Добрыня (воевода)

Добрыня — воевода Владимира I Святославича, брат матери его Малуши[1], по некоторым указаниям, сын Малка Любечанина Мсиши-Люта (Мстислава Лютого) Свенельдича[2]. Считается возможным прототипом богатыря Добрыни Никитича.

Содержание

Биография

Когда в 970 году великий князь Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим.

Отправляясь в 979 году из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать её за Владимира. Ответ Рогнеды: «Не хочу я за робичича», сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью».

Сделавшись единовластителем, Владимир поставил посадником в Новгороде Добрыню, который, по примеру племянника, поставил там в Перыни у берега Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 году, он ходил вместе с Владимиром водой на богатую Волжскую Болгарию. Мир с болгарами заключён был по совету Добрыни, который говорил, что такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников.

Что касается участия Добрыни в крещении новгородцев, то его, кажется, нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределённы и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». Согласно этим известиям жрец Богомил по прозвищу Соловей возмущал своих сограждан-новгородцев против новой, христианской веры и был побеждён посадником Воробьём Стояновичем[3]. Однако Н. М. Карамзин считал приведённую Татищевым историю крещения Новгорода выдумкой[4].

Некоторое время спустя новгородским посадником стал сын Добрыни — Константин Добрынич.

Семья

По Д. Прозоровскому[5] и Шахматову (сведения о своих предках дали авторам Начального свода Вышата и Ян Вышатич)

  1. Малк Любчанин
    1. Малуша
    2. Добрыня
      1. Константин Добрынич
        1. Остромир + Феофана
          1. Вышата
            1. Путята Вышатич
            2. Ян Вышатич + Мария
              1. преп. Варлаам

Примечания

  1. Добрыня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Хорошев А. С. Добыня \\ Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007. по ред Янина В. Л.
  3. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  4. Карамзин Н. М. История государства Российского. — Т. 1. — С. 290—291, прим. 463.
  5. «О родстве святого Владимира по матери», в «Записках Императорской Академии Наук», V

Литература

Ссылки

  • Анатолий Членов. По следам Добрыни
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Добрыня (воевода).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29