«Булгария» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | Речной круизный дизель-электроход | |
Государство | СССР → Россия | |
Порт приписки | 1955-1962: Горький 1962-1993: Пермь 1993-2011: Пермь [1] |
|
Класс | проект 785 «Россия» (OL800) | |
Оператор | ООО «Бриз» (арендатор), ООО «АргоРечТур» (субарендатор)[2] | |
Владелец | ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“» | |
Верфь | Národný Podnik Škoda Komárno (Slovenské Lodenice n.p. Komárno) | |
Спущено на воду | 1955 | |
Выведено из состава флота | 10 июля 2011 года | |
Современный статус | Поднят со дна Куйбышевского водохранилища, отправлен на утилизацию 25 октября 2011 года [3] | |
Параметры | ||
Длина | 80,22 м[4] | |
Ширина | 12,5 м[5] | |
Средняя осадка | 1,9 м | |
Водоизмещение | 1003 тонны | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 дизеля | |
Винты | 2 | |
Мощность | 2 × 294 кВт (всего 800 л. с.) [6] | |
Скорость | 20,5 км/ч | |
Экипаж | 33 (?) | |
Пассажировместимость | 120—140 (после переделки) 259 (исходно по проекту серии II) |
«Булга́рия» (до 2010 года — Украина) — речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 «Россия», словацкое обозначение OL800 (osobná loď 800, словацк. пассажирское судно мощностью 800 л.с.). 10 июля 2011 года затонул в акватории Куйбышевского водохранилища около села Сюкеево (Татарстан) с многочисленными жертвами. Был поднят на поверхность и после состоявшегося расследования из-за возникшей перед доком задолженности со стороны Камского речного пароходства 25 октября 2011 года отправлен на утилизацию.[3]
Содержание |
Дизель-электроход был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (сейчас Slovenské lodenice Komárno a.s.) в Комарно (Чехословакия, сейчас — Словакия). Судно построено по проекту 785 во второй серии.
С момента постройки теплоход носил имя Украина, в феврале 2010 года был переименован в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана. До 1962 года принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству (ВОРП), порт приписки — Горький, затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», генеральный директор — Валерий Незнакин [7], крупнейший акционер — Михаил Антонов [8] [9] [10]), порт приписки — Чайковский.
В 2000—2010 годах арендаторами теплохода были «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Затем теплоход был арендован ООО «Бриз»[11] (генеральный директор — Валерий Незнакин[7]}, которым в июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду казанскому ООО «АргоРечТур» (директор — Светлана Инякина) [12][13], которое имело плохую деловую репутацию[14] и не входило в Единый реестр туроператоров, что означает отсутствие прав организовывать перевозки[15].
Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга». Пассажиры отдельно, как правило, не страховались, в том числе и в потерпевшем крушение рейсе, но входили в программу обязательного страхования на транспорте (с компенсацией родственникам 120 МРОТ, или 519 тыс. руб) в случае смерти и обычного медстрахования по полисам ОМС в случае необходимости лечения[16].
Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, судно вышло за его границу и село на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани (1311-й км Волги)[17][18]. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт[19].
9 июля 2011 года дизель-электроход «Булгария» вышел из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня, уже имея крен на правый борт. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На следующий день, 10 июля, в 11 часов 15 минут теплоход отправился из порта города Болгар в обратный путь, также имея крен.[11]
Примерно в 13 часов 30 минут, при плохих погодных условиях, при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений, в результате чего в течение короткого времени теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров[11]. Крушение произошло в 2560 метрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.[20]. В результате крушения теплохода «Булгария» погибло 122 человека, 79 удалось спастись.
В настоящий момент теплоход «Булгария» поднят со дна Куйбышевского водохранилища и в качестве вещественного доказательства по уголовному делу находится на мели в районе Куйбышевского затона.
Пассажирские речные суда проекта 785 | |
---|---|
Серия I | |
Серия II |
«Кремас» • «Туркменистан» • «Пётр Алабин» • «Карелия» • «Киевская Русь» • «Михаил Годенко» • «Литва» • «Булгария» • «Мусоргский» • Чайковский • «Михаил Годенко» • «Римский-Корсаков» • «Ипполитов-Иванов» • «Антон Рубинштейн» • «Композитор Глазунов» • «Композитор Глинка» |
Серия III |
Булгария (теплоход).