Ванжура, Эрнест

Арношт Ванчура (чеш. Arnošt Vančura, нем. Ernst von Wanczura, в России под именем Эрнест Ванжура; ок. 1750, Вамберг, ныне Вамберк, Богемия — 1802, Санкт-Петербург) — чешский и русский композитор, музыкант.

Происходил из знатного богемского рода Ванчура, носил титул барона. Приобрел некоторую известность в Вене как композитор, пианист, скрипач. Затем работал в Шклове в оркестре графа Семёна Зорича[1].

В 1783 году переехал в Санкт-Петербург, где с 1786 года состоял одним из капельмейстеров придворной оперы и придворным пианистом, а в камерных ансамблях играл также и на скрипке; партнёрами Ванчуры по ансамблевому музицированию были видные солисты, служившие при российском императорском дворе: Антон Фердинанд Тиц, Жан Батист Кардон и др. Ванчура пользовался покровительством Екатерины Второй и директора императорских театров князя Н. Б. Юсупова.

Ванчура принимал участие в перестройке Каменного театра, названного впоследствии Большим (ныне — здание Санкт-Петербургской консерватории). Кроме того, Ванчура подавал и проекты об открытии новых театров в Москве, оппонируя М. Медоксу, полагавшему необходимым развивать единственный, уже созданный Петровский театр[2]. Закончил службу в 1797 году. В 17851794 издавал «Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdié aux dames».

В 1787 году сочинил музыку оперы «Храбрый и смелый витязь Архидеич», русское либретто которой — на сюжеты народных сказок о Иване-царевиче — было написано императрицей Екатериной Второй (вместе с А. В. Храповицким). Премьера оперы состоялась 27 сентября (4 октября по н. ст.) 1787 года на сцене Каменного театра; позже опера ставилась также под названием «Иван-царевич».

Ванчура — автор «Трёх национальных симфоний для большого оркестра на темы различных песен русских, украинских и польских» (фр. Trois Sinfonies nationales a grand orchestre arrangées de plusieurs chansons russes, ukrainiennes et polonoises; Санкт-Петербург, 1798; клавир републикован М. П. Пряшниковой, Киев, 1983). Эти симфонии считаются одним из ранних примеров обработки народной музыки в симфоническом жанре и, возможно, являются первыми симфониями, написанными в России[3]. Одна из частей этого произведения традиционно использовалась в качестве увертюры к опере «Мельник — колдун, обманщик и сват» и долгое время приписывалась Евстигнею Фомину[4]. «Русская симфония» из этого цикла была в 1998 г. записана британским оркестром старинной музыки «Fiori Musicali», существует также более ранняя запись всех трёх, осуществлённая украинским дирижёром Юрием Никоненко. Ванчуре принадлежат также квартеты для клавесина, флейты, скрипки и виолончели, струнные трио, клавирные пьесы и другие сочинения.

Источники

  1. I. У. Мацiеўскi. Беларуская мастацкая плынь у фармаванні еўрапейскага абрысу музычнай культуры Санкт-Пецярбурга  (белор.)
  2. О. В. Бубнова. От Локателли — к Медоксу, от Медокса — к «дому Щепкина» // Портфель журнала «Наше наследие».
  3. James Manheim. Haydn: Nelson Mass; Wanczura: Symphony No. 2 The Russian // All Music Guide  (англ.)
  4. А. Гозенпуд. МЕЛЬНИК — КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ — опера М. Соколовского

Ссылки

  • Ванжура Э. в Музыкальной энциклопедии
  • Ванжура Эрнест в ЭСБЕ
  • Ванжура в Большой биографической энциклопедии

Ванжура, Эрнест.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29