Йоахим Вах | |
Joachim Wach | |
Род деятельности: |
Теолог, историк, социолог и феноменолог религии |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Страна: | |
Дата смерти: |
27 августа 1955 (57 лет) |
Место смерти: |
Q68813? |
Йоахим Эрнст Адольф Феликс Вах (нем. Joachim Ernst Adolphe Felix Wach; 25 января 1898, Хемниц, Германская империя — 27 августа 1955, Орселина, кантон Тичино, Швейцария) — немецко-американский протестантский теолог, социолог, религиозный деятель, историк религии, один из самых выдающихся религиоведов.
Поступил в 1918 году в Лейпцигский университет. Затем, ученик Фридриха Хайлера в Мюнхене и Эрнста Трёльча в Берлинском университете. Затем вернулся в Лейпциг изучать восточные языки, историю и философию религии. В 1922 году получил степень доктора философии (PhD) за диссертацию «Основания феноменологии концепции спасения», опубликованной под названием «Der Erlosungsgedanke und seine Deutung».
В 1929—1935 — профессор истории религии в Лейпцигском университете После прихода к власти в Германии фашистов был уволен и переехал в США, где до 1945 работал преподавателем Брауновского университета в городе Провиденсе, штата Род-Айленд. В 1945—1955 читал лекции в университете Чикаго.
Среди его известных учеников в Чикаго был Джозеф М. Китагава.
Внёс значительный вклад в области социологии религии. Ему приписывают введение в американскую науку феноменологический метод анализа и практики религиозных верований.
Создатель научной дисциплины, известной как сравнительное изучение религии (Religionswissenschaft) в университете Чикаго. Считается основателем, так называемой, Чикагской школы, из которой вышли такие влиятельные учёные, как Мирча Элиаде.
Религия понимал как автономную и идеогенетическую область культуры, сформированную опытом sacrum (священного). Вах задуман Religionswissenschaft в качестве сравнительного, феноменологического и психологического подходов к религии. Ввёл понятия трёх различных аспектов (компонентов) религии: теоретический (Учение), практический (Поклонение) и социологический (Организация), затем принятые большинством религий.
В своей работе «Наука о религии: пролегомены к ее научному теоретическому обоснованию» (Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung, 1924), Вах настаивал на целостности и автономии истории религии, которая должна быть свободна от богословия и философии религии.
«Задача науки о религии в том, чтобы изучать и описывать эмпирические религии. Она ищет описательного понимания; это не нормативная дисциплина. Когда она получила понимание исторического и систематического аспектов конкретных религиозных форм, ее задача выполнена».
Программа Ваха была сконцентрирована на понимании, что привело его к написанию трехтомной работы о развитии герменевтики в XIX веке (Das Verstehen, 1926—1933). Первый том рассматривал герменевтические теории таких мыслителей, как Ф. Шлейермахер, Г. А. Аст, Ф. А. Вольф, Август Бок и Вильгельм фон Гумбольдт. Второй том имел дело с богословской герменевтикой от Шлейермахера до Иоганна фон Гофмана, а третий был посвящен исследованию теорий исторической герменевтики от Леопольда фон Ранке до исторического позитивизма. Несомненно, Вах ощущал необходимость установить твердые герменевтические основания истории религии.
Вах был убежден, что история религий (Religionswissenschaft) не должна потерять своего эмпирического характера.
Среди сочинений Й. Ваха на английском языке опубликованы «Социология религии» (1944), «Types of Religion» (1957), «Сравнительное изучение религий» (The Comparative Study of Religions, 1958).
|
Вах, Йоахим.