Культура Армении |
---|
Литература |
Архитектура |
Музыка |
Театр |
Танец |
Одежда |
Ковроделие |
Миниатюра |
Изобразительное искусство |
Мифология |
Книгопечатание |
Образование |
Кино |
Кулинария |
Армя́нский национа́льный костю́м или армянский тара́з (арм. Հայկական տարազ) — традиционная одежда армянского народа[1].
Армянская национальная одежда, пройдя многовековой путь развития, уже в начале XIX века была устойчивым комплексом. Фрагментарный материал о древней армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историографов, средневековые миниатюры, архитектурные и надгробные памятники и прочие источники[1].
Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде: в целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и тенхике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский[1].
В мужской одежде основные комплексы различаются своим общим силуэтом[1]:
Основу нательной мужской одежды армян Восточной Армении составляли нижняя рубаха и штаны. Их шили из домотканого холста (в начале XX века - из покупной фабричной бязи) дома сами женщины, сначала вручную, а с конца XIX века на машинках. На смену им пришло фабричное городское бельё. Наиболее распространённой была традиционная туникообращная мужская рубаха - шапик (арм. Շապիկ) из двух полотнищ. В конце XIX-начале XX века в ряде регионов (Вайоц-Дзор, Тавуш и др.) носили рубаху более древнего типа, скроенную из одного полотнища ткани с перекидным плечом и прямой проймой.
В армянской семье на одежду мужчин, в особенности главы дома, обращалось особое внимание, поскольку по внешнему виду мужчины судили о семье в целом. Уже в конце XIX-начале XX века в Восточную Армению с севера постепенно начинает получать распространение одежда так называемого общекавкахского образца[2].
Мужские нательные штаны - вартик (арм. Վարտիկ; также воташор, тумбан или похан) отличались от женских тем, что не имели внизу у щиколотки накладной декоративной каймы; штанины их заправляли в вязаные носки и обмотки. Примечательной деталью нательных, а также и верхних штанов был очкур - ходжан. Его вязали либо сплетали из хлопчатобумажных или шерстяных ниток в виде шнура с разноцветными кисточками на концах. Хонджан продевали через вздержку, концы его вместе с кисточками после завязывания штанов свешивались вниз. В конце XIX-начале XX века шапик и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, начиная с маленьких мальчиков и заканчивая стариками. Нательная одежда устойчиво сохранялась в быту армян вплоть до середины XX века. Даже в 1930-е годы она полностью не вытеснилась фабричным покупным бельём[3].
Поверх нательных штанов надевали шаровары - шалвар (арм. Շալվար). Их шили из домотканной грубошёрстной ткани, окрашенной в чёрный, реже - тёмно-синий или коричневый цвета из той же ткани, что и чуха. По покрою они сходны с нательными штанами и на поясе также держались за счёт хонджана. В начале XX века на смену традиционным грубошёрстными шароварам постепенно начали входить в употребление брюки с застёжкой на пуговицах, а также брюки европейского образца (прямые и брюки-галифе), носимые вместе скожаным ремнём[1].
Основу верхней плечевой одежды в Восточной Армении составляли архалух и чуха. Одежда типа архалуха имеет у армян многовековую традицию, о чём свидетельствуют изображения на надгробных плитах и в средневековых миниатюрах.
В XIX-начале XX века архалух в Восточной Армении был распространён повсеместно: его носило всё мужское население, начиная с мальчиков 10-12 лет. Шили архалух из покупных тканей (сатина, ластика, ситца, шали), чёрного, синего, коричневого тонов, на подкладке. По покрою это - распашная одежда до колен с цельнокроенными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клинеьв. Простроченный вместе с прокладкой сверху донизу рядом вертикальных швов, архалух от воротника до талии застёгивался встык на ряд крючков. Украшением его служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В состоятельных семьях, как, например, в купеческой среде Еревана, наряду с тесьмой использовали шёлковый пурпур[1].
Способо застёжки отличался двубортный дощов архалух, глубокий запах которого на левой стороне груди застёгивался на пуговицы, а нередко симметрично пришитый ряд пуговиц справа создавал впечатление двубортной одежды. Ареал его распространения был довольон ограничен: он считался дорогостоящей одеждой, которую, как правило, носила молодёжь и мужчины среднего возраста[3].
Архалух обычно опаясывали серебряным поясом, реже ремнём или же кожаным поясом с накладными серебряными пуговицами. В конце XIX-XX века в связи со значительными социально-экономическими изменениями в жизни сельского общества, а также под влиянием городской моды изменениям подвергся и мужской костюм армян. Архалух постепенно начал вытесняться блузой, а затем пиджаком. Молодёжь, побывавшая в городе на заработках, учёбе и по другим поводам, предпочитала на городской манер носить блузу с пиджаком, что получило довольно широкое распространение уже в 1930-е годы. Поверх архалуха надевалась чуха. Само сочетаниям чуха-архалух обыло настолько укоренившимся, что осознавалось как традиционная народная одежда в отличие от одежды городского типа.
Прия ряде сходных черт с архалухом, чуха имела более широкое функциональное назначение. Как верхняя одежда служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но я являлась одеждой на выход. На большинстве старинных фотографий XIX-начала XX века чаще всего встречаются снимаки армян именно в чухе. Она считалась обязательным элементом костюма жениха; даже если жених был из неимущей семьи, её брали у родственников или соседей[3]. Право ношения чухи символизировало собой определённый социально-возрастной статус: как правило, её носило с совершеннолетнего возраста (с 15-20 лет).
В конце XIX века чуху часто шили из домотканой грубой шерсти, окрашенной в большей части в чёрный, а также тёмно-синий, коричневый тона, длиною до колен, с зашитыми по всей длинек рукавами либо с небольшим разрезом у запястья. С распространением фабричных тканей чуху начали шить и из более дорогостоящего сукна, опять же тёмных тонов, но несколько короче, чем домотканую. Верхнюю часть - грудь, спину и рукава - шили на подкладке. Нередко с обеих сторон на груди нашивали декоративные газырницы. По покрою чуха, как и архалух - распашная одежда с отрезной спинкой. В талии она собрана в сборку и плотно подогнана по фигуре[3].
Другой разновидностью была чуха с прорезами, незашитыми по всей длине рукавами, выполнявшими скорее декоративную функцию, что характерно для чухи. Шили её из тонкого сукна, с шёлковой контрастной подкладкой (зелёного, синего, голубого тонов), вырезы обшивали тесьмой, нередко позолоченным шнуром, в наиболее состоятельных семьях - бархатной каймой.
Её носили лишь состоятельные лица в городской купеческой и торгово-ремесленной среде в Ереване, Шуши, Александрополе, Тифлис и других городах. Поэтому даже в конце XIX-начале XX века, в отличие от домотканой чухи, значительного распространения в быту армян не имелп. В первой четверти XX века чуха постепенно была вытеснена одеждой городского покроя и к 1920-1930 годам оставлась лишь единично, а вскоре окончательно вышла из употребления.
Поверх чухи одевали муштак или япнджи, а позже как городское влияние - пальто, шинель, телогрейку.
Обычным головным убором армян была меховая шапка - папа́х (арм. փափախ), сшитая из овечьих шукр, имеющая по форме локальные различия. В Лори предпочитали носить широкий, низкий и пышный папах, в Сюнике - более узкую и высокую, из менее длинношёрстного меха, армянские кинто - мелкие разносчики в Тифлисе - чёрные консусообразные папахи с красным шёлковым острием наверху[4]. Наиболее дорогой и престижной считалась каракулевая бухари из шерсти овец бухарской породы, которую носили представители состоятельных слоёв, особенно в городах. В городах в комплекте с чухой с откидными рукавами носили очень высокие, близкие к цилиндрической форме, шапки. Головной убор и шапка, в частности, являлись олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить его папаху на землю было равносильно его позору и бесчестью. Согласно традиционному этикету, в определённых ситуациях, мужчине полагалось снять шапку: при входе в церковь, во время похорон, при встреч с высокочтимыми и уважаемыми людьми и т.д[1].
Традиционная одежда армян Западной Армении в основе своей была распашной и, несмотря на региональные различия, имела общиц схожий силуэт, яркую цветовую гамму и отличалась красочностью и обилием вышивки.
Армянский национальный костюм.