Наши новости

Exemple

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.
Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеград

Православие.ру

Подробнее →
Exemple

Его проведет православная служба помощи “Милосердие”. Все средства, собранные на празднике, будут направлены на помощь “Дому для мамы” – кризисному центру для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию

Тысячи москвичей посетят ежегодный праздник благотворительности «Белый Цветок», который 22 мая православная служба помощи «Милосердие» проведет в Марфо-Мариинской обители милосердия.

В программе праздника: живая музыка в исполнении артистов Большого театра, центра оперного пения Галины Вишневской, студии ансамбля древнерусской музыки «Сирин» и других. Весь день на празднике под открытым небом будет работать благотворительная ярмарка изделий ручной работы, а также будет организован «тихий» аукцион – участвовать в аукционе сможет любой желающий, просто оставляя записку со своей ценой на тот или иной лот.

В программе для детей: шоу мыльных пузырей, фокусники, кукольные и интерактивные спектакли, выступление собак-терапевтов проекта канистерапии «Солнечный пес», мастер-классы по работе с керамикой и песком, вязанию морских узлов и многое другое. Кроме того, гости праздника смогут посетить экскурсию по самым интересным местам Марфо-Мариинской обители, основанной в начале XX века великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

Весь день, как и сто лет назад, когда «Дни белого цветка» проводила царская семья, всем гостям праздника будут раздавать за пожертвования живые белые цветы.

Все собранные на «Белом Цветке» средства пойдут на поддержку кризисного центра «Дом для мамы» проекта православной службы «Милосердие», где помогают  беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За четыре года работы центра больше 4 000 женщин получили в «Доме для мамы» различную помощь.

Православная служба помощи «Милосердие» объединяет 25 социальных проекта и ежегодно оказывает помощь десяткам тысяч нуждающихся: тяжелобольным детям и взрослым, сиротам, одиноким старикам и инвалидам, бездомным и ВИЧ-инфицированным. Служба «Милосердие» более чем на 80% существует на пожертвования. Поддержать службу «Милосердие» можно, став Другом милосердия и оформив регулярное пожертвование на нужды службы на специальной странице. 

Праздник «Белый Цветок» состоится 22 мая с 12.00 до 18.00 по адресу Большая Ордынка, 34 (Марфо-Мариинская обитель).

В 9:00 Божественную Литургию в Покровском храме Обители совершит митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Сослужить митрополиту Арсению будет руководитель службы помощи «Милосердие», председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Подробнее о программе праздника можно узнать на официальном сайте «Белого Цветка» www.flower.miloserdie.ru.

Аккредитация СМИ – по адресу miloserdie.press@gmail.com до 17:00 21 мая.

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви

Подробнее →
Exemple

Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный христианский «праздников праздник и торжество из торжеств» (Тропарь канона на пасхальной утрене).

Свои истоки христианская Пасха берёт из Ветхого Завета: там Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. В христианстве Пасха имеет иное значение – освобождение от рабства диаволу, греху, избавление человеческого рода от разлуки с Богом, наступившей после грехопадения и изгнания из Рая Адама и Евы.

Распятие Христа произошло в пятницу на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением. Его Погребение было совершено поспешно – заканчивалась пятница, а в субботу по иудейским обычаям нельзя делать никаких дел. Поэтому тело Иисуса не успели умастить благовониями. Иудейские первосвященники, помня слова Христа, что Он на третий день воскреснет, добились у прокуратора Понтия Пилата, чтобы гроб в течение трёх дней был охраняем римской стражей. Они полагали, что ученики Христа могут тайно украсть тело Христа, объявить Его воскресшим и тем самым привлечь к новому христианскому учению ещё больше людей.

Благочестивые женщины, ученицы Христа, очень переживали относительно того, что их любимый Учитель был погребен без соблюдения всех иудейских правил. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел в Свой последний земной путь как принято по иудейским обычаям. Поэтому рано утром в воскресенье, взяв благовонные масла (миро – от этого тех женщин Церковь именует мироносицами), они поспешили к Гробу, чтобы исполнить всё необходимое. Удивление их было велико, когда они увидели огромный камень отваленным от гроба в сторону и удостоверились, что гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто тело, и платок, который был на голове Христа. В этот момент им явился ангел и сказал, что напрасно они ищут здесь Христа, Который воскрес. Печаль женщин сменилась радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам. Стражники, которые дежурили возле Гроба и видели всё, немного придя в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.

Вечером в воскресение  апостолы собрались в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы опасались преследования властей. Вдруг неожиданно вошел Сам Господь и, встав посреди них, сказал: «Мир вам!»

После этого Господь являлся апостолам, и не только им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!

Апостол Павел, который вообще никогда не видел Христа в Его земной жизни, но которому Он явился после Своего Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15, 17–19).

«Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения, спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни», – слова из пасхальной проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней:

Христос воскресе! – Воистину воскресе!

Подробнее →
Exemple

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Праздник Святой Пасхи предваряется Страстной седмицей. Слово страсть в переводе с церковнославянского языка означает не только греховную привычку, но, прежде всего, страдание. Все 6 дней перед Пасхой посвящены воспоминанию взятию Христа под стражу и истязаниям, страданиям на Голгофе.
Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении, обязательно посетить службы Страстной седмицы, подготовиться к главной Евхаристии в году – Великий Четверг. Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них. На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня понедельника с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие. Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его входом в Иерусалим и страстями. В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга – вспоминание Тайной вечери. В этот день православные христиане причащаются Святых Христовых Тайн. В четверг вечером — утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий. В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровью Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страданиям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением. Необходимо также благоговейное размышление о Христовых страданиях. Спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. Что требуется для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это.
Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения. Как же не поститься в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Подробнее →
Exemple

Великопостное странствие имеет несколько важных пунктов, особенных богослужебных дней. Один из таких замечательных рубежей – Мариино стояние, когда на вечерней службе прочитывается весь Покаянный канон преподобного Андрея Критского и вместе с тем верующие слушают удивительное житие подвижницы конца V – начала VI века преподобной Марии Египетской.
В 15-летнем возрасте я впервые попал на Мариино стояние, услышал житие преподобной. На меня оно произвело неизгладимое впечатление. Даже сейчас я помню эту службу в мельчайших подробностях; незабываемо чувство торжества жизни над грехом, которое мне внушило жизнеописание святой. Это чувство не оставляет меня и сейчас, спустя уже почти два десятка лет; житие преподобной Марии продолжает удивлять и вдохновлять.
Хотел бы отметить ряд замечательных моментов жития. Вот фигура монаха-подвижника Зосимы, «славного жизнью и даром слова, с младенческих пелен воспитанного в иноческих подвигах и добродетелях». Старец, проведший всю жизнь вдали от мирской суеты и соблазнов, предававшийся с самых ранних лет аскезе, удостоившийся духовных прозрений, – разве не идеал христианского подвижника? Это утверждение читается в вопросе старца Зосимы: «Есть ли на земле монах, могущий оказать мне пользу и передать мне нечто новое, такой вид подвига, которого я не знаю и не совершил? Сыщется ли среди любомудрых пустыни муж, превосходящий меня жизнью или созерцанием?» Этим вопросом открывается удивительная история подвижницы, история жизни, столь отличной от Зосимовой, что можно было бы ее назвать абсолютно противоположной житию старца, как черное и белое, если бы вторая половина этой истории не являла потрясающий контраст с первой ее частью.
История Марии до ее обращения к Богу особенно реалистична; она содержит подробности о ее блудной жизни в молодости. Казалось бы, не стоило жизнеописателю детализировать этот период, упоминать разные неблаговидные обстоятельства, диссонирующие с традиционным образом святого – ангела во плоти. Но, тем не менее, этот момент в житии подчеркивается, автор жития устами Зосимы акцентирует эту часть жизни преподобной: «Говори, ради Бога, мать моя, говори и не прерывай нити столь назидательного повествования».
Само же назидание в житии начинается с эпизода, в котором повествуется о попытке Марии-блудницы войти вместе с верующими в храм на богослужение в честь Воздвижения Креста Господня: «Когда же я ступила на порог дверей, в которые все прочие входили невозбранно, – рассказывает святая Зосиме, – меня удержала какая-то сила, не давая войти. Снова меня оттеснили, и я увидела себя стоящей одиноко в притворе. Думая, что это случилось со мной по женской немощи, я снова, слившись с толпой, стала работать локтями, чтобы протиснуться вперед. Но даром трудилась. Снова нога моя ступила на порог, через который другие входили в церковь, не встречая никакого препятствия. Одну меня злосчастную не принял храм. Словно отряд воинов был поставлен, чтобы возбранить мне вход, – так удерживала меня какая-то могучая сила, и опять я стою в притворе». Из слов преподобной вырисовывается картина, являющая несовместимость внутреннего нечестия грешника с подлинной жизнью – не с жизнью «мира сего», а со Святыней, благодаря которой стоит мир.
Далеко не случайно Мария не может попасть на службу именно в честь Креста Господня – Древа Жизни
Далеко не случайно Мария не может попасть на службу именно в честь Креста Господня – главной святыни христиан и первого символа христианства. С апостольских времен Крест Христов понимался как новое Древо Жизни – символ воссоединения Бога с отпавшим человеком, символ пути в Небесное Отечество. Чуть позже, у апологетов христианства Крест трактуется как символ всего мироздания, вернее – того, что его скрепляет, созиждет, наполняет смыслом, препятствует распаду и хаосу. Мария желает, но не может узреть животворящее Древо Креста, ибо все свое существо она посвятила тому, что противостоит силе Креста, – греху, безумной страсти, делу смерти.
И вот наступает прозрение. Ужаснувшись от неумолимой реальности – своей отчужденности от святыни, от подлинной жизни, – Мария впервые направляет свой умный взор внутрь себя: «Коснулось сердечных очей моих слово спасения, показавшее мне, что нечистота дел моих заграждает мне вход». Глубокое сердечное покаяние сотрясает все существо Марии, в слезах она обращается к Божией Матери, умоляет Богородицу открыть ей вход в церковь, дабы поклониться животворящему Кресту; Мария дает обет Небесной Царице оставить греховную жизнь, отречься от мира и пойти туда, куда Она укажет.
Итак, путь ко спасению Мария изначально обретает внутри себя, в покаянии, в самоотверженном стремлении следовать воле Бога. Она встает на путь крестный. И, обретшись на этом пути в своем сердце, она уже не встречает той страшной внешней преграды, разделяющей ее с Древом Жизни: «Достигнув дверей, прежде недоступных для меня, – словно вся сила, раньше возбранявшая мне, теперь расчищала мне путь, – я вошла без труда и, оказавшись внутри святого места, сподобилась воззреть на Животворящий Крест и увидела Тайны Божии, увидела, как принимает покаяние Господь».
Обратившись на путь спасения, Мария не сразу стала святой. Ей надлежало пройти еще многие испытания и преодолеть великие соблазны. Рассказ преподобной о своих искушениях в заиорданской пустыне, куда она по повелению свыше удалилась от мира, опять же детален и реалистичен, как и повествование о греховном периоде ее жизни. Подвижница рассказывает, что в течение 17 лет, как она пришла в пустыню, она прожила «среди тысячи опасностей»: ее тянуло к прежнему образу жизни, развлечениям и удовольствиям; блудные помыслы терзали ее, страстный огонь то и дело вспыхивал в ее сердце. Она боролась со страстями как с дикими зверями. Не в человеческих силах устоять перед таким мощным диавольским напором, но Бог, как показывает нам житие, укреплял святую в ее борьбе. Рассказ об искушениях преподобной Марии являет нам действительное соработничество человека и Бога в духовной брани. Тут мы видим и колоссальные усилия воли подвижницы отвергнуть соблазны и порочные страсти, видим и присутствие Божией благодати, озарявшей истощенную отшельницу и дающей ей блаженный покой от искушений.
Находим мы и более того: связующим звеном человеческой и Божественной воли нам предстает икона Богородицы в сознании подвижницы: отшельница Мария всем наветам лукавого противопоставляет Марию Деву – тот Образ, к которому она всеми силами стремится, свою Поручительницу, Которой она обещала вести новую жизнь, выполнить вверенное ей задание. Присутствие образа Матери Божией в душе преподобной Марии – это и присутствие Бога в ее жизни, укрепляющее и преображающее ее; это и предельная выраженность всех ее устремлений – соответствовать образцу подлинного Человека, подлинной Марии.
Фигура старца Зосимы продолжает оставаться весьма заметной на всем протяжении жития преподобной Марии. Уже говорилось, что история святой Марии Египетской открывается вопросом этого монаха, умудренного чтением святых книг, аскезой и годами: «Есть ли на земле монах, могущий оказать мне пользу и передать мне нечто новое, такой вид подвига, которого я не знаю и не совершил?» Из жития преподобной Марии мы получаем не просто однозначный ответ – да, есть подвижники и более великие. Мы замечаем и некоторую порочность вопроса Зосимы. Во-первых, нам дается понять, как относительна, условна человеческая мера в области духовного. Никакие внешние критерии не могут обеспечить праведность человека пред Богом. Идеальный (формально) монах Зосима меркнет перед личностью бывшей блудницы, некнижной отшельницы – той, кто нашла в себе дерзновение воззвать к Богу из глубины греха и утвердиться в Слове Божием с помощью Самого Бога. Преподобная Мария осуществляет восхождение к святости всецело в Боге, не опираясь в своем духовном возрастании ни на одну ступень внешней «церковной лествицы» (традиции и каноны).
После периода искушений-испытаний Мария обретает блаженный покой в Боге, но в этом, ангельском состоянии она проявляет себя и как земной человек: запрещает Зосиме рассказывать о ее житии, пока она не оставила временную жизнь, противится старцу оказать ей почтение, желает принять Святые Дары из рук иерея, просит за себя молитв, беспокоится о церквях, царях, народе. Несмотря на то, что преподобная отреклась от мира, она не обособляется ни от земной Церкви, ни от грешного человечества. Даже при упоминании о чудесах, совершаемых преподобной, у читателя не складывается впечатления совершенной отстраненности святой Марии от земного бытия: она продолжает оставаться человеком на земле, будучи в то же время небожителем.
Мария не искала идеального образа жизни, но взыскала Самого Бога, в Котором и достигла совершенства
Однако тайна ее святости, ее преображенного благодатного состояния заключена только между ней самой и Тем, Кому она посвятила свою жизнь. Во Христе преподобной Марии дан весь мир, она ни в чем отдельном не нуждается, все имея в сопричастии Богу: «Питаюсь я и покрываюсь словом Бога, Владыки всяческих». Стяжав «ум Христов», подвижница имеет совершенное познание обо всем: «Книгам никогда не училась. Не слышала даже никого поющего или читающего их. Но Слово Божие, живое и действенное, само учит знанию человека». Несомненно, эти слова преподобной не просто свидетельство ее благодатного, одухотворенного состояния, к которому она пришла спустя 17 лет духовного борения в пустыне. Это и назидание старцу Зосиме, дерзнувшему считать себя совершенным на основании следования некоей традиционно-правильной жизненной стезе, на которую он был поставлен уже с младенчества. Мария же не искала идеального образа жизни, но взыскала Самого Бога, в Котором она и достигла совершенства.
Суть этого назидания помогает понять замечательный богослов, аскет и подвижник преподобный Максим Исповедник. Он выделяет в познании Христа знание Христа по плоти – это знание Бога, опосредованное буквой, текстом, обрядом, историей, традицией. Знание Христа по плоти – несовершенное, так как несовершенно «плотское» измерение само по себе. Здесь Слово Божие присутствует, но не напрямую, а преломляясь сквозь толщу языковых, культурных и прочих человеческих напластований. Несовершенен в познании Божественного тот, кто знает Христа только по плоти, пусть он знает все церковные догматы, каноны, текст Священного Писания. Дело в том, что человеческий язык (какой бы он ни был) не может выразить Слово Божие безукоризненно, во всей полноте. В полной же мере, совершенно Слово Божие выражается Само из Себя, в Духе, а быть сопричастным Духу – удел тех, кто стремится к Живому Богу сквозь множество отблесков и образов Божественного Слова в сфере «человеческого»; стремится зреть Слово Божие непосредственно, прикоснуться своим умом к Божественному Слову, сняв с Него покровы, окутывающие Его. Именно об этом, по мысли преподобного Максима, свидетельствует апостол Павел: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5: 16)[1]. Знание Слова Божиего таковым, каково Оно есть, преподобный Максим называет знанием Христа Воскресшего. Это знание может осуществляться только в личном опыте, в отличие от знания Христа по плоти, доступного всем.
Подвиг преподобной Марии превосходит аскезу Зосимы именно своей всепобеждающей устремленностью к Воскресшему Христу; это уже даже не подвиг как набор каких-то самоотверженных действий, это состояние предельной открытости Богу, Его действию, которое делает возможным любой подвиг, любое действие во имя Творца.
Искренне убежден, что на удивительной службе «стояния Марии» можно ощутить, осмыслить, понять суть христианского подвига, со-стоя преподобной Марии в ее пламенно-дерзновенном устремлении к Спасителю, взыскивающему душу грешника.

Священник Максим Приходько

Православие. ru

Подробнее →
Exemple

2-3«В сентябре 2015 года мы принимали новостройку и понимали, что освящение образовательного комплекса — это не просто желание, а потребность души», — рассказывает старший методист Мария Анатольевна Карасева. — «На уровне руководства школы и по согласованию с педагогическим коллективом было принято решение пригласить управляющего викариатством архиерея. И освящение состоялось».
В Новомосковском административном округе это одно из старейших общеобразовательных учебных заведений, которому в этом году исполняется 85 лет.
Викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископу Воскресенскому Савве сослужили благочинный Ильинского округа протоиерей Евгений Сизов и настоятель храма Преображения Господня в Коммунарке иерей Иоанн Цьока.
По завершении чина освящения архиерей обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором пожелал администрации и всему педагогическому составу помощи Божией в нелёгком, но таком необходимом учительском труде, здоровья и крепости духа.
На молитвенную память епископ Савва преподнес в дар школе икону Божией Матери «Семистрельная».
Со словом благодарности к Преосвященному Владыке обратилась директор школы Ольга Николаевна Афанасьева. Она также выразила надежду, что это событие принесет добрые плоды и в будущем сотрудничество продолжится.
2-2Епископ Савва пригласил преподавателей и учеников 4-х классов, которые изучают Основы православной культуры, в мае с экскурсией посетить Новоспасский монастырь г. Москвы. Ребята смогут познакомиться с архитектурой древнейшего монастыря, побывать в музее-усыпальнице бояр Романовых.
В школе на сегодняшний день также проводится работа по созданию музея.
Как рассказала Мария Анатольевна Карасева, он будет посвящен военно-патриотическому воспитанию. Часть экспозиции музея составят письма с фронта и письма близких к солдатам. «В одном из писем матери к сыну есть такие слова: «Господь тебе, сынок, поможет!», — продолжает рассказ Мария Анатольевна. — Дети с большим трепетом относятся к этой теме».
В ГБОУ «Школа № 2070» обучаются 498 учеников. В 4-х классах в рамках предмета ОРКСЭ преподают Основы Православной культуры. Параллель 4-х классов составляют три класса наполняемостью по 25 человек.
«В этом году из 75 родителей четвероклассников модуль ОПК для своих детей выбрали 50 человек. Когда мы готовимся к Рождеству и Пасхе, приятно, что дети имеют представление об истории церковных праздников, традициях нашего народа», — отметила старший методист.
В нашей стране живут люди разных национальностей. У каждого народа — свой язык, обычаи и традиции.
В этот день много говорилось о воспитании. Но духовенство и преподаватели едины в том, что важнее всего прививать детям любовь ко всем и к каждому в отдельности, независимо от вероисповедания.

Викариатство Новых территорий г. Москвы

Подробнее →
Exemple

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Воскресенский Савва возглавил Божественную Литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке г. Москвы.
Преосвященному Владыке сослужили: благочинный храмов Петропавловского округа игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма свв. равноапп. Мефодия и Кирилла на Дубровке; протоиерей Леонид Наземнов, клирик храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.
По окончании евхаристического канона епископ Савва рукоположил иподиакона Александра Курицына в сан диакона.
По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Леонид, рассказав об истории и значении одного из двенадцати великих праздников, который принято считать началом или главизной нашего спасения.
По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Владимир Макеев обратился к епископу Савве со словом: «Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Савва! Сегодня в нашем храме святых просветителей славянских народов равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, под Вашим святительским омофором была совершена Божественная литургия. Мы причастились Святых Христовых Таин и прославили Царицу Небесную. И это великая радость для нас.
Патриаршее подворье начало свое «дыхание» еще в 2012 году, когда Вы освятили временный храм в честь иконы Божией Матери «Иверская». Мы славили Бога и дождались Великого освящения, которое было совершено Святейшим Патриархом Кириллом в октябре прошедшего года. Сегодня, спустя почти четыре месяца, мы вновь совершаем прославление Христа и Его Пречистой Матери в этот святой и спасительный день.
Мы благодарны, что Вы нашли время прийти сегодня к нам. В немощи, как известно, совершается Сила Божия, и наш приход понемногу набирается сил, чтобы славить Бога, заниматься миссионерской деятельностью, помогать людям, нуждающимся в этой помощи. Но молитва совершается здесь с того дня, когда Вы освятили наш храм.
От лица клира и прихожан нашего подворья благодарю Вас за отеческую любовь, которую мы все чувствуем, и за то, что Вы всегда о нас молитесь. И мы усердно молим Царицу Небесную, чтобы под Ее омофором мы спасали свои души, чтобы любовь распространялась между нами, и чтобы Господь нас миловал и утверждал Свою Истину в наших душах и сердцах».
Епископ Савва передал настоятелю и прихожанам храма благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелал помощи Божией в их нелегком, но благословенном труде. «Этот храм Божий является первым, который был заложен, возведен и освящен Святейшим Патриархом Кириллом в рамках Программы по строительству храмов в Москве», — отметил архиерей. — «Милостью Божией, этот храм стал первым по времени строительства и осуществления проекта. Надеюсь, что здесь будет создана прекрасная община, в которой каждый сможет получить благодатное утешение».
«Сегодня была совершена хиротония над Александром, теперь уже диаконом Александром. Благодатью Божией он получил первую степень священства», — продолжил Преосвященный Владыка. — «Я хотел бы в этот знаменательный день его малой Пятидесятницы поздравить отца-диакона от имени всех здесь присутствующих братьев и сестер, которые молились сегодня за его хиротонией». «Помни, что диаконское служение — ответственное служение, — сказал епископ, обращаясь к новохиротонисанному диакону». — «Ибо по твоему настроению, по тому как ты выходишь к людям, будет молиться весь храм. Твоя обязанность — призывать к молитве всех, кто находится в храме. Твой поднятый орарь означает призыв всех к молитве, а вместе с тем — это символ ангельского крыла. Крыло у ангела символизирует, что он быстро, ежесекундно, исполняет волю Божию. Поэтому я хотел бы, чтобы ты, совершая свое служение во Влахернском храме района Кузьминки, зарекомендовал себя как добрый диакон, и получил, милостью Божией, и вторую степень Благодати священства», — заключил архиерей.
Затем епископ Савва обратился к пастве с праздничным приветствием и архипастырским словом.

Подробнее →
Exemple

Во всей истории человечества было, пожалуй, две самые важные для него вести: о том, что Христос родился, и о том, что Он воскрес. Но еще раньше Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении от Неё Спасителя мира. Праздник Благовещения Богородицы празднуется всегда 7 апреля (по новому стилю) ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Описание Благовещения – это самое первое упоминание о Деве Марии в Евангелиях. Несмотря на то, что слово «евангелие» в переводе с греческого тоже означает «благая весть», о самом событии Благовещения написал только апостол Лука. Он же считается первым иконописцем, создателем первой иконы Девы Марии. Оригинал не сохранился, зато самый древний ее список – по преданию, это Владимирская икона Богоматери – одно из самых почитаемых в России изображений Пресвятой Богородицы.
Неизвестно, что делала Дева Мария в тот момент, когда Архангел Гавриил, посланный Богом, принес Ей радостную новость. По одному предположению, Она пряла пурпурную пряжу для завесы Иерусалимского храма, по другому – шла за водой к колодцу, по третьему – читала книгу пророка Исаии. Впрочем, это и неважно. Важно, что сказал ей Архангел. Как повествует евангелист Лука, «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28).
Предание церковное говорит нам о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии приносили Ей утешение и наставляли Её. Именно поэтому, когда Ангел явился Ей на этот раз, Мария не испугалась самого появления небесного посланника, но пришла в недоумение от его слов, поскольку Ей, давшей обет девства, выйти замуж и родить сына было совершенно невозможно. Увидев ангела, Богородица «смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 29-33).
Дева Мария, как известно, от рождения была посвящена Богу, а Ее муж, старец Иосиф, обещал оберегать Ее девственность. Потому Она спросила у Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На что Гавриил сказал, что зачатие это будет чудесным: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 34-35).
Гавриил привел в пример двоюродную сестру Марии, праведную Елисавету, которая за несколько месяцев до Благовещения зачала ребенка – притом, что была в таком преклонном возрасте, в котором не позволяет рожать детей даже современная медицина. «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37), – сказал Архангел. У праведной Елисаветы и ее мужа священника Захарии родился сын, которого назвали Иоанн и который стал впоследствии никем иным, как Иоанном Крестителем.
Мария – самая чистая и праведная из людей, живших на Земле, тем не менее не считала себя достойной такой высокой миссии. Увидев же в словах Архангела Божью волю, Она сказала: «Вот, Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие. Неслучайно святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех христианских праздников.
Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия – в природе и в жизни людей. С ним связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток птиц на волю.

Подробнее →
Exemple

Соборование – это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15).

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет воля Божия. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов, но не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые человек осознаёт и старается преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!). Совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний.

Таинство может происходить как в храме, так и в других местах. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего – на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

К сожалению, у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания”, что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек становится на грань разочарования.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Отдельно следует сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4; 7). Это “мнения”, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.п. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. В некоторых местах существует практика омовения (то есть смывания) святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания.

К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов.

После того, как Соборование совершено, рекомендуется оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верой и благоговением. Оставшийся елей можно также просто налить в лампадку.

Подробнее →
Exemple

29 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Московскую городскую Думу.

Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к присутствующим, а затем ответил на вопросы депутатов и членов Молодежной палаты при Мосгордуме.

«Я отношусь к числу тех, кто считает, что к переименованию нужно относиться очень осторожно. Переименование — дело всегда непростое. Некоторые просто привыкают к каким-то именам. Кроме того, этот процесс связан с материальными затратами, и массовые переименования всегда будоражат людей и создают лишнее напряжение в обществе», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Но вот о чем мне все-таки хотелось бы сказать. Нельзя, чтобы в городе, в его топонимике сохранялись имена преступников и террористов. Я имею в виду Войкова. Совершенно непрофессионально был проведен этот опрос. Никто ничего не мог отследить — кто, сколько раз и какие кнопки нажимал. Даже если бы такой опрос прошел и пятьдесят с чем-то процентов сказали «да не трогайте, привыкли мы, не беспокойте»? Но если место названо в честь того, кого можно прямо назвать убийцей и террористом, то что это будет означать для молодых людей, которые узнают о жизни этого человека? А его имя увековечено в названии станции метро и еще где-то. Вот такие имена нужно убирать», ― подчеркнул Предстоятель.

«Я против сноса памятников. Все это должно делаться разумно. Но нельзя в угоду совершенно бесчувственному, утилитарному отношению людей к этой теме не идти на шаги, имеющие очень большое нравственное значение. Не надо повторять то, что сейчас делается в соседней стране, ― продолжил Патриарх. ― Но разумное изменение названий — это то, что формирует нравственное состояние общества и, если хотите, формирует национальную идею. Это не значит, что все относящееся к советской эпохе нужно переименовывать, как опять-таки соседи делают, ведь имена тех, кто служил Отечеству, кто работал на страну, вне зависимости от политической системы, нужно сохранять. Это достойные люди, мы знаем многих военачальников, академиков, писателей, простых рабочих, и упаси Бог касаться их памяти. Но это не значит, что со словами «не трогайте эпоху» можно сохранять имена тех, кто запятнал себя невинной кровью».

Московская (городская) епархия

Подробнее →