Щепкин, Михаил Семенович

Михаил Щепкин
Имя при рождении:

Михаил Семёнович Щепкин

Дата рождения:

6 (17) ноября 1788

Место рождения:

село Красное, Обоянский уезд Курская губерния ныне Белгородская область

Дата смерти:

11 (23) августа 1863

Место смерти:

Ялта

Гражданство:

Российская империя

Профессия:

актёр

Карьера:

1805-1863

Направление:

театр

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния[1] — 11 (23) августа 1863, Ялта) — русский и украинский актёр, один из основоположников русской актёрской школы, отец Дмитрия Михайловича Щепкина и Николая Михайловича Щепкина, дед Евгения Николаевича Щепкина.

Содержание

Биография

М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.

С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Судженском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове (юго-запад Россиийской империи). В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.

После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре[2].

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:

«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями»[3].

Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»[3]. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.

могила М. С. Щепкина на Пятницком кладбище Москвы (22 уч-к)
надпись на надгробном камне

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.

Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.

В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; затем писал ему:

Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда Бог знает, чья бы взяла

Кучина А. В. Михаил Семенович Щепкин // Московский журнал. — 2005. — № 7. — С. 37. — 0868-7110.

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Роли в театре

Домашний театр

Театр братьев Барсовых, г. Курск

Полтавский театр

Малый театр

Многие постановки шли на сцене московского Большого театра, поскольку это была единая труппа — московское отделение Императорских театров.

Увековечение имени

Щепкинское театральное училище
дом-музей в Москве
ул. Щепкина, 47
Мемориальная доска в Курске на «Доме офицеров»

Интересные факты

Драматург А. Н. Островский (1823—1886), актёры М. Н. Ермолова (1853—1928), П. С. Мочалов (1800—1848), М. С. Щепкин (1788—1863) и П. М. Садовский (1818—1872). Почтовая марка СССР 1949 г.
  • М. С. Щепкин был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых[9].
  • Жена Е. Д. Щепкина была турчанка, в двухлетнем возрасте подобранная русским солдатом при осаде Анапы в 1791 году[10].

Примечания

  1. ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области
  2. Тульский государственный академический театр драмы
  3. ↑ М. С. Щепкин в энциклопедии «Кругосвет»
  4. пьеса переведена Аксаковым специально для Щепкина
  5. роль написана специально для Щепкина
  6. пьеса написана для бенефиса Щепкина в 1849 году, но была запрещена цензурой
  7. ↑ М. С. Щепкин в энциклопедии «Москва»
  8. В доме с 1859 года жила семья М. С. Щепкина.
  9. Гиацинтова С. В. Жизнь театра. М., 1963. С.152-157
  10. Виктор Афанасьев. Жуковский. Москва. Молодая гвардия. 1987 стр.6

Литература

  • Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979
  • Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества. М., 1966
  • Дерман А. Б. Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951
  • Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве, М., 1966
  • Имберх М. А. Выкуп артиста М. С. Щепкина из крепостной зависимости. 1818 г. // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 5. — С. 152—154.
  • Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1984
  • Тальников Д. Л. Система Щепкина. М. — Л., 1939
  • Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). Пг., 1920
  • Соболев Ю. В. Щепкин, Жизнь замечательных людей, 1933. — 160 с.
  • Шуберт А. П. Михаил Семенович Щепкин. Род. 1788 г., ум. 1863 г. // Русская старина, 1888. — Т. 60. — № 11. — С. 435—444.
  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М.: Искусство, 1989. — С. 237 - 301. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0

Ссылки

  • М. С. Щепкин в энциклопедии «Кругосвет»
  • М. С. Щепкин в энциклопедии «Москва»
  • М. С. Щепкин в БСЭ
  • М. С. Щепкин в библиотеки статей «WordArticles»

Щепкин, Михаил Семенович.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29