Булгаризм

Булгари́зм — идеология, центральным положением которой является «возрождение булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности[1]. В XIX—XXI веках использовалась различными общественно-политическими движениями, прежде всего представителями ваисовского движения и необулгаристами[2].

Содержание

Идеология булгаризма в общественно-политических движениях

Ваисовское движение

Ваисовское движение ведет свое начало с 1862 года, когда Б.Х. Ваисов основал в Казани молитвенный дом, ставший центром религиозного движения «Фирка-и-наджийа» [3]. Если в первые годы своего существования движение носило преимущественно религиозный характер, то с возвращением в 1906 году к руководству отбывшего ссылку Г.Б. Ваисова, сына Б.Х. Ваисова движение обогатилось политическими и социальными идеями. Значительную роль в идеологии движения приобрела и идеология булгаризма – восстановление «Булгарского государства» в личной унии с российским императором, возвращении ваисовской общине земель около бывшего г. Болгар и выселении оттуда русских жителей. Движение активизировалось после Февральской революции. 27 апреля 1917 года в Казани состоялся 1-й съезд волжских булгарских мусульман созванный «Фирка-и-наджийа», определяемый ваисовцами как первый съезд Волжского Булгарского государства [4]. Съезд направил в адрес Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов приветственную телеграмму. Программа ваисовцев по содержащимся в ней положениям была близка к программе партии большевиков, они требовали восстановления Булгарского государства во главе с «народным правителем» [5]. Поддержка большевиков привела к трагической гибели Г.Б. Ваисова во время событий 28 февраля 1918 года от рук сторонников провозглашения Урало-Волжского штата. После провозглашения советской власти ваисовцы предприняли попытку развивать свое учение в условиях советского государства. В январе 1919 года на 2-ом съезде принимается программа построения социализма в Народной республике Волжской Болгарии. 3-ий съезд вынес постановление о создании высшего органа власти республики Волжской Болгарии — Совета Волжских Болгарских мусульман и ваисовцев востока (рабочих и крестьян)[6]. В 20-х годах Чистопольском кантоне Татарии ими была основана деревня Новый Болгар, но впоследствии община создателей поселения распалась. В 1923 году деятельность ваисовцев была запрещена (инкриминировались антисоветская деятельность — попытка создания буржуазно-демократической Булгарской Республики)[7], а руководители и активные члены ваисовского движения были репрессированы в 20-30-х годах.

Необулгаризм

Перестройка предопределила бурное развитие общественно-политической жизни как в СССР в целом, так и в отдельных его регионах. В Татарии начали складываться разнообразные группы и объединения, становящиеся катализаторами общественного сознания. Некоторыми такими объединениями был востребована и идеология булгаризма.

Клуб «Булгар аль-Джадид»

Клуб «Булгар аль-Джадид» был основан 27 августа 1988 г. любителями булгарской истории [8]. Наиболее значимой акцией клуба явился митинг на малом поле Центрального стадиона Казани 23 октября 1988 г. в котором приняло участие более 300 человек. На митинге было принято обращение к руководству ТАССР с просьбой переименовать татар в булгар. Активисты клуба стали активно использовать средства массовой информации, пропагандируя свои идеи и активизируя общественную дискуссию по поводу подобного переименования. Так, например, в ежедневную газету «Социалистик Татарстан» поступило около 370 писем от населения республики по этому поводу (90% написавших отклоняли эту идею)[9]. Определенную роль дискуссия сыграла и при проведении переписи населения СССР 1989 г., в ходе которой сторонники идей булгаристов указали свою национальную принадлежность как «булгарскую». Впрочем, число таких лиц было крайне незначительным. Например, в Казани назвались булгарами всего 118 человек [10]. Клубы аналогичные казанскому, были образованы и в других городах СССР.

Болгарский национальный конгресс

9 декабря 1989 г. на заседании клуба «Булгар-аль-Джадид» было принято решение о проведении учредительного съезда булгар СССР. Съезд был проведен 8-9 июня 1990 в г. Казань: участвовали представители 23 организаций (150 человек) из разных городов СССР. На съезде было принято решение о создании Булгарского национального конгресса (30 августа 1997 г. на III съезде БНК переименован в Болгарский национальный конгресс). На съезде были приняты устав и программа БНК, выбраны его руководящие органы — Совет представителей и Правление. Президентом БНК был избран Г. З. Халилов. В основу программы были положены традиционные для булгаристов идеи: национально-государственное возрождение булгарского народа и его культуры, возвращение татарам этнонима «булгар», переименование Татарстана в «Булгар иле» или «Булгаристан», а также, созвучные идеям татарского национального движения того времени, идеи о полной независимости Татарстана и объединение Татарстана и Башкортостана. К началу XXI в., деятельность БНК и других движений, примыкающих к нему, стала менее активной, как и деятельность всего национального движения в регионе. Основные акции связаны с переписью 2002 г., попытками исключить из программы основного обучения материала о Куликовской битве, попытками запретить сказку П. П. Ершова «Конёк-Горбунок».

«Азиатско-­Европейский Трансконтинентальный альянс булгар» (бывшее «Булгарское национальное движение «Идел-Урал» («Товарищество булгар»)[11]

1 июня 1991 г. в Ленинграде учреждена международная, культурно-просветительная, общественная организация "Товарищество Булгар", осуществляющая свою деятельность на территории СССР и за рубежом.[источник не указан 862 дня] Основной целью товарищества является возрождение булгарского языка и культуры, возвращение этнонима булгарского народа, сохранение и развитие генофонда национальных культур тюркских, славянских, финно-угорских и других этносов, содействие взаимовлиянию, заимопроникновению и взаимообогащению национальных культур, этнокультурная консолидация народов на комплементарной основе, понижение энтропии социальной системы.

Примечания

  1. Татарская энциклопедия: В 6 т. — Казань, 2002. — Т.1., С. 490.
  2. Усманова Д. М. Мусульманское «сектанство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». 1862—1916 гг. — Казань. 2009, С.3.
  3. Татарская энциклопедия: В 6 т. – Казань, 2002. – Т.1., С.518.
  4. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. – лето 1918 г.). – М., 2004., С.166.
  5. Нуриев И.С. Роль общественных движений и политических партий национальных районов Поволжья в национально-государственном строительстве 1917-1920 гг. (на материалах Башкортостана и Татарстана). Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 1993. С.39, 89-90.
  6. Шакуров К. Р. Социально-политическая направленность ваисовского движения в волго-уральском регион во второй половине XIX-начале XX веков//Вестник Чувашского университета, 2007, № 4. С. 57.
  7. Архив управления ФСБ РФ по РТ. Ф.109. Оп. 9. Д.9, Л. 1-18.
  8. Файзарахманов Г. История творится на наших //Татарстан, №8, 1997.
  9. Цвиклински С. Татаризм vs булгаризм: «первый спор» в татарской историографии //Ab imperio, №2, 2003.
  10. Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М., 2001. — С.517.
  11. Романова Н.М., Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга ХVIII-ХХI вв. СПб.: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004.

Литература

  1. Татарская энциклопедия: В 6 т. – Казань, 2002. – Т.1.
  2. Торопов Д. Татарстан: партии и общественные организации. Казань, 1993.
  3. Политическая система Республики Татарстан. Казань, 1995.
  4. Терентьева И.В., Беляков Р.Ю., Сафаров М.Ф. Политические партии и движения Республики Татарстан. Казань, 1999.

Ссылки

  • Официальный сайт БНК
  • Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан. Общественная организация «Булгарская община г. Казани»

Булгаризм.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29