Арарат |
|
тур. Ağrı Dağı арм. Արարատ |
|
Гора Арарат (вид со стороны Армении) |
|
39°42′09.94″ с. ш. 44°18′01.37″ в. д. / 39.702761° с. ш. 44.300381° в. д. (G) (O) (Я) | |
---|---|
Расположение | |
Горная система | |
Высота вершины |
5165 м |
Первое восхождение |
27 сентября 1829 года |
|
|
|
|
Категория на Викискладе |
Арара́т (тур. Ağrı Dağı; арм. Արարատ) — самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам . Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 32 километрах от границы с Арменией. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Большой Арарат (5165 метров над уровнем моря[2][3]) является наивысшим пиком Армянского нагорья и Турции[4].
Содержание |
Формирующие массив горы расположены в 11 километрах друг от друга, расстояние между их вершинами составляет 25 км. Потухшие вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной.[5] Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км).
Относительная высота (расстояние от подножия до вершины) Большого Арарата составляет 4365 м, Малого — 3 927 м.[6]
Последнее извержение Арарата произошло в июле 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате оказался под лавой и уничтожен монастырь Святого Якова, город Дора на северо-западном склоне Арарата и Аора.[7]
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами[8], и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов[9][10]. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием. Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка[10].
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать к нему (см. тж. раздел Арарат в Библии)[11]. Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат[12]. В целом слово «Арарат» происходит от имени государства и народа Урарту[13][11].
Местные названия Арарата:
По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Восхождение на Большой Арарат впервые совершили Иоганн Фридрих Паррот, Хачатур Абовян, Алексей Здоровенко, Матвей Чалпанов, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян 27 сентября (9 октября) 1829 года.[1] Так Паррот представляет своих спутников:
«На вершине нас было шестеро: кроме меня — Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян — крестьяне из села Аргури»[1][16]
«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»[1]
На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить туристическую путевку.
Первое восхождение в одиночку совершил английский альпинист Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года за 24 часа. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года[1][17][18] В истории Турции первое восхождение в одиночку совершил один из бывших председателей Федерации Альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года[19].
В Библии упоминаются «горы Араратские». Это понятие впоследствии нередко ассоциировалось с горой Арарат, хотя указание на какую-либо конкретную гору в Библии отсутствует.[20]
Согласно Библии, к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег[21], а Ной, выйдя из ковчега, построил первый после Потопа алтарь и принёс жертвоприношение, возблагодарив Бога за спасение. Там же Бог заключил с Ноем Завет и обещал, что больше не будет наказывать человечество, уничтожая людей водами нового потопа, если люди перестанут уничтожать друг друга. Там же Ной посадил виноградную лозу, а получив из собранного урожая вместо обычного виноградного сока молодое вино, впервые опьянел от перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Тогда же, согласно Библии (Ветхий Завет), на Земле впервые появилась радуга, как символ Завета, заключенного между Творцом и человеком.
Так, летописец Иосиф Флавий сообщает: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…».[22] В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» сообщает:
… Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.[22]
Согласно А. П. Новосельцеву, эти легенды и отождествления Арарата и гор Араратских в Библии ошибочны[15]. По его мнению, армянские переводчики старшей школы, Масис с библейскими Араратскими горами не связывали, что характерно для комментаторов Библии того времени в целом. В качестве примера Новосельцев приводит комментарий Иосифа Флавия: горы Араратские — это Кордиенские горы, то есть горный хребет, непосредственно примыкающий с севера к Месопотамской равнине[23].
В тексте Библии Арарат упоминается как «эрэц Арарат» — земля Араратская. Древнеармянские переводчики перевели это выражение «еркир Арарад», то есть «земля Арарат». Речь идет в оригинале об Урарту, куда бежали сыновья убитого ассирийского царя. Переводчики не заменили Урарту Арменией, хотя в их время земля Урарту уже была населена армянами.
Об упоминаниях в Библии и их точности А. П. Новосельцев пишет следующее:
Ознакомление с текстом «Астватсашунча» показывает, почему упомянутые в Библии горы (гора) Арарат не могут быть отождествлены с армянским Масисом. Древнееврейский текст Книги Бытия сложился, как известно, из разновременно составленных произведений, в сохранившейся форме записанных скорее всего в VII—VI вв. до н. э. Ныне хорошо известно, что знаменитый миф о всемирном потопе, вошедший в состав этой книги, восходит к месопотамским преданиям, которые в свою очередь имеют источником шумерский эпос. Однако в древнееврейской среде данные сказания были переработаны, так что они уже во многом отличались от шумеро-вавилонского оригинала. Тем не менее шумерские истоки сказаний о потопе очевидны, к тому же за пределами Месопотамии они созданы быть не могли. В соответствующем месте Книги Бытия мы читаем: «В седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на горах Араратских». Следовательно, речь идет не об одной горе, а о совокупности гор. Если поставить себя на место жителей северной Месопотамии (Ассирии), то очевидно, имелись в виду горы, расположенные на север от этой страны. Эта горная страна — северный сосед Ассирии и ее постоянный противник — именовалась у ассирийцев Урарту. И не случайно в одной из рукописей, найденных у Мертвого моря, обнаруживается вместо Арарат Урарат. Видимо, это название в ассирийский период прилагалось ко всему обширному нагорью вокруг озера Ван, которое позже, с арменизацией Урарту, получило название Армянское нагорье. Именно с южными отрогами этих гор и был связан в ассирийский период старый месопотамский миф о потопе.[15]
Лишь начиная с XI—XII вв. по Р. Х. армянским и затем и другими традициями современная гора Арарат стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег[24].
|
|
Йозеф Антон Кох, Ландшафт с благодарственным жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине. | Иван Айвазовский, Сошествие Ноя с Арарата, 1889 г. |
В Армении Арарат считается символом, вследствие чего гора изображена на гербе Армении и Армянской ССР.[25][26].
После образования в 1918 г. Демократической республики Армения страна также называлась армянами «Араратской республикой»[27]. Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года.[28]
Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении[29] и изображён на её гербе. На имеющем форму щита гербе независимой Республики Армения, отказавшейся от советской геральдики, Арарат сохранился и дополнен изображением Ноева ковчега[30]. Гору Арарат известный художник-маринист Иван Айвазовский писал не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения»[31] и подвел к картине «Сошествие Ноя с Арарата». Арарату посвящены множество произведений искусства: картины, песни[32], литературные произведения. По легенде, в ответ на протест Турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: "На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции". [33] [34] .
|
|
|
||
Герб Армянской ССР | Армянский драм | Герб Республики Армения |
гл 9 : И наступает срок сказать мне честно |
По армянской легенде гора Арагац являлась сестрой горе Арарат. Однажды любящие друг друга сестры поссорились. Тщетно пыталась их помирить гора Марутасар; разгневанная, она прокляла их обеих — они оказались навсегда разлученными[35].
Арарат зимой
Арарат и Араратская равнина
Вид из Еревана
Спутниковый снимок горы Арарат
Вид на монастырь Хор Вирап с Араратом на заднем плане
Модельное изображение Большого и Малого Арарата, NASA
3D-модель Арарата
Вид из Еревана
Арарат на закате
Сошествие Ноя с Арарата, И. Айвазовский
Арарат на картине Геворка Башинджагяна, 1912
Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)
Священные, мифологические и культовые горы и холмы | |
---|---|
Ветхозаветные | Арарат · Елеонская гора · Мория · Нево · Синай · Сион · Мегиддо |
Античные | Везувий · Геликон · Киферон · Олимп · Парнас · Рифейские горы · Этна |
Буддийские | Алханай · Богд-Хан · Большое Богдо · Гридхакута · Кайлас · Курама · Отгон-Тэнгэр · Путо · Утай · Хиэй · Цзюхуа · Шрипада · Эмэй |
Культовые |
Горные системы: Гималаи · Кармель · Куньлунь · Тибет Горы Центральной и Юго-Восточной Азии: Аруначала · Бурин-Хан · Бурхан-Халдун · Джомолунгма · Лу · Мунку-Сардык · Попа · Священные горы Китая · Сулайман-Тоо · Фудзи · Юй |
Исламские | Хира · Савр · Ахульго · |
Христианские | Афон · Голгофа · Гора Искушения · Гора Крестов · Мон-Сен-Мишель |
Несуществующие | Лысая гора · Медноцветная гора · Меру · Хара Березайти |
Другие | Демавенд · Килиманджаро · Немрут · Пидан · Рашмор · Рейнир · Тара · Эльбрус · Этжо |
Арарат.