Дожинки

Статья — о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Успение Богородицы
Дожинки
Последний сноп. Фото начала ХХ в.
Тип народно-православный
иначе Спожинки, Досевки, Земля-именинница, Большая пречистая
также Успение (христ.)
Значение Окончание жатвы хлебов
Отмечается восточными и западными славянами
Дата 15 (28) августа
Празднование завивают «бороду» из колосьев, чествуют последний сноп, мирская складчина[1][2]

Дожи́нки, Успе́ние[3] — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, выпадающий на 15 (28) августа. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу.

Содержание

Другие названия

Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Обжинки, Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Икону Софии, Премудрости Божией (Новгородской); иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерской, Овиновской, Псково-Печерской, Семигородной, Пюхтицкой; иконы Божией Матери: Ацкурской, Цилканской, Владимирской-Ростовской, Моздокской, Гаенатской, Чухломской, Сурдегской, Тупичевской, Влахернской, Бахчисарайской.

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» — Волосу, велету, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»:

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной[4].

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль[5]. Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе[6].

В некоторых местах последний сноп связывают специальным свиточком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп — «именинник», он пользуется особым почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками. После из колосьев сплетают венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречается мужчина или хлопец, девушка снимает венок и надевает ему. Остальные прыгают вокруг и поют, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевает венок хозяину на голову. Все входят в хату, где уже ждёт ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевают:

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки!
Диво, диво!

До краю дожнёмся —
Меду мы напьёмся!
Диво, диво!

Наш хозяин Савостень
Даст гарэлки берестень!
Диво, диво!

Хозяйка-тетеря
Поставит вечерю!
Диво, диво!

Наварила буряков,
Насыпала червяков!
Диво, диво!

Наварила каши,
Насыпала сажи!
Диво, диво!

Наиболее рельефно товарищеское начало проявляется в таких толаках или выжанках, во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят…[1]

Иные обряды

В этот день святят жито и всё что растёт на поле, а также цветы.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно»[7]. В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба[8].

В дожинки же, как в весенние вечера, собираются парни и девушки под открытым небом. Тут никакой не занимаются работою, но одними забавами и играми, пением песен и пляскою под музыку. На дожинки нередко собираются пожилые, чтобы полюбоваться юной резвостию; молодые женщины приходят украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В некоторых местах в осенины отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Ч. Петкевич. «Рябиновая ночь бывае меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая»[9].

Поговорки и приметы

«У по́ли дажы́ночкы, ў до́ми радзи́ночкы» (полес.). Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) )[1]. Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое. Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается. С Успенья солнце засыпает. Успение провожай, осень встречай. От Троицы до Успения хороводов не водят. «Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.). Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.). Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.). До Успенья пахать — лишнюю копну нажать. На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить. В осень и у воробья пиво. «Спажá — хлеба дзяжа» (белорус.). «Пéрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.). «Пéрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливáє, Третя — снíгом укриває» (укр.). В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.).

«Дожинки» в России, Польше и Беларуси

В России праздник проводится в Вологодской области[источник?].

В Польше фестиваль «Дожинки президентские в Спале» проходил ежегодно с 1927 по 1938 годы в Спале. В послевоенный период в Польше проводились «Центральне Дожинки» (1946, 1949, 1968, 1971 годы; в 1973—1980 годах проводились ежегодно в разных городах). В 2000 году были возрождены «Дожинки президентские».

В Беларуси ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дожинки“» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі Дажынкі[10]). В республиканском масштабе в Беларуси его начали отмечать с 1996 года. В средневековье в западной Беларуси по традиции в деревнях в последний день жатвы самая уважаемая женщина отправлялась в поле. С первыми лучами солнца она приступала к жатве. Далее к ней подтягивались и остальные женщины деревни. Когда был собран последний сноп, каждая из участниц жатвы откладывала по одному колоску для общего дожиночного снопа. После этого происходило торжественное шествие всех участников дожинок с дожиночным снопом к дому хозяина, где начинался праздник.

Места проведения республиканского праздника[значимость?]

Примечания

  1. 1 2 3 Коринфский, 1995
  2. Сахаров, 1885
  3. Деревенские святцы. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  4. А я, молода, не ленивая была // Шангина И. И. Русские девушки — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  5. Толстая, 2005, с. 94
  6. Александров и др., 1999
  7. Толстая, 2005, с. 93
  8. Хроника Саксона Грамматика, XII в.
  9. Агапкина, Топорков, 1989
  10. Дожинки.
  11. В Пружанах «Дажынкі» — в Минске Ярмарка
  12. «Дажынкі-2008» в Орше
  13. «Дажынкі-2009» пройдут в Кобрине
  14. Туризм в Беларуси: Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынки-2009»
  15. Республиканский фестиваль-ярмарка «Дажынкі-2010»
  16. «Дожинки-2013» будут проведены в Гомеле
  17. Косинец на субботнике: Буду просить президента провести в Витебске «Дожинки»

Литература

  • Агапкина Т. А. Топорков А. Л. Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. — М.: Наука, 1989.
  • Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3
  • Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян — М.: Hаyка, 1981.
  • Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Изд-во МГУ, 1885. — 245 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X
  • Хроника Саксона Грамматика, XII в.
  • Шангина И. И. Русские девушки — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-352-02194-1.

Ссылки

  • Дожинки // Российский этнографический музей
  • Дожиночный сноп // Российский этнографический музей
  • Православный календарь

См. также

Дожинки.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29