Гопли́т (греч. ὁπλίτης) — древнегреческий тяжёловооружённый пеший воин. Название происходит от названия тяжёлого круглого щита — гоплон (греч. ὅπλον) (ср. пельтасты, названные по лёгкому щиту — пельте). Впервые появились в спартанской армии. Вооружались за свой счёт. Гоплиты служили в армиях греческих городов-государств и по своей сути были солдатами-гражданами, так как долгом гражданина любого свободного полиса было несение военной службы. Поэтому любое собрание граждан представляло собой собрание солдат: служащих в данное время или отслуживших ветеранов. Фактически, каждый греческий гражданин являлся гоплитом. Гоплиты, тяжело вооруженные греческие пехотинцы, доминировали на поле боя в течение четырёх столетий, примерно с начала VII века до н. э. До царя Филиппа II (отца Александра Македонского) гоплиты составляли основу классической фаланги.
Сохранившийся текст клятвы приносимой гражданином перед вступлением на военную службу:
Клянусь не посрамить это священное оружие, не оставить товарища, стоящего рядом со мной в строю. Я буду защищать эти сакральные и гражданские места и не оставлю моё отечество. Я сделаю всё чтобы оно стало больше и могущественнее. Я буду слушать тех, кто в данный момент находится у власти, и выполнять законы, которые действуют сейчас и будут действовать в будущем. Если кто-либо попытается отменить их, я не позволю им этого сделать, пока у меня будут силы. Я клянусь чтить своих предков. В свидетели я беру богов Аглавру, Гестию, Энея, Эниалия, Ареса, Афину, Зевса, Таллию, Ауксо, Гегемона, Геракла, границы отчизны и её хлеба, ячмень, вино, оливки и фиговые деревья.
Содержание |
К обеспечению воинов оружием за свой счёт греческие государства перешли ближе к концу классического периода. До этого времени граждане-гоплиты должны были сами заботится о своем вооружении, хотя комплект оружия стоил довольно дорого. К концу VI века до н. э. в Афинах был принят закон, по которому поселенцы на Саламине должны были обеспечивать себя доспехами стоимостью 30 драхм. Данная сумма равнялась месячному доходу ремесленника того времени. При этом дорогое оружие обычно передавалось от отца к сыну. В Древней Греции производство оружия было сконцентрированно в крупных городах, а небольшие поселения вооружались за счёт импорта. При Перикле в Афинах была организована мастерская по производству щитов, на ней работало свыше 120 рабов не считая свободных граждан, это было крупнейшее производство античной Греции.
С середины V века до н. э. по всей Греции снаряжение гоплитов стало облегчаться, гиппотораксы — анатомические бронзовые панцири, стали вытеснятся линотораксами — льняными панцирями, исчезают из употребления наручи, так как построение становилось более глубоким и плотным, численность воинов в отрядах увеличилось, до 256 (кроме Спарты — у неё так и осталась классическая система отрядов по 144 человека), из-за чего рубящие удары наносятся уже реже, а чаще колющие удары, при которых рука уже не подвергалась опасности быть отрубленной, копья стали удлиняться с 3 метров до 3,5—4 метров, гоплиты постепенно перерождались в сариссофоров. С середины V века до н. э. появляются наёмные гоплиты, которые обходились уже линотораксами, на животе усиливающимися чешуёй, более открытыми халкидскими шлемами и куполообразными бронзовыми шапками, называемыми пилос, аргивскими щитами (гоплонами), новыми удлинёнными копьями — сариссами (введёнными фиванским стратегом Эпаминондом во времена войны Фив со Спартой, позже перенятыми Филиппом Македонским для своих сариссофоров). То же самое относится и к другим частям доспеха, который во времена господства Микен был гораздо полнее, фактически представляя собой бронзовые латы.
Первым серьёзным испытанием на прочность для греческой военной доктрины стало персидское вторжение в 546 году до н. э., обусловившее резкие изменения в тактике. Изначально граждане-гоплиты образовывали «трибы», которые формировались без учета возраста, кровного родства и уровня военной подготовки (одно из первых упоминаний о «трибах» появилось в «Илиаде» Гомера). Однако численность подобного армейского деления было очень сложно соблюсти из-за естественных причин: рождение, смерть, гибель в бою. Первоначально «трибы» подразделялись на «фратрии» («братства»). Но фратрийская система деления утратила свой смысл в ходе трибальных реформ около VIII века до н. э., в результате которых появились новые подразделения: «genos» («семейство») и «triakas» («тридцать»).
Давший клятву гражданин назывался «ephebes» («эфебом»), который на протяжении двух лет должен был пройти программу физической и военной подготовки — «эфебат». Элементы «эфебата» были похожи у многих греческих городов-государств.
Около VII века до н. э. в Спарте изобрели специально для гоплитов особый строй — фалангу[3].
Сражались гоплиты при поддержке пельтастов и пращников (иногда также присутствовали наёмные лучники с Крита). Кавалерия, если была, обыкновенно играла лишь вспомогательную роль, особенно у спартанцев, считавших кавалерию ненужной. А поскольку идеальным образцом фаланги считалась именно спартанская фаланга, то лошади, в основном, использовались для подвоза к полю боя богатых воинов. Однако ученик Сократа Алкивиад, помимо прочего, вошёл в историю ещё и тем, что на коне, в одиночку, прикрывал отступление фаланги, в первом ряду которой находился Сократ.
Что любопытно, элитный пеший отряд из 300 спартиатов (полноправных граждан), по традиции, появившейся ещё до реформы Ликурга, именовался отрядом «всадников». Помимо сопровождения царя на войне, в мирное время «всадники» выполняли функции полицейского отряда быстрого реагирования.
Победы греков в греко-персидских войнах привели к высокому спросу в соседних странах (особенно в Персии) на наёмных гоплитов.
Во время греко-персидских войн, начиная с 424 г. до н. э., в Спарте появилась традиция призывать на время войны лаконских илотов (домашних рабов) в качестве гоплитов, с последующим дарованием им свободы. Причиной этого являлось малое число собственных граждан, которых едва хватало на то, чтобы держать мессенских илотов в повиновении, для чего им (мессенским илотам) ежегодно объявлялась война Криптия.[4]
Гоплит.