная часть заложников была освобождена 26 октября, в день Иверской иконы Божией Матери. Жертвами теракта стали 130 человек.

Храм в честь святых Кирилла и Мефодия стал первой церковью, закладка которой состоялась в рамках реализации Программы строительства храмов в Москве. Центральный престол храма освящен в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, правый — в честь Иверской иконы Божией Матери, левый — во имя святого равноапостольного великого князя Владимира.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ С БОГОСЛУЖЕНИЯ

Официальный сайт  Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

Презентацию проведет Олег Воскресенский, магистр богословия, магистр коммуникологии, кандидат педагогических наук, алтарник храма Воскресения Христова в г. Фридли, штат Миннесота, США

Предлагаемая презентация представляет из себя попытку введения в курс науки общения для вполне конкретной аудитории – христианских миссионеров. С одной стороны, наука общения будет рассмотрена систематически и последовательно. С другой стороны, это рассмотрение ни в коем случае не претендует на полноту и всеохватность и будет представлено лишь некоторыми из разделов этой дисциплины в качестве примера. И, наконец, большая часть иллюстраций и практического опыта в области общения будет касаться деятельности и практики христианских миссионеров, катехизаторов, проповедников и преподавателей, т.е., так или иначе, работников духовно-нравственного образования и просвещения.

Встреча состоится 10 мая 2019 г. в Никольском храме (2 этаж). Сбор гостей с 17:30.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее →
Exemple

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. 

Благословен Бог и Отец
Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас
воскресением Иисуса Христа из мертвых.
(1 Пет. 1:3)

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В этот дивный и высокоторжественный день, наполненный особой радостью о восставшем из гроба Господе Иисусе, сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Пасхи и обращаю к вам древнее жизнеутверждающее приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ныне полнота Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви величает пеньми и песньми духовными воскресение из мертвых Сына Божия и Сына Человеческого Господа нашего Иисуса Христа, разрушившего власть смерти и отверзшего нам вход в Свое Нетленное Царство. Поистине сегодня все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; все творение празднует восстание Христа, в Котором оно утверждается (Канон Святой Пасхи).

Подобно евангельским женам-мироносицам и иным ученикам Спасителя, которые стали первыми свидетелями воскресения, мы призваны возвещать сию великую радость людям — тем, кто нам близок и дорог, тем, кто нас окружает, тем, кого мы знаем. Мы говорим им: Христос воскрес! И как тогда, многие столетия назад, одни из них, веруя, тотчас отвечают: воистину воскрес! Другие, как апостол Фома, сомневаются и говорят: пока не увижу Его сам, пока не прикоснусь к Нему, не поверю (Ин. 20:25). Иные же и вовсе отвергают эту весть.

Вера в воскресение Господа Иисуса является тем незыблемым основанием, тем непоколебимым столпом, на котором зиждется христианство. «Если Христос, умерев, не смог воскреснуть, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, <…> и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали» (Беседа 39 на 1-е послание к Коринфянам).

Своим искупительным подвигом Спаситель соединил Небесное и земное, Вечное и временное, Творца и творение, Бога и человека. Он преодолел ту пропасть, которая на заре истории отделила первых людей от их Создателя. Через нарушение данной им заповеди, через их непослушание Творцу в мире стали господствовать грех и смерть. Когда же, по слову апостола Павла, пришла полнота времени, Бог ради нашего спасения послал Своего Единородного Сына, чтобы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).

Христос, как непорочный и чистый Агнец Божий, берет на Себя грех мира (1 Пет. 1:19; Ин. 1:29). Являя послушание Небесному Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), Он приводит человечество к его Создателю, примиряет его с Ним. Будучи Сыном Божиим по природе, Он соделывает нас сынами Божиими по благодати. Господь открывает нам путь нравственного преображения и духовного восхождения к вечной и блаженной жизни с Богом в невечернем дни Царствия Его (Канон Святой Пасхи).

Освободив нас от рабства греху, сокрушив власть мироправителей тьмы века сего — духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), Господь возносится на небо, где восседает в неприступной славе одесную Превечного Отца. Одновременно Он не оставляет нас здесь, на земле, и неотлучно находится со Своими учениками, которые вместе образуют Его Тело — Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Христос, Ее Глава, ведет этот корабль спасения сквозь бурные воды житейского моря в тихую небесную гавань, где будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).

Составляя Святую Церковь, мы, христиане, являемся продолжателями Его славной миссии в мире. Как многое множество бывших прежде нас братьев и сестер по вере — апостолов, жен-мироносиц, мучеников, святителей, преподобных и праведных, мы призваны провозглашать имя Господа, возвещать в народах дела Его (1 Пар. 16:8). Мы призваны проповедовать о Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который по неизреченной любви к нам пролил за нас на Кресте Свою пречистую Кровь. Мы призваны и словами, и делами, всей своей жизнью свидетельствовать людям о Том, Кто был изъязвлен и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25).

Дорогие братья и сестры! Хотел бы вновь и вновь от всего сердца поздравить вас со светлым праздником праздников и торжеством из торжеств — с Пасхой Божией спасительной (Канон Святой Пасхи). Как наставляет нас святой апостол Иоанн, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, Который возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4:7-11). Пусть эти дивные слова неизменно будут для нас руководством на всех путях жизни, пусть они вдохновляют нас на совершение добрых дел, на служение нашим ближним и дальним. Аминь.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2019 год

Официальный сайт Московской городской епархии

Подробнее →
Exemple

В Великую Субботу, 27 апреля 2019 года, после окончания Божественной Литургии до 20.30 будет совершатся освящение куличей, пасок и яиц в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке.

Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, наступающего вместе с Воскресением Христовым. Именно кулич является первой пищей для разговления. Пасхальный кулич символизирует Великий день и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Расписание богослужений

Подробнее →
Exemple

Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого поста, во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В большинстве храмов всю неделю идет продолжительное и трогательное Богослужение по Цветной Триоди. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую Субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя. Из священных песнопений в эти дни особенно трогательны тропарь «Се жених грядет в полунощи» (поется на утрени после великой ектении) и светилен «Чертог Твой» (поется после канона вместо троичного светильна).
В православной традиции неделя начинается с воскресенья. Каждый день последней недели Великого поста Церковь вспоминает определенное событие священной истории:

Великий Понедельник — целомудренный Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет; евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима.

Великий Вторник — Церковь напоминает в Евангелии о грядущем суде Божием, где Господь потребует у нас отчета в дарованных нам талантах и вообще в делах земной жизни нашей (притчи о 10 девах, о талантах и втором пришествии Господнем).

Великая Среда — предательство Иуды и евангельский рассказ о грешнице, помазавшей ноги Господа драгоценным миром. В этот день заканчиваются земные поклоны за церковной службой (кроме приходных и исходных).

Великий Четверг — воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Благочестивые христиане стараются накануне сходить на исповедь, чтобы причаститься за Литургией Святых Таин.

Великая Пятница — моление Спасителя в Гефсиманском саду и Его арест, неправедный суд над Ним, страдания и крестная смерть Господа, Его погребение. Это день великой скорби, Литургия не совершается и трапеза не поставляется.

Великая Суббота — день покоя, когда тело Господа лежало в гробе.

Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются по возможности оставить все дела, чтобы пойти в храм на Богослужение.

Подробнее →
Exemple

18 апреля 2019 г. в рамках курса повышения квалификации священнослужителей Московской (городской) епархии состоялась лекция епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, руководителя курсов повышения квалификации священнослужителей Московской (городской) епархии, по дисциплине «Пастырское душепопечение».
Преосвященный Владыка говорил о важнейших задачах пастырского служения, о необходимости ежедневного чтения Священного Писания и стремления как можно чаще совершать Евхаристию. Кроме того, в качестве жизненных примеров Владыка привел несколько реальных случаев из своей архипастырской практики, которые свидетельствовали о том, что каждая ситуация, с которой сталкивается священнослужитель, глубоко индивидуальна по своей сути.

После лекции епископ Дионисий пообщался со слушателями, а также ответил на различные вопросы, касающиеся пастырского служения. В заключение, Владыка выразил надежду, что полученные знания помогут клирикам в разрешении различных затруднительных ситуаций, возникающих на приходах.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее →
Exemple

9 апреля 2019 года заседание прошло под председательством управляющего викариатством епископа Воскресенского Дионисия в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

В работе Совета приняли участие: протоиерей Анатолий Родионов, благочинный храмов Влахернского церковного округа г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный храмов Петропавловского церковного округа г. Москвы, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове; члены Совета Юго-Восточного викариатства.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее →
Exemple

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.

Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.

Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».

Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.

К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.

Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.

После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.

Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.

Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.

Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.

Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.

Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.

Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.

Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.

В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.

Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.

Тропарь блаженной Ксении, глас 7.

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3.

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Православие. ру

Подробнее →
Exemple

29 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве состоялась конференция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений».

Ведущие мероприятия настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый попросили участников конференции сосредоточиться не на истории новомучеников, а на методах и инструментах работы, которая проводится в разных епархиях Русской Православной Церкви ради увековечения их памяти и знакомства молодежи с их жизнью и наследием.

В минувшем году общественное внимание к теме красного террора, репрессий и гонений на Церковь снизилось, по сравнению с годом столетия революции, и «это печально», поделился наблюдениями протоиерей Кирилл Каледа. Священник заметил также тенденцию «более осторожного отношения властей к теме репрессий» (например, власти выступают против установки креста в Коломенском в память о репрессированных — строителях канала «Москва-Волга»). В то же время, все большую популярность набирают идеи установки памятников вождям революции. В этой ситуации особую важность приобретает не только поиск мест захоронения жертв репрессий и увековечивание их памяти, но научно обоснованная, методически выверенная работа с молодежью, с педагогическим сообществом, чтобы передавать эту память.

Один из примеров такой работы представил Игорь Гарькавый в докладе «Опыт молодежных трудовых сборов “Бутовский полигон — наша память” 2018 г.». Благодаря президентскому гранту удалось привлечь школьников и молодежь к разнообразной работе на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий: благоустройству и уборке территории, созданию «зеленого щита» от подступающего по периметру строительства — «это позволило ребятам буквально прикоснуться к священной земле». Но не только физическая работа привлекала молодежь: для них были устроены десять выездных экскурсий по местам, связанным с новомучениками; прошла конференция «Бутовские молодежные чтения»; молодые люди сами сделали путеводитель по Бутовскому полигону и т.д. По оценке докладчика, в проекте участвовало около тысячи человек, причем целевой аудиторией создатели проекта считают не только учеников школ, православных гимназий и колледжей, но и их педагогов. В результате была выработана новая методика воспитательной, образовательной и трудовой деятельности, которая позволяет достичь «личной причастности» молодежи к теме новомучеников и других жертв массовых репрессий в СССР, заключил Игорь Гарькавый.

Члены Преображенского православного братства тоже были в числе тех, кто участвовал в работах на Бутовском полигоне в рамках проекта. Представитель этого братства Андрей Васенев, главный редактор медиапроекта «Стол», рассказал о том, как в разнообразных проектах православных братств был осмыслен год столетия красного террора в России. Всего таких проектов в разных городах России насчитывалось около 200, поэтому докладчик упомянул только самые масштабные из них: это, например, две большие международные конференции «Духовные итоги революции» и «Православные братства в истории России». Из многих выставок были упомянуты только две передвижные, которые вызвали большой интерес в разных епархиях: «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления» и «Человек на переломе» — о том, что произошло с конкретными людьми, пережившими самые страшные события ХХ века. Андрей Васенев особо подчеркнул, что в городах России выставки разрастались: к их материалам люди добавляли рассказы о своих «неперемолотых». Концерты, спектакли, вечера (цикл «Милосердие памяти» с обсуждением фильмов, посвященных истории ХХ века; спектакль «Живые» о последних днях преподобномученицы Елисаветы Феодоровны; презентация книги «Совесть» о жертвах репрессий на Севере и т.д.). Установка поклонного креста в Химкинском лесу, конференция на Соловках, молитвенное участие в митинге в день столетия красного террора в Санкт-Петербурге — в этих и многих других проектах участвуют члены братств. В заключение докладчик упомянул о продолжающейся Акции национального покаяния «Имеющие надежду», участие в которой открыто для всех неравнодушных.

Оксана Иванова, научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале, рассказала о том, как благодаря инициативам церковной общественности в Екатеринбурге появились разные акции и проекты, связанные с памятью новомучеников и жертв репрессий. Так, выставка «Время Каина. Красный террор на Урале» стала катализатором общественных размышлений о гражданской войне. Потом была создана карта мест гибели уральских новомучеников. В борьбе за восстановление собора XVIII в. возникло предложение заложить в его фундамент землю с мест убиения мучеников. Так появилась акция «Земля святых», в которую включились миряне из разных городов и поселков — они разыскивали памятные места, собирали землю, устанавливали памятные кресты и т.д. Оксана Иванова уверена, что поиск и почитание мест, где пролилась кровь новомучеников, — это и «форма покаяния мирян», и перспективное направление для работы с молодежью, для паломнических маршрутов.

Иеромонах Елевферий (Казаков) представил опыт организации молодежного лагеря «Зеленый Афон» на базе Второ-Афонского Бештаугорского монастыря. Уже в течение 15 лет около 350 детей проводят неделю (7 смен по 50 детей) в лагере, посвященном памяти новомучеников. Каждый отряд изучает житие одного из святых, ребята проводят беседы и совершают крестный ход на гору с молитвой новомученикам.

Походы, сборы, лагеря, паломничества, образовательные проекты — все эти формы используются в деятельности Братства православных следопытов, о которой рассказал иеромонах Димитрий (Першин). Бутовский полигон для членов братства — отправная точка их работы: ребята разыскивают сведения о захороненных здесь новомучениках, готовят презентации, выступают с ними в школах и даже на международной конференции в Кельне (Германия). Члены братства также приняли участие в создании документального фильма «Русский антиминс». Руководители Братства православных следопытов считают необходимым знакомить детей не только с подвигом новомучеников, но и с историей гонений на верующих в СССР в послевоенное время.

Андрей Иванов, сотрудник Историко-культурного и просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», сделал сообщение об истории создания и особенностях работы Музея в историческом здании Московского Епархиального дома. Через призму истории Поместного Собора 1917-1918 гг., многие участники которого стали новомучениками, посетителям музея показывают всю историю репрессий.

Доцент Кира Аристова и иерей Иннокентий Кулаков рассказали о проектах, посвященных памяти новомучеников, соответственно, в Пензенской и Рыбинской епархиях. Профессор Евгений Овчинников, внук мученика Николая Варжанского, правнук священномученика Неофита Любимова, выступил с сообщением «Из опыта установки мемориального знака новомученику (об открытии мемориальной доски священномученику Неофиту Любимову в Симбирске)».

Московская городская епархия

Подробнее →