Наши новости

Exemple

Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого поста, во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В большинстве храмов всю неделю идет продолжительное и трогательное Богослужение по Цветной Триоди. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую Субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя. Из священных песнопений в эти дни особенно трогательны тропарь «Се жених грядет в полунощи» (поется на утрени после великой ектении) и светилен «Чертог Твой» (поется после канона вместо троичного светильна).
В православной традиции неделя начинается с воскресенья. Каждый день последней недели Великого поста Церковь вспоминает определенное событие священной истории:

Великий Понедельник — целомудренный Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет; евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима.

Великий Вторник — Церковь напоминает в Евангелии о грядущем суде Божием, где Господь потребует у нас отчета в дарованных нам талантах и вообще в делах земной жизни нашей (притчи о 10 девах, о талантах и втором пришествии Господнем).

Великая Среда — предательство Иуды и евангельский рассказ о грешнице, помазавшей ноги Господа драгоценным миром. В этот день заканчиваются земные поклоны за церковной службой (кроме приходных и исходных).

Великий Четверг — воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Благочестивые христиане стараются накануне сходить на исповедь, чтобы причаститься за Литургией Святых Таин.

Великая Пятница — моление Спасителя в Гефсиманском саду и Его арест, неправедный суд над Ним, страдания и крестная смерть Господа, Его погребение. Это день великой скорби, Литургия не совершается и трапеза не поставляется.

Великая Суббота — день покоя, когда тело Господа лежало в гробе.

Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются по возможности оставить все дела, чтобы пойти в храм на Богослужение.

Подробнее →
Exemple

18 апреля 2019 г. в рамках курса повышения квалификации священнослужителей Московской (городской) епархии состоялась лекция епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, руководителя курсов повышения квалификации священнослужителей Московской (городской) епархии, по дисциплине «Пастырское душепопечение».
Преосвященный Владыка говорил о важнейших задачах пастырского служения, о необходимости ежедневного чтения Священного Писания и стремления как можно чаще совершать Евхаристию. Кроме того, в качестве жизненных примеров Владыка привел несколько реальных случаев из своей архипастырской практики, которые свидетельствовали о том, что каждая ситуация, с которой сталкивается священнослужитель, глубоко индивидуальна по своей сути.

После лекции епископ Дионисий пообщался со слушателями, а также ответил на различные вопросы, касающиеся пастырского служения. В заключение, Владыка выразил надежду, что полученные знания помогут клирикам в разрешении различных затруднительных ситуаций, возникающих на приходах.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее →
Exemple

9 апреля 2019 года заседание прошло под председательством управляющего викариатством епископа Воскресенского Дионисия в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

В работе Совета приняли участие: протоиерей Анатолий Родионов, благочинный храмов Влахернского церковного округа г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный храмов Петропавловского церковного округа г. Москвы, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове; члены Совета Юго-Восточного викариатства.

Официальный сайт Юго-Восточного викариатства г. Москвы

Подробнее →
Exemple

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении – внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.

Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека – разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала их говоря: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Так началось ее скитание по улицам Петербурга.

Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».

Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразуметельнные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.

К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.

Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.

После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.

Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.

Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий знавший ее предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо подмечено было, если Ксения берет что-то у хозяина, торговля его бывает очень удачной.

Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.

Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозоливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.

Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала во всей строгости христианской жизни. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.

Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства около 45 лет, можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века.

Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.

Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.

В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.

Молитвами блаженной Ксении да даст Господь свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному предстательству. Аминь.

Тропарь блаженной Ксении, глас 7.

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3.

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Православие. ру

Подробнее →
Exemple

29 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве состоялась конференция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений».

Ведущие мероприятия настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый попросили участников конференции сосредоточиться не на истории новомучеников, а на методах и инструментах работы, которая проводится в разных епархиях Русской Православной Церкви ради увековечения их памяти и знакомства молодежи с их жизнью и наследием.

В минувшем году общественное внимание к теме красного террора, репрессий и гонений на Церковь снизилось, по сравнению с годом столетия революции, и «это печально», поделился наблюдениями протоиерей Кирилл Каледа. Священник заметил также тенденцию «более осторожного отношения властей к теме репрессий» (например, власти выступают против установки креста в Коломенском в память о репрессированных — строителях канала «Москва-Волга»). В то же время, все большую популярность набирают идеи установки памятников вождям революции. В этой ситуации особую важность приобретает не только поиск мест захоронения жертв репрессий и увековечивание их памяти, но научно обоснованная, методически выверенная работа с молодежью, с педагогическим сообществом, чтобы передавать эту память.

Один из примеров такой работы представил Игорь Гарькавый в докладе «Опыт молодежных трудовых сборов “Бутовский полигон — наша память” 2018 г.». Благодаря президентскому гранту удалось привлечь школьников и молодежь к разнообразной работе на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий: благоустройству и уборке территории, созданию «зеленого щита» от подступающего по периметру строительства — «это позволило ребятам буквально прикоснуться к священной земле». Но не только физическая работа привлекала молодежь: для них были устроены десять выездных экскурсий по местам, связанным с новомучениками; прошла конференция «Бутовские молодежные чтения»; молодые люди сами сделали путеводитель по Бутовскому полигону и т.д. По оценке докладчика, в проекте участвовало около тысячи человек, причем целевой аудиторией создатели проекта считают не только учеников школ, православных гимназий и колледжей, но и их педагогов. В результате была выработана новая методика воспитательной, образовательной и трудовой деятельности, которая позволяет достичь «личной причастности» молодежи к теме новомучеников и других жертв массовых репрессий в СССР, заключил Игорь Гарькавый.

Члены Преображенского православного братства тоже были в числе тех, кто участвовал в работах на Бутовском полигоне в рамках проекта. Представитель этого братства Андрей Васенев, главный редактор медиапроекта «Стол», рассказал о том, как в разнообразных проектах православных братств был осмыслен год столетия красного террора в России. Всего таких проектов в разных городах России насчитывалось около 200, поэтому докладчик упомянул только самые масштабные из них: это, например, две большие международные конференции «Духовные итоги революции» и «Православные братства в истории России». Из многих выставок были упомянуты только две передвижные, которые вызвали большой интерес в разных епархиях: «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления» и «Человек на переломе» — о том, что произошло с конкретными людьми, пережившими самые страшные события ХХ века. Андрей Васенев особо подчеркнул, что в городах России выставки разрастались: к их материалам люди добавляли рассказы о своих «неперемолотых». Концерты, спектакли, вечера (цикл «Милосердие памяти» с обсуждением фильмов, посвященных истории ХХ века; спектакль «Живые» о последних днях преподобномученицы Елисаветы Феодоровны; презентация книги «Совесть» о жертвах репрессий на Севере и т.д.). Установка поклонного креста в Химкинском лесу, конференция на Соловках, молитвенное участие в митинге в день столетия красного террора в Санкт-Петербурге — в этих и многих других проектах участвуют члены братств. В заключение докладчик упомянул о продолжающейся Акции национального покаяния «Имеющие надежду», участие в которой открыто для всех неравнодушных.

Оксана Иванова, научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале, рассказала о том, как благодаря инициативам церковной общественности в Екатеринбурге появились разные акции и проекты, связанные с памятью новомучеников и жертв репрессий. Так, выставка «Время Каина. Красный террор на Урале» стала катализатором общественных размышлений о гражданской войне. Потом была создана карта мест гибели уральских новомучеников. В борьбе за восстановление собора XVIII в. возникло предложение заложить в его фундамент землю с мест убиения мучеников. Так появилась акция «Земля святых», в которую включились миряне из разных городов и поселков — они разыскивали памятные места, собирали землю, устанавливали памятные кресты и т.д. Оксана Иванова уверена, что поиск и почитание мест, где пролилась кровь новомучеников, — это и «форма покаяния мирян», и перспективное направление для работы с молодежью, для паломнических маршрутов.

Иеромонах Елевферий (Казаков) представил опыт организации молодежного лагеря «Зеленый Афон» на базе Второ-Афонского Бештаугорского монастыря. Уже в течение 15 лет около 350 детей проводят неделю (7 смен по 50 детей) в лагере, посвященном памяти новомучеников. Каждый отряд изучает житие одного из святых, ребята проводят беседы и совершают крестный ход на гору с молитвой новомученикам.

Походы, сборы, лагеря, паломничества, образовательные проекты — все эти формы используются в деятельности Братства православных следопытов, о которой рассказал иеромонах Димитрий (Першин). Бутовский полигон для членов братства — отправная точка их работы: ребята разыскивают сведения о захороненных здесь новомучениках, готовят презентации, выступают с ними в школах и даже на международной конференции в Кельне (Германия). Члены братства также приняли участие в создании документального фильма «Русский антиминс». Руководители Братства православных следопытов считают необходимым знакомить детей не только с подвигом новомучеников, но и с историей гонений на верующих в СССР в послевоенное время.

Андрей Иванов, сотрудник Историко-культурного и просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Соборная палата», сделал сообщение об истории создания и особенностях работы Музея в историческом здании Московского Епархиального дома. Через призму истории Поместного Собора 1917-1918 гг., многие участники которого стали новомучениками, посетителям музея показывают всю историю репрессий.

Доцент Кира Аристова и иерей Иннокентий Кулаков рассказали о проектах, посвященных памяти новомучеников, соответственно, в Пензенской и Рыбинской епархиях. Профессор Евгений Овчинников, внук мученика Николая Варжанского, правнук священномученика Неофита Любимова, выступил с сообщением «Из опыта установки мемориального знака новомученику (об открытии мемориальной доски священномученику Неофиту Любимову в Симбирске)».

Московская городская епархия

Подробнее →
Exemple

К 10-й годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пресс-служба Патриарха создала сайт, посвященный биографии и служению Его Святейшества.

В основе всей разнообразной деятельности Патриарха Кирилла лежит принцип, который сам он считает основополагающим: служение Богу и Церкви во всем и без остатка. Жизнь Предстоятеля Русской Православной Церкви богата различными событиями. Это огромный объем фактологического и исторического материала. Значительная его часть собрана на новом сайте. Биография Святейшего Владыки до восшествия на Патриарший престол изложена на основе архивных материалов, а также воспоминаний Его Святейшества и ряда других источников.

На сайте раскрывается многообразное служение Святейшего Патриарха Кирилла на разных этапах его жизни. Наиболее подробно и всесторонне освещается период Патриаршего служения.

В дальнейшем сайт будет пополняться новыми материалами — архивными и новыми документами, воспоминаниями, статьями, фотографиями и др.

На сайте представлены следующие тематические разделы:

  • Детство и юность
  • Внешнецерковная деятельность по окончании Духовной академии
  • Ректор Ленинградских духовных школ (1974-1984 гг.)
  • Служение на Смоленской и Калининградской кафедре (1985-2009 гг.)
  • Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)
  • Служение на Патриаршем Престоле Русской Православной Церкви

Также на сайте имеются отдельные обновляемые разделы фото- и видеоматериалов.

Сайт расположен по адресу https://patriarch.patriarchia.ru.

Официальный сайт Московской городской епархии

Подробнее →
Exemple

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 24 января 2019 года епископ Домодедовский Иоанн освобожден от управления Юго-Восточным викариатством, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

Управляющим Юго-Восточным викариатством назначен епископ Воскресенский Дионисий, в связи с постановлением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 113) о назначении его викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Официальный сайт Московской городской епархии

Подробнее →
Exemple

9 декабря 2018 года, в неделю (воскресенье) 28-ю по Пятидесятнице, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое освящение храма святой мученицы Татианы Римской в Люблино Юго-восточного административного округа г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Начало богослужения в 10.00.

Официальный сайт Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →
Exemple

Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются.
И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин).

И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4).

А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.

Если исключения были и есть, то ведь таким исключением могло быть и введение Богородицы во храм, – вот какая мысль меня осенила. А раз так, то аргумент, о котором я был столь высокого мнения, ничего не стоит. Про «многих исследователей» можно с уверенностью сказать оду вещь: это всё люди из ХХ, в лучшем случае XIX века, и ни один из них не жил при Иерусалимском Храме в I веке до Р.Х., чтобы засвидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Всё, что есть в распоряжении «многих исследователей» – это небольшой массив разрозненных сведений из письменных источников и собственное воображение. Причём любой недостаток первого всегда восполняется с помощью преизбытка второго. Свято верить в то, что будто бы историкам документально известен каждый шаг и каждый жест, совершённый две тысячи лет назад в одном из помещений одного из городов Римской империи, может только совершенно несведующий в исторической науке человек.

Мне же, слава Богу, и десять лет назад было известно, что «многие исследователи» располагают относительно столь древних событий лишь разрозненными сведениями из крайне малочисленных источников, на основании которых пытаются строить с большей или меньшей степенью вероятности теоретические выводы о положении вещей в данную эпоху. Это может очень неплохо работать относительно обычного хода событий, но это бессильно перед исключениями, тем более такими, которым неповезло попасть в исторические источники, записанные очевидцами и сохранившиеся до наших дней.

Итак, если введение во храм девы Марии могло совершиться не как рядовое событие, а как исключение, то скепсису «многих исследователей» ХХ века, – сколь бы многими они не были, – цена, мягко говоря, невысока. Это не знание, а гадание. А перед гаданием «многих исследователей» ХХ века у исторического источника II века («Протоевангелие Иакова»), записывающего предание о Введении девы Марии во храм как реальный факт, права на доверие намного больше, как ни крути.

Так я подумал лет девять назад, и стал допускать историчность Введения Богородицы во храм, и по-прежнему казался себе весьма умным, хотя по-прежнему был таким же дураком и не понимал, что всё это – чепуха, не имеющая к сути вещей никакого отношения.

Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека.

Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам:

1. «Те, кто жили раньше, глупее меня»

2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной»

Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя.

Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник.

Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры.

Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.

Если же ты считаешь вымыслом и ложью сказание о введении Пресвятой Богородицы во храм, то значит, ты считаешь, что Церковь говорит ложь вместо истины – ведь здесь всё однозначно, это не просто высказывание каких-либо отдельных людей, не чьё-то «частное мнение», а один из общецерковных двунадесятых праздников, с общецерковным текстом служб, с сонмом святоотеческих проповедей на это событие и т.д., – а значит, Дух Святой не хранит её от заблуждений и не наставляет на всякую истину, а значит, или Бог солгал, или Его попросту нет.

Или одно, или другое. Или веришь Богу, или не веришь.

Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает. А если ты из Его слова, – открытого либо через Писание, либо через Церковь, – принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка.

А если уж верить, то по-настоящему.

Если Бог есть, то Он очевидец всего, если Он создал Церковь и открыл ей истину, то значит, надо свидетельству Очевидца верить даже если это немодно и непопулярно в глазах мира, даже если невообразимое число «многих исследователей» говорит напротив.

Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру.

Но только когда ты начинаешь верить по-настоящему, когда открываешься Богу полностью, без всяких «да, но…», «всё, кроме…» и «да, если только не…» – только тогда и происходят чудеса, и начинается жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием.

Диакон Георгий Максимов, Радонеж, 8 декабря 2010 г.

Православие.ru

Подробнее →
Exemple

Торжественное открытие состоялось в ГБОУ “Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы”.

Учебное заведение для проведения форума выбрано не случайно. Эта школа располагает самым большим на Юго-Востоке столицы актовым залом на 300 человек. Но даже он не смог вместить всех участниковч чтений.

Читать далее 23 ноября прошел региональный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Юго-Восточного московского викариатства

Подробнее →