Армянский национальный костюм

Перейти к: навигация, поиск
Культура Армении
Литература
Архитектура
Музыка
Театр
Танец
Одежда
Ковроделие
Миниатюра
Изобразительное
искусство
Мифология
Книгопечатание
Образование
Кино
Кулинария

Армя́нский национа́льный костю́м или армянский тара́з (арм. Հայկական տարազ) — традиционная одежда армянского народа[1].

Армянская национальная одежда, пройдя многовековой путь развития, уже в начале XIX века была устойчивым комплексом. Фрагментарный материал о древней армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историографов, средневековые миниатюры, архитектурные и надгробные памятники и прочие источники[1].

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде: в целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и тенхике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский[1].

В мужской одежде основные комплексы различаются своим общим силуэтом[1]:

  1. условно выделяемый длиннополый (чуха-архалух в сочетании с папахой), распространённый в большинстве областей Восточной Армении и близкий аналогичной одежде народов Кавказа.
  2. укороченный (с коротким - до талии - верхом и очень широкими шароварами) западноармянский.

Мужская одежда

Восточноармянский комплекс

Основу нательной мужской одежды армян Восточной Армении составляли нижняя рубаха и штаны. Их шили из домотканого холста (в начале XX века - из покупной фабричной бязи) дома сами женщины, сначала вручную, а с конца XIX века на машинках. На смену им пришло фабричное городское бельё. Наиболее распространённой была традиционная туникообращная мужская рубаха - шапик (арм. Շապիկ) из двух полотнищ. В конце XIX-начале XX века в ряде регионов (Вайоц-Дзор, Тавуш и др.) носили рубаху более древнего типа, скроенную из одного полотнища ткани с перекидным плечом и прямой проймой.

В армянской семье на одежду мужчин, в особенности главы дома, обращалось особое внимание, поскольку по внешнему виду мужчины судили о семье в целом. Уже в конце XIX-начале XX века в Восточную Армению с севера постепенно начинает получать распространение одежда так называемого общекавкахского образца[2].

Поясная одежда

Мужские нательные штаны - вартик (арм. Վարտիկ; также воташор, тумбан или похан) отличались от женских тем, что не имели внизу у щиколотки накладной декоративной каймы; штанины их заправляли в вязаные носки и обмотки. Примечательной деталью нательных, а также и верхних штанов был очкур - ходжан. Его вязали либо сплетали из хлопчатобумажных или шерстяных ниток в виде шнура с разноцветными кисточками на концах. Хонджан продевали через вздержку, концы его вместе с кисточками после завязывания штанов свешивались вниз. В конце XIX-начале XX века шапик и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, начиная с маленьких мальчиков и заканчивая стариками. Нательная одежда устойчиво сохранялась в быту армян вплоть до середины XX века. Даже в 1930-е годы она полностью не вытеснилась фабричным покупным бельём[3].

Поверх нательных штанов надевали шаровары - шалвар (арм. Շալվար). Их шили из домотканной грубошёрстной ткани, окрашенной в чёрный, реже - тёмно-синий или коричневый цвета из той же ткани, что и чуха. По покрою они сходны с нательными штанами и на поясе также держались за счёт хонджана. В начале XX века на смену традиционным грубошёрстными шароварам постепенно начали входить в употребление брюки с застёжкой на пуговицах, а также брюки европейского образца (прямые и брюки-галифе), носимые вместе скожаным ремнём[1].

Верхняя одежда

Основу верхней плечевой одежды в Восточной Армении составляли архалух и чуха. Одежда типа архалуха имеет у армян многовековую традицию, о чём свидетельствуют изображения на надгробных плитах и в средневековых миниатюрах.

В XIX-начале XX века архалух в Восточной Армении был распространён повсеместно: его носило всё мужское население, начиная с мальчиков 10-12 лет. Шили архалух из покупных тканей (сатина, ластика, ситца, шали), чёрного, синего, коричневого тонов, на подкладке. По покрою это - распашная одежда до колен с цельнокроенными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клинеьв. Простроченный вместе с прокладкой сверху донизу рядом вертикальных швов, архалух от воротника до талии застёгивался встык на ряд крючков. Украшением его служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В состоятельных семьях, как, например, в купеческой среде Еревана, наряду с тесьмой использовали шёлковый пурпур[1].

Способо застёжки отличался двубортный дощов архалух, глубокий запах которого на левой стороне груди застёгивался на пуговицы, а нередко симметрично пришитый ряд пуговиц справа создавал впечатление двубортной одежды. Ареал его распространения был довольон ограничен: он считался дорогостоящей одеждой, которую, как правило, носила молодёжь и мужчины среднего возраста[3].

Архалух обычно опаясывали серебряным поясом, реже ремнём или же кожаным поясом с накладными серебряными пуговицами. В конце XIX-XX века в связи со значительными социально-экономическими изменениями в жизни сельского общества, а также под влиянием городской моды изменениям подвергся и мужской костюм армян. Архалух постепенно начал вытесняться блузой, а затем пиджаком. Молодёжь, побывавшая в городе на заработках, учёбе и по другим поводам, предпочитала на городской манер носить блузу с пиджаком, что получило довольно широкое распространение уже в 1930-е годы. Поверх архалуха надевалась чуха. Само сочетаниям чуха-архалух обыло настолько укоренившимся, что осознавалось как традиционная народная одежда в отличие от одежды городского типа.

Прия ряде сходных черт с архалухом, чуха имела более широкое функциональное назначение. Как верхняя одежда служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но я являлась одеждой на выход. На большинстве старинных фотографий XIX-начала XX века чаще всего встречаются снимаки армян именно в чухе. Она считалась обязательным элементом костюма жениха; даже если жених был из неимущей семьи, её брали у родственников или соседей[3]. Право ношения чухи символизировало собой определённый социально-возрастной статус: как правило, её носило с совершеннолетнего возраста (с 15-20 лет).

В конце XIX века чуху часто шили из домотканой грубой шерсти, окрашенной в большей части в чёрный, а также тёмно-синий, коричневый тона, длиною до колен, с зашитыми по всей длинек рукавами либо с небольшим разрезом у запястья. С распространением фабричных тканей чуху начали шить и из более дорогостоящего сукна, опять же тёмных тонов, но несколько короче, чем домотканую. Верхнюю часть - грудь, спину и рукава - шили на подкладке. Нередко с обеих сторон на груди нашивали декоративные газырницы. По покрою чуха, как и архалух - распашная одежда с отрезной спинкой. В талии она собрана в сборку и плотно подогнана по фигуре[3].

Другой разновидностью была чуха с прорезами, незашитыми по всей длине рукавами, выполнявшими скорее декоративную функцию, что характерно для чухи. Шили её из тонкого сукна, с шёлковой контрастной подкладкой (зелёного, синего, голубого тонов), вырезы обшивали тесьмой, нередко позолоченным шнуром, в наиболее состоятельных семьях - бархатной каймой.

Её носили лишь состоятельные лица в городской купеческой и торгово-ремесленной среде в Ереване, Шуши, Александрополе, Тифлис и других городах. Поэтому даже в конце XIX-начале XX века, в отличие от домотканой чухи, значительного распространения в быту армян не имелп. В первой четверти XX века чуха постепенно была вытеснена одеждой городского покроя и к 1920-1930 годам оставлась лишь единично, а вскоре окончательно вышла из употребления.

Поверх чухи одевали муштак или япнджи, а позже как городское влияние - пальто, шинель, телогрейку.

Головной убор

Обычным головным убором армян была меховая шапка - папа́х (арм. փափախ), сшитая из овечьих шукр, имеющая по форме локальные различия. В Лори предпочитали носить широкий, низкий и пышный папах, в Сюнике - более узкую и высокую, из менее длинношёрстного меха, армянские кинто - мелкие разносчики в Тифлисе - чёрные консусообразные папахи с красным шёлковым острием наверху[4]. Наиболее дорогой и престижной считалась каракулевая бухари из шерсти овец бухарской породы, которую носили представители состоятельных слоёв, особенно в городах. В городах в комплекте с чухой с откидными рукавами носили очень высокие, близкие к цилиндрической форме, шапки. Головной убор и шапка, в частности, являлись олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить его папаху на землю было равносильно его позору и бесчестью. Согласно традиционному этикету, в определённых ситуациях, мужчине полагалось снять шапку: при входе в церковь, во время похорон, при встреч с высокочтимыми и уважаемыми людьми и т.д[1].

Западноармянский комплекс

Традиционная одежда армян Западной Армении в основе своей была распашной и, несмотря на региональные различия, имела общиц схожий силуэт, яркую цветовую гамму и отличалась красочностью и обилием вышивки.

Женская одежда

Восточноармянский комплекс

Западноармянский комплекс

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Армяне / отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц. — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — М.: Наука, 2012. — С. 247-274. — 648 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-02-037563-5.
  2. Погосян С.Г. Восточноармянский мужской костюм // Археология, этнология, фольлклористика Кавказа. Материалы международной конференции. Ереван, 17-18 октября 2004 года. — Первопрестольный Св. Эчмиадзин, 2003. — С. 227-230.
  3. 1 2 3 4 Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX-начало XX в.). Ереван, 1983. Стр. 61-62  (арм.)
  4. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. I. С. 182-264

Армянский национальный костюм.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29