Происхождение честных древ Животворящего Креста

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста
Тип религиозный
иначе Медовый (Первый) Спас
Установлен в IX веке в Константинополе как местный, в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных церквах
Отмечается в Православной церкви
Дата 1 (14) августа
Связан с началом Успенского поста

Происхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού), также Медовый (Первый) Спас — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Содержание

История установления праздника

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII—XIII веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает о истории установления праздника следующее:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста.[1]

«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова):

А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям.

В церковном календаре

1 августа в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году[2][3]. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами. Поэтому праздник мог быть установлен и им.

Богослужение

Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня на источник (уральская икона, XIX век)

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Крестопоклонной Недели (3‑я Неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебой практике РПЦ накануне (то есть 31 июля) вечером совершается вечерня и утреня (малая вечерня, которая должна служиться, согласно Уставу, до вечерни, в современной приходской практике (и в большинстве монастырей) не отправляется). Пред вечерней, в таком случае, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной Недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вчерни.

На утрене Евангелие читается в алтаре, по Евангелии поётся «Воскресение Христово видевше» — вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем по чтении Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия, при пении Трисвятого, настоятель совершает каждение престола (трижды) и при пении «Святый Боже» в третий раз (погребальным распевом) износит Крест на голове с возду́хом, в преднесении 2‑х светильников, северными дверьми (иконостаса); остановившись на амвоне, возглашает «Премудрость прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Крест на аналой. Совершается троекратное поклонение (земные поклоны) Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»; поются особые стихиры, во время которых предстоятель совершает помазание народа елеем.

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда.

По традиции принятый для праздника цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).

См. также

Примечания

  1. Православие и современность, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
  2. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»).
  3. Сказание о иконе Богоматери Владимирской.

Ссылки

  • Протоиерей Александр Кравченко, Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Семи мучеников Маккавеев

Происхождение честных древ Животворящего Креста.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29