Авгар

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея
(икона X века из монастыря Святой Екатерины)

Абгар V (Авгарь) (арм. Աբգար Ե) — царь Осроены в 4 г. до н. э. — 7 г. н. э. и 13—50 гг. н. э., с прозвищем Уккама или Ухомо, то есть «чёрный». 15-й представитель осроенской династии Абгаридов, правителей Осроены, со столицей в Эдессе (Малая Азия). Осроенское царство было основано в 137 году до н. э. и было уничтожено при Каракалле в 216 году. Абгар V известен благодаря своей апокрифической переписке с Иисусом Христом.

Содержание

Свидетельства церковных историков

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци, Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого[1]. В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом. Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи «Doctrina Addaei» (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в 1876 году) и в различных греческих переделках.

По Евсевию, Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что его миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает по воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, продолжает Евсевий, апостол Фома послал в Эдессу Фаддея, одного из 70 апостолов, который доставил царю исцеление и распространил там христианство. При этом Евсевий не упоминает о получении Авгарем образа Христа.

Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV — началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа́).

Фреска из Армянской часовни Варага Св. Геворг с изображением Абгара держащего Нерукотворный образ

Критика

Decretum Gelasianum, приписываемый Папе римскому Геласию I (ум. 496) и в свою очередь имеющий споры относительно подлинности, относит Письмо к еретическим книгам. Учёные склонны относить принятие христианства только к эпохе его потомка Абгара IX Великого, который принял христианство в 200 году. Возможно, впоследствии было произведено удревнение принятия христианства, связанное с борьбой за авторитет «первого христианского государства».

См. также

Источники

Примечания

  1. Мовсес Хоренаци, История Армении — 24. О царствовании Аршама и первом частичном обложении данью Армении Римом; освобождение Гиркана и постигшие из-за этого род Багратуни беды 158. Аршам. Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Черный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн — «черный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», то есть Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы пред­шествовал Аршам. К этому, однако, мы должны добавить, что имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имен армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший городя Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. Кроме того, сохранились и монеты с упоминанием его имени.

Ссылки

  • Легенда об Авгаре

Авгар.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29