Троицын день

Троицын день
Е.А. Елисеев «Невесты. Троицын день» 1907.
Тип народно-православный
иначе Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Гулино (костром.)
также День Святой Троицы, Пятидесятница (христ.)
Значение проводы весны, встреча пролетья
Отмечается славянами, христианами
Дата 50-й день после Пасхи, воскресенье
В 2012 году 3 июня
Связан с Вознесением, Пасхой (Велик-днём)

Тро́ицын день — день народного календаря, отмечаемый в 10-й день с Вознесенья или в 50-й день с Пасхи (Велик-дня). Праздник всегда приходится на воскресенье. В некоторых местах, вопреки церковному календарю, Троицу отмечали после Духова дня — во вторник.

Содержание

Другие названия дня

Троица, Троица-Богородица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (воронеж.), Гулино (костром.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Зелянец» (белорус.), Турица (галиц.), «Turice» (словац.) – Турица, «Letnice» (чеш.) – Летница, Духов день (серб.), «Богородица Русалија» (серб.), Пятидесятница.

Церковные традиции

В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.

Славянские обряды

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик, Троицкую субботу и сам Троицын день[1]. В целом праздники назывались «Зелёными святками»[2]. Хотя иногда Зелёными святками называли только Семик[3], а иногда Троицкую неделю[4].

Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XV в. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX в. полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком[5], в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье[6]. В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды («майское дерево», «встреча русалок»). «До принятия христианства этот праздник отмечался на протяжении шести дней — три дня перед седьмым после Пасхи воскресеньем и столько же на следующей неделе»[7].

Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы»[8]. Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли[7].

В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах 1-го мая по ст. ст. на Еремея-запрягальника). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.

Файл:Арка из берёзок для кумления.jpg
Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях. 2008 г.

Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды[9]. Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка — символа девичества[10].

В Белоруссии одна из самых уважаемых в деревне женщин собирала в берёзовой роще девушек предсвадебного возраста, и родители каждой из них решали — отпустить дочь для посвящения или пока ещё подождать. Какого-то определенного возраста не было: каждые родители сами решали, в каком возрасте их дочь готова к свадьбе[11]. Девушки, собираясь в берёзовой роще, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки становились в пару, проходили под берёзами, которые были свиты в виде арки, обменивались колечками, украшениями, поясами и называли друг друга кумой.

Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу — только девушки, а на Петров день — девушки с парнями. В южно-русских районах (Калужская, Орловская, Курская, Костромская, Тульская, Брянская губернии) кумление девушек сопровождалось «крещением кукушки»[10].

Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черемухи, воткнутую в землю. Причем в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего. «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года[10].

В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение[12], Семик, Троицу, Духов день или Петра-Павла.

Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста)[13].

В ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, залучая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного. В троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц.

На Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки[14].

Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы»[15]. Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она осмысливалась как последний день разгула русалок, в других — как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые, которых называли «дяды». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

В белорусском Полесье на Троицкой неделе обливают друг друга водой. «Абливаха на траецкай неделе, у святках, абливалися вадой, шчоб дошч шоў»[16]. Также поступали и в Воронежской области: «Обливались водой. Это делали для того, чтобы пошёл дождь»[17].

В Словакии выбирались троицкие короли (в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVII в. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила и руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уваженнем со стороны односельчан[18].

Поговорки и приметы

Троица с кормом. Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом. В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. От Троицы до Успения хороводов не водят. Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья. «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок» (воронеж.). На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли ещё им быть в доме отца — сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать ещё замужества. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу. На Троице дождь — много грибов. Если на Троицын день идёт дождь, то в продолжение лета будет много мышей. В этот день освящают колодцы. Молодой месяц пологий — весь лунный месяц (до следующего новолуния) — дождь. «На Зелянец вясны канец» (белорус.). «На Зелянец — хлебу канец» (белорус.). «Иди, зима, до Кучева, ужэ ты нам докучила. Иди, зима, до Кракова, придёш до нас однакова» (белорус.). «Трийца жывэ так: сим ныдиль посту, высим ныдиль высны» (полесье). Семик и Троица одно и тоже (воронеж.). Семицкая неделя после Троицы, Семик на третий день бывает (воронеж.). Троица троицей, а трёх свечей на стол не ставят.

См. также

Примечания

  1. Виноградова, 2001, с. 540
  2. Чистов, Чистова, 1984, с. 126
  3. Максимович, 1856, с. 89
  4. Агапкина, 2002, с. 345
  5. Александров и др., 1999, с. 636
  6. В некоторых селах Староосколького района Белгородской области праздника «Троица» не отмечали, а в Троицкое воскресенье справляли «Семик»
  7. 1 2 Скуратівський, 1995
  8. Пашина, 1998
  9. Шангина, 2003, с. 128
  10. 1 2 3 Соколова, 1979, с. 200
  11. Котович, 2010
  12. Пухова, Христова, 2005, с. 103
  13. Громыко, 1991, с. 345
  14. Афанасьев, 1995, с. 366
  15. Толстая, 2005, с. 51
  16. Толстая, 2005, с. 159
  17. Пухова, Христова, 2005, с. 106
  18. Хорватова, 1989, с. 166

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — ISBN 5857591420
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1. — 1221 с. — ISBN 5857591420
  3. Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — 695 с. — ISBN 86-7494-025-0  (серб.)
  4. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2
  5. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III. / Сост. Пухова Т.Ф., Христова Г.П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  6. Котович Оксана Кольца судеб: Как правильно выбрать дату свадьбы?/ TUT.BY, 26.04.2010
  7. Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. — М: Типография Александра Семена, 1856.
  8. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. — М.: Государственный институт искусствознания, 1998. — 56 с.
  9. Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 828 с. — (Народы и культуры). — ISBN 5-02-009558-3
  10. Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-000650-6
  11. Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0  (укр.)
  12. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
  13. Толстая С. М. Полесский народный календарь. Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X
  14. Хорватова Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян // Славянский и балканский фольклор. Институт славяноведения и балканистики Академии наук СССР / Отв. ред. Н. И. Толстой. — М.: Наука, 1989. — 272 с. — ISBN 5-02-011351-4
  15. Русская народная поэзия: обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста: К. В. Чистов, Б. Е. Чистова. — Л.: Художественная литература, 1984. — 526 с.

Троицын день.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29