Алтай (транспортный коридор)

Прое́кт тра́нспортного коридо́ра че́рез за́падный уча́сток росси́йско-кита́йской грани́цы (Алта́й)

Транспортный коридор через Западный участок российско-китайской границы. Совокупность проектов трубопроводов, автодороги, железной дороги и ЛЭП.

Содержание

Описание

Проходит через горноалтайское плоскогорье Укок. Плоскогорье Укок расположено на юге Республики Алтай, на самом стыке границ четырех крупнейших государств Азии: России, Казахстана, Китая и Монголии. Со стороны Китая находится Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Со стороны Российской Федерации расположена Республика Алтай. Плоскогорье Укок лежит на больших высотах и климат его отличается суровостью. Среднегодовая температура на Укоке от −7 до −9 градусов. Зимние температуры под −50 градусов — не редкость для плоскогорья. Среднеиюльская температура — от +7 до +11 градусов. Основные перевалы, ведущие с Укока в Монголию (Улан-Даба, 2695 м), в Китай (Канас, 2650 м); в Россию (Теплый Ключ, 2906 м; Аккол, 2769 м; Богомуюс, 2844 м) — открыты лишь с мая по сентябрь. В любое время года легко проходим лишь перевал Укок, соединяющий плоскогорье с долиной реки Бухтармы в Восточном Казахстане (2519 м).

Внешние изображения
Схема предлагаемого маршрута из Новосибирска в Китай через территорию Казахстана

История

Россия и Китай, имея в Алтайском горном регионе общую границу протяжённостью 54,57 км, тем не менее не имеют прямого транспортного сообщения. В настоящее время этот участок российско-китайской границы не оборудован пунктами пропуска. В конце 1990-х годов российское и китайское руководство стали обсуждать планы строительства прямой дороги из Урумчи в Новосибирск через участок границы, проходящий в Республике Алтай. Руководство Китая неоднократно высказывалось о заинтересованности в строительстве дороги Урумчи — Новосибирск, с целью интенсификации отношений между быстро развивающимся Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Западной Сибирью[1]. По мнению китайской стороны, китайская сторона может завершить работы по строительству дорог до Канаса в течение двух лет.

В последние годы товарооборот между двумя странами увеличивается, в том числе не только через российский Дальний Восток, но и в западном направлении — из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в Западную Сибирь.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, граничащим с восемью странами, насчитывается 105 прямых международных автотранспортных маршрутов. На долю Синьцзяна приходится половина международных автотранспортных маршрутов Китая. В прошлом году валовой грузооборот по международным автомаршрутам района составил 610 млн тонно-километров, пассажирооборот — 120 млн человеко-километров.

Существующие маршруты

В настоящее время существуют слабо развитые транспортные коридоры из Западного Китая в Россию через Монголию и Казахстан. При этом монгольский коридор является инфраструктурно более слабым, чем казахстанский (об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что грузы из Синьцзяна в Россию отправляются через казахстанские переходы (Достык, Бахты, Майкапчагай, а не КПП Тайкишкен на китайско-монгольской границе)[2]. В сложившейся ситуации ведущую роль в транзите товаров из Китая в Европу и в обратном направлении начинает играть Казахстан. Так, в течение прошлого года власти Казахстана предприняли ряд мер, закрепляющих роль Казахстана как главного транспортного посредника между западными районами Китая, Средней и Центральной Азии и Европой. Среди таковых мер можно назвать модернизацию пункта пропуска «Хоргос» и активизацию использования КПП «Алашанькоу», который, по прогнозам, в ближайшие годы может обогнать по объему грузоперевозок КПП «Маньчжоули», расположенный на российско-китайской границе в Забайкальском крае. Казахстан крайне заинтересован в создании развитой транзитной сети на юге Алтайской горной системы. Речь идет, например, о строительстве дороги «Горно-Алтайск — Риддер (бывший Лениногорск)». Наличие этой транспортной магистрали позволило бы сократить пусть из Восточно-Казахстанской области в тот же Кош-Агачский район Республики Алтай или Баян-Ульгийский аймак Монголии на сотни километров. Кроме того, в рамках международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай» (объединяет законодательные органы приграничных регионов Китая, России, Монголии и Казахстана), Казахстан не раз высказывал заинтересованность в развитии транзитных маршрутов из Китая в Западную Сибирь через свою территорию и территорию Монголии. В случае же развития транзитных маршрутов из Синьцзяна в Сибирь Китай будет вынужден придать пограничному переходу Тайкишкен (Алтай уезд КНР) — Булган (Баян-Ульскийский аймак Монголии) международный статус. Сейчас этот переход — двусторонний, им могут пользоваться только граждане КНР и Монголии.

Международный статус западного участка российско-китайской границы

В 2012 году были проведены работы по проверке и демаркации западной части российско-китайской государственной границы. В процессе демаркации между российской и китайской сторонами были выявлены разногласия по линии прохождения государственной границы. Китайская сторона настаивала на смещении линии границы вглубь территории России. Площадь спорной территории составляет 17 гектар[3]. Стороны договорились рассмотреть возникшие разногласия на очередном заседании российско-китайской комиссии по проведению совместной проверки линии государственной границы.

Линия государственной границы между Российской Федерации и Китаем определена международными соглашениями: Чугучагским 1863 года, Санкт-Петербургским 1881 года, документами демаркации государственной границы 1999 года.

Примечания

  1. Власти Синьцзяна (КНР) считают целесообразным строительство прямой дороги в Западную Сибирь
  2. В этом году будет опробован маршрут из Новосибирска в Урумчи через Казахстан
  3. «ИА REGNUM, 13.08.2012» — Китай не согласен с линией госграницы с Россией в Горном Алтае

См. также

  • Алтай
  • Укок
  • Китай
  • Все ссылки в сюжете «Строительство дороги и газопровода „Алтай“ в Китай»

Алтай (транспортный коридор).

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29