Exemple

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 5 ноября 2020 г. № 37378 о передаче в собственность Подворью Патриарха Московского и всея Руси при храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы здания часовни по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 42, стр. 12 Б/Н.

Часовня во имя преподобного Сергия Радонежского построена на территории ОАО «Москвич» в 1998 году в честь возрождения завода, в том числе, на пожертвования супруги московского мэра Елены Батуриной. Освящена 2 декабря 1998 года экономом Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Георгием (Даниловым, ныне — митрополит Нижегородский и Арзамасский).

Начиная с июля 2020 года духовенство Андреевского храма на Волжском каждый четверг в 13:00 совершает в часовне молебное пение преподобному Сергию Радонежскому и панихиду.

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Read More →
Exemple

21 ноября 2020 года, в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, управляющий Юго-Восточным викариатством архиепископ Егорьевский Матфей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершит чин великого освящения и Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского Николо-Перервинского монастыря — нижнем (теплом) храме Никольского собора обители.

Встреча архиерея в 8:30.

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Read More →
Exemple

1-7 ноября 2020 года в Москве прошел XVII Международный благотворительный фестиваль «Лучезарный ангел». Кинофорум был приурочен к Году памяти и славы в России, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Сергея Бондарчука и 100-летию со дня рождения режиссера-аниматора Леонида Шварцмана.

Зрители, посетившие кинотеатр «Поклонка» в Музее Победы, получили возможность ознакомиться с 153 кинолентами из 12 стран мира, среди них: 82 фильма конкурсной программы, 46 внеконкурсных картин и 25 ретроспективных работ. В фестивальной программе было представлено 33 дебютных фильма, из них 18 дебютов в конкурсной программе. Все показы были ориентированы на семейную аудиторию. Организаторы также представили обширную программу мастер-классов и творческих встреч с мэтрами отечественной кинематографии.

Торжественная церемония закрытия состоялась 7 ноября в зале «Жуков» кинотеатра «Поклонка». Ведущими стали певица и продюсер Виктория Макарская и народный артист России актер Дмитрий Харатьян.

Из-за сложной эпидемиологической обстановки не все члены жюри, Духовного экспертного совета и высокие гости смогли присутствовать в кинозале.

В ходе мероприятия были показаны видеобращения министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой и председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой.

«2020 год внес серьезные коррективы в жизнь нашей страны и всего мира. Сейчас для многих людей важны поддержка, помощь, доброта и любовь. Особое место в жизни занимают забота друг о друге, взаимопомощь и взаимопонимание. Кинофестиваль “Лучезарный ангел”, который проходит в этом году, несмотря на все трудности, помогает режиссерам продемонстрировать на широком экране фильмы, наполненные высоким нравственным содержанием, приобщая зрителей к вечным идеалам добра и любви», — сказала, в частности, Светлана Медведева.

«Насыщенные фестивальные дни в очередной раз доказали неиссякаемый интерес к поднимаемым на кинофоруме темам. Доброта, умение сопереживать ближнему, подвижничество и любовь к Родине — все это традиционные ценности, объединяющие нас. “Лучезарный ангел” становится настоящим праздником для самой широкой аудитории — представителей разных поколений и профессий», — отметила Ольга Любимова.

Письмо директора Музея Победы Александра Школьника организаторам и участникам фестиваля зачитал его заместитель Эльдар Янибеков.

Были объявлены победители и призеры в четырех номинациях конкурсной программы. Также были вручены специальные призы.

«Гран-при» фестиваля жюри под руководством Александра Адабашьяна присудило картине «Счастливый Лазарь» (Италия, Швейцария, Франция, Германия, режиссер Аличе Рорвахер).

Специального приза «За талантливую проповедь любви к ближнему и призыв к милосердию» удостоен фильм «Доктор Лиза» (Россия, режиссер Оксана Карас).

Полный список победителей опубликован на сайте кинофестиваля.

Первый заместитель генерального директора Фонда социально-культурных инициатив Сергей Смирнов вручил призы Дирекции кинофестиваля за выдающийся вклад в отечественный кинематограф. Этими наградами были отмечены народный артист СССР, режиссер, актер, сценарист Сергей Бондарчук (на вручение приза приехала его внучка Мария Бурляева), народный артист РФ, композитор Геннадий Гладков, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер-документалист Марина Бабак.

Для дополнительного освещения работы кинофестиваля использовалась современная цифровая платформа. Удобный сервис объединил на одной площадке актуальную видеоинформацию, сопровождаемую текстовым контентом и познавательными графическими материалами. После завершения кинофестиваля платформа доступна для ретроспективных просмотров видеоматериалов по адресу фскионлайн.рф (www.online.fondsci.ru). Переход к сервисам возможен также по ссылке с официального сайта Фонда социально-культурных инициатив — www.fondsci.ru и сайта фестиваля www.luchangela.ru.

Исполнители проекта кинофестиваля — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров». Фестиваль организован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Московская (городская) епархия

Read More →
Exemple

29 октября по 3 ноября в школах районов Текстильщики, Кузьминки и Рязанский в 4-х классах прошли уроки на тему Дня народного единства.

Тематические занятия для детей, посвященные таким праздникам, как День народного единства, Рождество Христово, Пасха, День православной книги, в течение пяти лет традиционно проводят представители прихода святого благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском. Дети 641-й, 1208-й и 1367-й школ узнали о смысле и истории этого праздника, о Казанской иконе Божией Матери, окунулись в дни Смутного времени, когда нашей стране угрожала опасность не только от внешнего врага, но и от самих граждан страны, среди которых были и предатели, и самозванцы, и равнодушные люди. Но были и мужественные, стойкие, самоотверженные люди.

Ребята познакомились с историей жизни и подвигов настоящих героев нашей Родины: святителя Московского Ермогена, Козьмы Минина, князя Дмитрия Пожарского, защитников Троице-Сергиевой Лавры. Вместе со школьниками удалось выяснить, что привело к трагедиям Смутного времени – трусость, эгоизм, нежелание признавать свои ошибки, отказ в помощи другим. Дети
дружно сделали вывод, что мужество, вера, единство помогли нашему народу побороть врага и вернуть независимость.

Иерей Кирилл Краев, настоятель храма святого благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском, считает, что такие беседы с детьми помогут в деле духовно-нравственного воспитания: «Знакомство с историей, подвигами наших соотечественников очень нужны детям. Нам, взрослым, просто необходимо не только рассказать об этом, но и найти параллели с нынешним временем, например, когда многие люди не уважают друг друга, а значит, среди них нет и единства и все мы находимся в опасности вновь оказаться перед новой смутой».

Уроки проводились с согласия родителей и законных представителей детей при поддержке школьной администрации. Во время уроков соблюдались все требования безопасности.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Read More →
Exemple

Бесплатное обучение пройдет в дистанционном формате. Заявки принимаются до 10 ноября

Кафедра социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета открыла набор на курсы повышения квалификации «Оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения». Курс обучения, разработанный совместно с Синодальным отделом по благотворительности, стартует 16 ноября. Слушатели узнают о потребностях в помощи людей с инвалидностью, об оказании ситуационной помощи, о формировании доступной среды. К обучению приглашаются желающие получить знания и практические навыки помощи маломобильным людям.

«Курсы будут полезны не только тем, кто уже работает с маломобильными людьми, но и социальным работникам и священникам, которые пока не работают с ними. Фактически любой человек может стать маломобильным: сломать руку или ногу, стать временно ограниченным в своих передвижениях. К тому же к маломобильным людям относятся не только люди с инвалидностью, но и пожилые люди, беременные женщины, мамы с детскими колясками. Наша задача – создание в храме комплексной доступной среды для всех», – отметила руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности, преподаватель курса Вероника Леонтьева.

Продолжительность курса обучения составит 72 часа. Программа будет реализована полностью в дистанционном формате.

В 2019 году в Москве прошли первые курсы повышения квалификации «Оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения», организованные ПСТГУ и Синодальным отделом по благотворительности. Программа обучения включала дистанционные, очные и практические занятия на базе ПСТГУ и храмов Москвы. Обучение прошли 75 человек из 19 епархий.

«Проанализировав итоги первого набора, который был в 2019 году, мы обновили программу, – рассказала заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман. – Этой весной, получив большой опыт организации учебного процесса в онлайн-формате, мы скорректировали способы подачи материала, добавили групповые формы работы, запланировали постоянную поддержку, обновили иллюстративный материал».

В процессе обучения слушатели узнают о нормативно-правовом обеспечении безбарьерной среды и принципах «универсального дизайна». Участникам обучения расскажут о потребностях в помощи маломобильных групп населения, о способах преодоления проблем передвижения и видах коммуникации людей с ограниченными возможностями здоровья. Они познакомятся также и с видами оборудования для перемещения и навигации.

Во время обучения слушатели научатся анализировать потребности людей с инвалидностью в оказании ситуационной помощи и оказывать такую помощь. После обучения участники курсов смогут самостоятельно разрабатывать программы адаптации храмов для маломобильных людей и оценивать качество доступности зданий и прилегающих к ним территорий.

Обучение бесплатное. Программа предназначена для сотрудников государственных и негосударственных некоммерческих организаций, отдельно будут рассмотрена организация ситуационной помощи на приходах. «Оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения» – это программа повышения квалификации, поэтому к обучению приглашаются слушатели с высшим или средним профессиональным образованием. Для специалистов из Калуги, Ижевска, Пензы, Краснодара в 2021 году планируется проведение и очных семинаров.

По окончании обучения слушатели получат удостоверение ПСТГУ о повышении квалификации.

Для зачисления на курсы необходимо заполнить анкету https://forms.gle/iPNdviB79xmSRqbU8

Ранее Синодальный отдел по благотворительности уже проводил цикл вебинаров «Создание доступной среды для инвалидов в храме». Также в Церкви совместно были изданы методические пособия «Как сделать храм доступным для всех: технические нормы и архитектурные решения»«Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения» и «Создание доступной среды в храме: комплексный подход».

Синодальный отдел по благотворительности регулярно проводит выездные семинары по организации доступной среды в храмах. Ранее семинары прошли в Санкт-ПетербургеСмоленскеКалининградеЕкатеринбургеСамареСыктывкареХабаровске и других городах.

Курсы проводятся в рамках проекта «Профессионалы рядом: развитие региональных НКО, поддерживающих людей с инвалидностью и их семьи» при поддержке Фонда президентских грантов.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению

Read More →
Exemple

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Перервинская духовная семинария Русской Православной Церкви» КАТЕХИЗАТОРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРОВОДИТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР НА НОВЫЙ 2020/2021 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Катехизаторское отделение при Перервинской духовной семинарии с 1998 года готовит церковных специалистов в области катехизической деятельности по специализации: «Катехизатор, преподаватель Воскресной школы».

Перервинская православная духовная семинария ведет набор на вышеуказанное Катехизаторское отделение в соответствии Постановлениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 2011 года, 2013 года и 2016 года, а также во исполнение решений Священного Синода и Высшего Церковного совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей в области миссии и катехизации.

Подготовка церковных специалистов в области катехизической деятельности осуществляется на основании церковного образовательного стандарта. Во время обучения слушатели проходят обязательную практику. Они проводят огласительные беседы с людьми, готовящимися к принятию таинства Крещения, на приходах организуют занятия в Воскресных школах с детьми и взрослыми, проводят беседы к таинству Венчания, посещают тюрьмы и следственные изоляторы, школы и другие учреждения.

Выпускники Катехизаторского отделения могут работать в качестве помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации, а также по должности преподавателей вероучительных дисциплин православного компонента Русской Православной Церкви. Диплом об окончании вручается выпускникам после успешной защиты квалификационной работы и двухлетней катехизической практики.

Петропавловское благочиние

Read More →
Exemple

В России и других странах работают 101 епархиальная горячая линия, действуют более 100 добровольческих служб, почти 7000 церковных волонтеров оказывают помощь. Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в новой информационной сводке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Справка охватывает период с 27 июня по 3 июля 2020 года. Епархии и церковные социальные проекты могут присылать информацию о своем служении на почту пресс-службы Синодального отдела по благотворительности diaconia@yandex.ru.

Статистика:

  • более 6800 добровольцев участвуют в оказании помощи нуждающимся в период карантина;
  • более 100 церковных добровольческих служб работает в период карантина;
  • 101 епархиальная горячая линия открыта для приема заявок от нуждающихся людей;
  • более 19 000 постоянных подопечных получают помощь церковных центров поддержки семьи.

Основные тенденции:

  • Синодальный отдел по благотворительности начал распределение и передачу средств в епархии для закупок продуктовых наборов для нуждающихся в регионах;
  • количество нуждающихся не снижается, некоторые проекты помощи бездомным отмечают высокие для лета цифры обращающихся за помощью;
  • Церковь продолжает передавать помощь медучреждениям, в том числе закупать необходимое оборудование;
  • центры помощи семьям и приходы православных храмов начали акции сбора средств для помощи многодетным ко Дню семьи, любви и верности.

Основные новости

Службы добровольцев и горячие линии

  • На неделе были открыты еще две горячие линии церковной социальной помощи: в Кузнецкой (Пензенская область) и Нефтекамской (Башкирия) епархиях. Общее число церковных горячий линий помощи достигло 101.
  • В Курганской епархии благодаря сбору средств для нуждающихся, организованному Синодальным отделом по благотворительности на сайте Милосердие.ru, сотрудники приобрели продукты на сумму 200 тысяч рублей для формирования 360 продуктовых наборов на 70 многодетных семей, 230 малоимущих подопечных и для разовых просителей. Наборы будут передаваться со следующей недели.
  • Благодаря сбору средств Синодального отдела по благотворительности Тихорецкая епархия сможет сформировать 308 продуктовых наборов для раздачи нуждающимся. В продуктовые наборы входят крупы, мука, мясные консервы, макаронные изделия, растительное масло, сахар, сгущенное молоко и чай.
  • Также продуктовые наборы на средства, поступившие в ходе сбора Синодального отдела на сайте Милосердие.ru, сформировала Урюпинская епархия. Центр гуманитарной помощи епархии «Доброе сердце» святого праведного Филарета Милостивого начал передачу продуктовой помощи. Более тонны продуктов получат 100 многодетных и неполных семей с детьми. Продуктовые наборы содержат тушенку, консервы, сгущенное молоко, сахар, соль, крупы, макароны, печенье, масло.
  • Средства для формирования продуктовых наборов Синодальный отдел по благотворительности передал также в Бузулукскую, Тверскую, Армавирскую, Ижевскую, Томскую епархии. Были направлены средства на продуктовую помощь православному приходу в Восточном Тиморе и в Филиппинско-Вьетнамскую епархию.
  • При помощи Синодального отдела по благотворительности 200 продуктовых наборов сформировали для передачи нуждающимся в Сызранской епархии. Православные добровольцы Сызрани приняли участие в закупке, формировании и раздаче продуктовых наборов нуждающимся. Продуктовый набор включает муку, сахар, растительное масло, гречку, рис, макароны, печенье, чай, сгущенное молоко, шоколад, консервы и тушенку. Раздача продуктов будет осуществляться в течение месяца.
  • При поддержке Синодального отдела по благотворительности фонд продовольствия «Русь» в период пандемии с 1 марта по 30 июня обеспечил нуждающихся продуктами питания общим объемом более 350 тонн в 16 регионах России.
  • В Москве на горячую линию московского церковного штаба помощи с 20 марта поступило свыше 15 тысяч звонков. В службу добровольцев за адресной помощью за этот период обратилось 3282 человека — количество обращений c середины июня продолжает снижаться. Центр гуманитарной помощи, «Дом для мамы» и Группа работы с просителями службы «Милосердие» с 20 марта обеспечили необходимой помощью 5711 просителей.
  • Служба помощи «Милосердие-на-Дону» возобновила благотворительный проект «Помощь в глубинку». Нуждающимся было роздано 600 упаковок хлеба, пожертвованного компанией «Гриднев-хлеб». Также помощь включает продукты, переданные Фондом продовольствия «Русь» и гуманитарным складом Донской митрополии. Продолжается еженедельная помощь медицинским учреждениям.

Сестричества милосердия

  • Сестры милосердия Екатеринбургской православной службы «Милосердие» 21 июня, в День медицинского работника, поздравили медиков. Сестры милосердия посетили Областной онкоцентр, Центр детской онкологии и гематологии при Областной детской клинической больнице и Областной противотуберкулезный диспансер.
  • Георгиевское сестричество милосердия Подольска готовит помощь в регионы. В конце июня сестричество отправило большую машину помощи для семей в деревни Ярославской области. С 1 июля по пятницам благотворительная лавка «На благо» возобновила свою работу по выдаче вещей нуждающимся людям в частном порядке.
  • Сестры милосердия социального отдела Бишкекской епархии самоизолировались для уменьшения рисков заражения. Ситуация в Бишкеке существенно обострилась из-за большого роста больных коронавирусом и нехватки бригад скорой помощи, мест в больницах и аппаратов ИВЛ в столице.
  • Сестры Свято-Елисаветинского сестричества в Тольятти стабильно раз в неделю кормят около 30 бездомных.

Центры помощи семье

  • «Добромобиль» ивановской организации «Колыбель» продолжает развозить помощь семьям в Ивановской области. Пять нуждающихся семей, две из которых многодетные, получили комплексную помощь, в том числе гуманитарную. В составе рабочей группы юрист, педиатр и психолог. Для семей были проведены юридические консультации по различной тематике: жилищной и коммунальной сферам, по социальной поддержке семей во время пандемии, а также по семейно-правовой тематике. Также 28 июня волонтеры передали продуктовые наборы подопечным «Колыбели» — мамам с детьми, находящимся в сложной жизненной ситуации, и многодетным семьям.
  • Руководитель приюта «Нечаянная радость» Екатеринбургской службы «Милосердие» развозит подарки, купленные благодаря сбору средств ко Дню защиты детей. За неделю в начале июня были собраны средства на покупку продуктов для приюта и на приобретение небольших подарков для 14 подопечных семей, в которых растут 25 детей.
  • Ко Дню семьи, любви и верности служба помощи «Милосердие-на-Дону» передаст 253 сладких продуктовых набора для многодетных семей.
  • В последние июньские выходные сотрудники центра защиты материнства «Умиление» в Казани передали гуманитарную помощь 4 семьям из Казани и Алькеевского района. Всего помощь получили 12 человек, из которых 4 — дети. В рамках акции «Пандемия добра — Казань» нуждающиеся получили продуктовые наборы, бытовую химию и вещи.
  • В Аксайском благочинии Ростовской епархии прошла благотворительная акция для многодетных и малообеспеченных семей приходов округа. Корпорацией ЗАО «Глория Джинс» были пожертвованы детские вещи, социальным отделом по приходам была распределена помощь: 14 многодетных и малообеспеченных семей получили новые детские вещи необходимых размеров.
  • Храм Покрова Божией Матери во Владивостоке передал помощь 35 семьям Октябрьского района, которые сохранили жизнь ребенка, отказавшись от аборта. Вес продуктового набора 25 кг — в него входят макаронные изделия, мука, баранки, молоко, консервы, сгущенное молоко, масло, чай, вафли, сахар, гречневая и рисовая крупы.

Службы помощи бездомным

  • В социальном отделе Чебоксарской епархии в связи с эпидемиологической обстановкой пришлось отказаться от горячего питания бездомных и перейти на ланч-боксы, сократить количество точек кормления бездомных.
  • Церковные социальные гостиницы для бездомных в Омске загружены по максимуму — всего в них проживает 44 человека. Ранее летом наблюдалось снижение количества обращающихся. В гостиницах сами проживающие готовят себе еду, часть сотрудников пока работает на волонтерской основе. Среди серьезных ограничений — ощутимое сокращение пожертвований и лишение субсидий из регионального бюджета на время карантина.
  • Волонтеры службы помощи «Милосердие-на-Дону» возобновили кормление бездомных людей. Выдача бесплатных обедов малоимущим будет проходить каждое воскресенье в 14.00. Волонтеры помогают собирать продукты для кормления, развозить и выдавать обеды. Жители проекта «Донская обитель» помогают готовить обеды.
  • За полторы недели в рамках совместной акции благотворительного фонда «Диакония» и фонда «Нужна помощь» #менякасается было передано 90 продуктовых наборов бездомным людям, в том числе тем, которые приходят на прием в здравпункт для лиц без определенного места жительства петербургской больницы им. Боткина. Всего будет передано 260 продуктовых наборов бездомным. Также помощь была передана 100 семьям в трудной жизненной ситуации. Тем, кто не может доехать до Социального кабинета, продукты привезла бригада «Социального патруля».

Посещение священниками больных коронавирусом

  • Специальная группа подготовленных священников Больничной комиссии Московской городской епархии со 2 апреля по 3 июля совершила 440 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Впервые за весь период 29 июня и 2 июля не было совершено ни одного выезда. Cвященники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.

Другие новости церковной социальной деятельности в коронавирус

  • С начала пандемии церковная Больница святителя Алексия проводит ежедневное выездное тестирование на COVID священнослужителей, членов их семей, насельников монастырей Москвы и Московской области. К 1 июля совершено более 250 выездов. В больнице организованы КТ-амбулаторный центр (проведено более 700 КТ-исследований) и диагностический кабинет, принимавшие пациентов также без выходных. Было проведено около 4500 ПЦР-тестирований мирян и духовенства. Больница одна из первых в Москве начала проводить количественное тестирование на антитела к COVID, к 1 июля тест на антитела сдали более 2500 пациентов.
  • В церковном Доме слепоглухих в Пучково восстановился режим очного обучения. Обучение пока проходит не в доме в общих группах, а в индивидуальном формате — с выездом педагогов на дом к ученикам. Возвращение к совместному обучению и привлечение учеников из регионов запланировано предварительно на сентябрь — по мере снижения эпидемиологической опасности. Также Дом слепоглухих с конца июня запустил онлайн-курсы по изучению дактильной лексики для волонтеров и всех интересующихся.
  • Одесская епархия передала медикам два автомобиля «Скорой помощи». Передача автомобилей произошла в день награждения одесских медиков, которые боролись с коронавирусом, высшими наградами Украинской Православной Церкви 29 июня.
  • Приход Украинской Православной Церкви в честь святого апостола и евангелиста Марка Днепровского благочиния Киева в конце июня организовал сбор продуктовых наборов, одежды и предметов личной гигиены, чтобы помочь нуждающимся и нескольким многодетным семьям.

Диакония.ru

Read More →
Exemple

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого

Евангелие возвещало сегодня[1] о подвиге святых жен, последовавших Богочеловеку во время Его земного странствования, бывших свидетельницами Его страданий, присутствовавших при Его погребении. Погребение совершилось в вечер пятка. Когда злоба иудеев изливалась, как бы огненная лава из огнедышащей Этны, устремляясь не только на Господа, но и на всех близких Ему; когда святые апостолы вынуждены были скрыться или только издали могли наблюдать за изумительным событием; когда один наперсник любви, для которой нет страшного, неотступно пребывал при Господе, тогда ученик, бывший всегда потаенным, постоянно скрывавший свой сердечный залог из опасения преследований от Синедриона, почетный член Синедриона, Иосиф, внезапно попирает все препятствия, колебания, недоумения, доселе связывавшие и волновавшие его, приходит к холодному и жестокому Пилату, просит тело казненного поносною казнью, получает тело, погребает тело с благоговением и почестью.

Евангелие дает деянию Иосифа значение деяния великодушного, мужественного. Таким оно и было. Член Синедриона, пред лицом Синедриона, совершившего богоубийство, пред лицом Иерусалима, принявшего участие в богоубийстве, снимает с креста тело Богочеловека, убитого человеками, относит в сад, расположенный близ городских ворот и стен. Там, в уединении и тишине, под тенью древ, в новом гробе, иссеченном в цельной каменной скале, при обильном пролиянии ароматов и мастей, полагает тело, которым искуплены и тела и души всех человеков, обвив это тело чистейшими пеленами, как обвивается и укрывается драгоценное сокровище. В погребении Господа принял участие другой член Синедриона, Никодим, приходивший ночью к Господу, признавший Господа посланником Бога. Привалив великий камень к дверям гроба – дверями названо в Евангелии низменное отверстие в пещеру – Иосиф уходит как окончивший с должною удовлетворительностью свое служение. Синедрион следил за действиями Иосифа. По отшествии его, он озаботился приставить стражу ко гробу, приложить печать к камню, заграждавшему вход. Погребение Господа засвидетельствовано и последователями и врагами Его. Одни члены Синедриона, в исступлении и бешенстве совершая величайшее злодеяние, бессознательно совершили величайшее жертвоприношение[2]: они закланием всесвятой Жертвы искупили человечество, заключили бесплодный ряд прообразовательных жертв, соделали излишними и эти жертвы и самое установление их. Другие члены Синедриона, представители всех ветхозаветных праведников, в богоугодном направлении и расположении духа послужили погребению Искупителя человеков, окончили и запечатлели этим действием благочестивую деятельность сынов Ветхого Завета. Отселе начинается исключительное служение деятелей Нового Завета.

Святые жены не уступают в мужественном самоотвержении Иосифу. Присутствовав при погребении в пяток, они не сочли позволительным в субботу – в день покоя – нарушить тот покой, которым покоилось в священном мраке и затворе гробовой пещеры тело Господа. Жены намерены были излить свое усердие к Господу излиянием мира на Его тело. Возвратившись с погребения в пяток, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собою: кто отвалит нам камень от дверей гроба (Мк. 16: 2)? Камень был велий зело. Пришедши ко гробу, они, к удивлению своему, увидели камень отваленным. Отвалил его светоносный, сильный ангел: он, по воскресении Господа, снисшел с неба ко гробу, вместившему Невместимого небом, поразил ужасом стражей, вместе и сокрушил печать и отодвинул тяжелый камень. Он сел на камне, ожидая пришествия жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам. За усердие свое к Богочеловеку, за решимость воздать почесть всесвятому телу, которое охраняла воинская стража, за которым зорко наблюдала ненависть Синедриона, святые жены, первые из человеков, получили точное и верное сведение о воскресении Христа, соделались первыми и сильными проповедниками воскресения, как выслушавшие известие о нем из уст ангела. У всесовершенного Бога нет лицеприятия: все человеки равны пред ним, и тот из человеков сподобляется особенных даров Божиих, в особенном обилии и духовном изяществе, который с большим самоотвержением устремится к Богу.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желание им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем.

Гроб – наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства Крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного ложью разума. Христос, введенный Крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело. Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб, кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.

Камень – это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием[3]. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, скажут многие. По определению Отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным. Случается, что от долговременной телесной болезни истощатся все силы, увянут все способности тела, тогда болезнь, не находя себе пищи, престает терзать телосложение; она покидает больного, оставя его изнуренным, как бы умерщвленным, неспособным к деятельности по причине изнурения страданиями, по причине страшной, немой болезненности, не выражающейся никаким особенным страданием. То же самое совершается и с духом человеческим. Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним. Существуя, они перестают существовать для него, потому что жизнь его для них прекратилась: все силы его направлены к одному вещественному, временному, суетному, греховному.

Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он – проявление и свидетельство мертвости духа. Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука! Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы не сочувствуем Слову Божию.

Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление! Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвою верою; Его нет для ощущения нашего. Отчего забыта нами вечность? Разве мы исключены из числа тех, которые должны вступить в ее необъятную область? Разве смерть не предстоит нам лицом к лицу, как предстоит она прочим человекам? Отчего это? Оттого, что мы прилепились всею душою к веществу, никогда не думаем и не хотим думать о вечности, утратили драгоценное предощущение ее, стяжали ложное ощущение к нашему земному странствованию. Это ложное ощущение представляет нам земную жизнь бесконечною. Мы столько обмануты и увлечены ложным ощущением, что сообразно ему располагаем все действия наши, принося способности души и тела в жертву тлению, нисколько не заботясь об ожидающем нас ином мире, между тем как мы непременно должны сделаться вечными жителями этого мира.

Отчего источаются из нас, как из источника, празднословие, смехословие, осуждение ближних, колкие насмешки над ними? Отчего мы проводим без отягощения многие часы в пустейших увеселениях, не находим сытости в них, стараемся одно суетное занятие заменить другим, а кратчайшего времени не хотим посвятить на рассматривание согрешений своих, на плач о них? Оттого, что мы стяжали сочувствие к греху, ко всему суетному, ко всему, чем вводится грех в человека и чем хранится грех в человеке; оттого, что мы утратили сочувствие ко всем упражнениям, вводящим в человека, умножающим и хранящим в человеке боголюбезные добродетели. Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования своим падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу. Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою. Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение миру и греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, – встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни. Тщетно собирает ум помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согрешений своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается ум ударять в сердце этими помышлениями: оно пребывает без сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согрешения, и состояние падения и погибели не имели к сердцу никакого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным; оно спит, напоенное и упоенное греховною отравою. Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот – велий зело.

По наставлению святых Отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления[4]. Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Что такое умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти. О иерусалимлянах, приведенных в это настроение проповедью святого апостола Петра и склонившихся принять христианство, Писание говорит, что они умилишася сердцем (Деян. 2:37).

Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу. Дар их оказался излишним: сторично вознагражден он явлением доселе невиданного женами ангела, известием, не могущим не быть преизобильно верным, о воскресении Богочеловека и воскресении с Ним человечества.

Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему – для нас это необходимо. Принесем их, как миро, ко гробу Господа. Благовременно купим миро – благое произволение. С юности нашей отречемся от всех жертв греху; на эту цену купим миро – благое произволение. Служение греху невозможно соединить с служением Богу: первым уничтожается второе. Не попустим греху умертвить в духе нашем сочувствие к Богу и ко всему Божественному! Не попустим греху запечатлеть нас своими впечатлениями, получить над нами преобладание насильственное.

Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения для братии своей. Кто по неведению или увлечению поработился греху, вступил в общение с падшими духами, сопричислился им, утратил в духе своем связь с Богом и небожителями, тот да уврачует себя покаянием. Не будем отлагать врачевания нашего день на день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда не сожигающий. Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители.

Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце – снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3: 8); в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. Аминь.

[1] Мк. 69 зач. (Мк. 15: 43 – 16: 8)

[2] См. Деян. 3:17-18

[3] Лествица. Слово 18-е

[4] Лествица. Слово 1-е, гл. 6.

Православие.  ru

 

Read More →