Башкирская хореография - искусство танца башкир.
Хореография относится к древнейшему виду искусства в Республике Башкортостан. Потребность в танце возникла у башкир в связи с проведением свадебных ритуалов (танцы невест, танец свекрови, танец «Сыбырткылау» ), потребностями в проведении праздников, соперничеcтвом (танец «Капма-каршы»), с тотемическим культом птиц (танцы «Кэкук» -- «Кукушка», «Кара тауьгк» - «Черная курица», «Аккош» - «Лебедь», «Кор уйыны» - «Глухариная игра»), с желанием вызвать хороший урожай, охотничьими и военными танцами, ведущими к успеху.
Башкирские танцы сопровождаются различными атрибутами (плеть, платками, веревками, шаль, украшением деревьев лоскутками, народными костюмами). Разнообразные одежды и такие атрибуты как платки, полотенца были символами благополучия, плодородия.
Башкирские танцы сопровождаются башкирскими национальными мелодиями. Особенности башкирских мелодий: две четырехтактные фразы с повторениями, музыкальный размер - 2/4. Основными являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Мелодии обычно исполняются на курае, кубызе, домре, голосом.
В ХХ веке, в связи с переходом башкир к вере в марксистско-ленининскую теорию, а в ХХI веке в капитализм - многие танцы и пляски утратили связь с древними верованиями и исполнялись в основном во время праздников.
Хороводы на празднике были грандиозными и разделались на типы, в зависимости от того, кто находится в центре: танцует одна исполнительница (или исполнитель, танцует пара, в центре хоровода играет кураист или танцуют трое исполнителей, три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них, поочередно меняются танцоры внутри круга.
Профессиональная хореография в Башкортостане развивается в Башкирском театре оперы и балета в Уфе (Художественный руководитель балетной труппы — Куватова Леонора Сафыевна, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева), в танцевальных коллективах Башкортостана.
В профессиональной хореографии присутствуют элементы народного танца. В символической форме хореографы передают элементы народного танца, вводят образы извилистых башкирских рек, предгорий Южного Урала и др.
На театральных сценах ставятся башкирские балеты "Аркаим", "Прометей", "Журавлиная песня", «Горный орел» - о Салавате Юлаеве («Урал бөркөтө», 1959 г., либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской), "«Гюльназиры»" и др.
Гаскаров, Файзи Адгамович - первый профессиональный башкирский танцовщик, художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца, описал особенности народных башкирских танцев.[4]
Нуреев, Рудольф Хаметович - артист балета, исполнитель танца джигита с шестом в балете «Журавлиная песня»[5].
Насретдинова, Зайтуна Агзамовна - башкирская балерина, народная артистка СССР.
Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева (1985г.)
Профессиональных башкирских исполнителей, хореографов, музыкантов готовят на спецнаборах в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.
Башкирская хореография.