Башкирская хореография

Перейти к: навигация, поиск
Башкирский театр оперы и балета

Башкирская хореография - искусство танца башкир.

Народная хореография

Хореография относится к древнейшему виду искусства в Республике Башкортостан. Потребность в танце возникла у башкир в связи с проведением свадебных ритуалов (танцы невест, танец свекрови, танец «Сыбырткылау» ), потребностями в проведении праздников, соперничеcтвом (танец «Капма-каршы»), с тотемическим культом птиц (танцы «Кэкук» -- «Кукушка», «Кара тауьгк» - «Черная курица», «Аккош» - «Лебедь», «Кор уйыны» - «Глухариная игра»), с желанием вызвать хороший урожай, охотничьими и военными танцами, ведущими к успеху.

Башкирские танцы сопровождаются различными атрибутами (плеть, платками, веревками, шаль, украшением деревьев лоскутками, народными костюмами). Разнообразные одежды и такие атрибуты как платки, полотенца были символами благополучия, плодородия.

Башкирские танцы сопровождаются башкирскими национальными мелодиями. Особенности башкирских мелодий: две четырехтактные фразы с повторениями, музыкальный размер - 2/4. Основными являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Мелодии обычно исполняются на курае, кубызе, домре, голосом.

В ХХ веке, в связи с переходом башкир к вере в марксистско-ленининскую теорию, а в ХХI веке в капитализм - многие танцы и пляски утратили связь с древними верованиями и исполнялись в основном во время праздников.

Особенности башкирской хореографии

  • Разграничение танцев на мужские[1] (охотничьи, военные, пастушеские танцы) и женские - обусловлено существованием в народе мужских и женских праздников. Мужской танец более динамичен, движения отличаются силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину. В элементы мужских танцев вводились движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коней, проводились инсценировки охоты или боев с большим количеством участников. Вводились в движения элементы владения оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.
  • Отражение в хореографии особенностей хозяйственной жизни башкир[2], охотничьи, пастушеские, военные танцы. Танцоры изображали коней, преследуемых животных, птиц. Они подражали полету птиц, их плавным размахам крыльев. Это танцы «Байык», «Кара юрга» -«Вороной иноходец», «Акhак кола» — «Хромой конь».
  • Отражение в танцах древних верований башкир - танцы в честь птиц, в честь пробуждающейся природы, шаманские танцы («Танцы по кругу»), отпугивающие болезни, знахарские обряды. В элементы танца вводились громкие постукивания о металлические предметы, удары плетьми и др.
  • Танцы по поводу сбора дикорастущих трав - дикого лука, кислицы. Сбором дикорастущих трав («Йыуа йыйыны») у башкир занимались девушки. Сбор сопровождался различными увеселениями увеселения с плясками и хороводами, к которым постепенно присоединялись и юноши.
  • Хороводы на празднике "йыйын", на котором по древним обычаям знакомились местных юноши и девушки с приезжей молодежью.

Хороводы на празднике были грандиозными и разделались на типы, в зависимости от того, кто находится в центре: танцует одна исполнительница (или исполнитель, танцует пара, в центре хоровода играет кураист или танцуют трое исполнителей, три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них, поочередно меняются танцоры внутри круга.

  • Свадебные пляски («Азаккы уйын» - «Последние игры», «Озатыу уйыны» - «Прощальные игры», «Йыуаса» - «Свадебный гостинец», «Короклау» - «Накинуть лассо», «Киленсэк» - «Невестка», «hыу юлы» - «Дорога к воде», «Сыбырткылау», «Айыу туны»).
  • Юмористические танцы («Три брата» (Өс туган»)[3], «Сыновья Тимербая» («Тимер-байзын улдары»), «Подарок» («Буләк»), «Проказницы» («Шаян - кыззар»)).

Профессиональная хореография

Профессиональная хореография в Башкортостане развивается в Башкирском театре оперы и балета в Уфе (Художественный руководитель балетной труппы — Куватова Леонора Сафыевна, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева), в танцевальных коллективах Башкортостана.

В профессиональной хореографии присутствуют элементы народного танца. В символической форме хореографы передают элементы народного танца, вводят образы извилистых башкирских рек, предгорий Южного Урала и др.

На театральных сценах ставятся башкирские балеты "Аркаим", "Прометей", "Журавлиная песня", «Горный орел» - о Салавате Юлаеве («Урал бөркөтө», 1959 г., либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской), "«Гюльназиры»" и др.

Выдающиеся исполнители

Р. Нуреев. Рис. Ч. Топола

Гаскаров, Файзи Адгамович - первый профессиональный башкирский танцовщик, художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца, описал особенности народных башкирских танцев.[4]

Нуреев, Рудольф Хаметович - артист балета, исполнитель танца джигита с шестом в балете «Журавлиная песня»[5].

Насретдинова, Зайтуна Агзамовна - башкирская балерина, народная артистка СССР.

Профессиональные коллективы

  • Башкирский ансамбль народного танца (1939г.).
  • Театр танца, г. Стерлитамак (1991г.)
  • Народный ансамбль танца "Агидель" г. Салават.

Учебные заведения

Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева (1985г.)

Профессиональных башкирских исполнителей, хореографов, музыкантов готовят на спецнаборах в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

Ссылки

  • Башкирское народное творчество. Т.2 \\ Предания и легенды. Уфа. 1990 г.
  • Башкирские свадебные обряды. Сост. Бурангулов М.А. Л. 1-2
  • Нагаева Л. Башкирская народная хореография. Уфа. 1995 г.

Примечания

  1. Башкирский танец — на Яндекс.Видео. Проверено 31 декабря 2012.
  2. Башкирский танец - YouTube. Проверено 31 декабря 2012.
  3. ГААНТ им.Ф.Гаскарова 1993г. "Три брата" - YouTube. Проверено 31 декабря 2012.
  4. Биография Файзи Гаскарова. Проверено 31 декабря 2012.
  5. Хореография - Культурный мир Башкортостана. Проверено 31 декабря 2012.

Башкирская хореография.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29