Петровское заговенье

Перейти к: навигация, поиск
Петровское заговенье
Тип народно-христианский
Иначе Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье
также Собор всех святых, в земле Российской просиявших (церк.)
Значение окончание весны и начало лета
Отмечается славянами, христианами
В 2014 году 15 июня в РПЦ
Празднование молодёжные гулянья
Связан с следующее за Троицей воскресенье

Петровское заговенье (Всесвятское, Русальное, Русальское, Русалкино, Ярилино, Крапивное[1], Яишное[2] (вологод.) заговенье), праздник, посвящённый проводам весны, приуроченный к следующему после Троицы воскресенью — накануне Петрова поста.

Славянские обряды

Петровское заговенье, заканчивавшее весну и открывавшее дорогу лету, рассматривалось как рубежный день в жизни природы и людей и оформлялось ритуалами, связанными с идеей умирания и воскресения.

На Руси в этот день проходили молодёжные гулянья, в которых принимали участие также молодые мужчины и женщины. Гулянья начинались с раннего утра или с обеда, продолжались до позднего вечера, а иногда шли всю ночь. Местом их проведения были обычно берега рек и озёр, где разводили костры, устраивали трапезы. Парни и девушки купались, мужчины и женщины принимали угощение, переходя от костра к костру. После захода солнца все раздевались и купались вместе. Затем старшие уходили домой, а молодежь продолжала гулять и развлекаться до самого утра.

В Новгородской губернии парни и девушки веселились весь день, а на закате шли с цветами и травами за околицу, обходили её кругом, а затем направлялись к полю. В момент, когда солнце скрывалось за горизонт, все становились на колени, кланяясь земле и восклицая: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!». Затем с песнями шли на берег реки, где водили хороводы. Подобный обряд проводился и во Владимирской губернии, где прощаться с весной отправлялись все жители деревни во главе с девушками и молодыми женщинами.

В этот день в разных районах проводились обряды похорон-проводов русалки, соловушки, Горюна, Ярилы, Костромы, Чехони и т. д. Молодёжь изготавливала из соломы и старых вещей чучело (иногда с подчеркнутыми признаками пола), затем с плачем, причетанием и криком несли его к реке или на поле и там топили его или, разрывали на мелкие куски, разбрасывая их по полю[3][4].

См. также

Примечания

Литература

  1. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
  2. Народная Русь. — Смоленск: Русич, 1995. — 656 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  3. Петровское заговенье // Русский образ жизни / Платонов О. А.. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 424. — ISBN 978-5-902725-05-3.
  4. Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.

Ссылки

Петровское заговенье.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29