Давидо-Гареджийский монастырский комплекс

Монастырь
Давидо-Гареджийский монастырский комплекс
груз. დავითგარეჯა, азерб. Keşiş Dağ
Пещерные монастыри Давид Гареджи
Страна Грузия и Азербайджан
Местоположение Грузино-азербайджанская граница
Конфессия Грузинская православная церковь
Основатель Давид Гареджийский
Дата основания VI век
Статус Действующий

41°26′51.15″ с. ш. 45°22′34.88″ в. д. / 41.447544° с. ш. 45.376357° в. д. (G) (O) (Я)

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс, Давид Гаре́джа (груз. დავითგარეჯის სამონასტრო კომპლექსი, азерб. Keşiş Dağ) — комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Содержание

Монастырский комплекс

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.

История

Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I.


Древнейшие монастыри Давид Гареджа — это лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — были основаны в 1-й половине VI в., в X—XIII вв. образовались другие монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц.

Пещерный комплекс находится в Гаре Кахети — он простирается на 25 километров вдоль склонов Гареджийского кряжа. По дошедшим до нашего времени литературным источникам, начало существования комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида.

В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем Иллариона Картвели — видного деятеля IX века связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий — автор песнопения «Ты есть лоза виноградная». Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.

В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря.

Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI—XIII веках. В это время появляются новые монастыри — Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары.

Священной реликвией становится единственный в этой местности источник «слезы Давида», у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных.

В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите.

Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц — Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно.

В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV—XV веков Тамерлан (Темурленг — Б. С.) подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи.

В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Надписи монастыря

По подсчетам в Давидо-Гареджийском монастыре в большом количестве имеются надписи: грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), а также уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырехъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском.[1]

Грузинские надписи у входа в лавру святого Давида, Давид Гаре́джа.

Территориальный спор

В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана, он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года.[2] По мнению грузинских монахов, живущих в монастыре, всё происходящее это часть плана, разработанная в советское время, и целью которого является подрыв отношений между христианами-грузинами и мусульманами-азербайджанцами.[3] Согласно заместителю министра иностранных дел Грузии, Георгию Манджгуладзе, Грузия желала бы разменять эту территорию, в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для Грузии.[3]Баку отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот.[4] В ноябре прошлого года заместитель министра иностранных дел Азербайджана отметил, что «Территориальным обменам нет места. Мы не обсуждаем этот вопрос.»[3]

См. также

Примечания

  1. Л. М. Меликсет-Бек / Эпиграфика Востока , Том 8 / Изд-во Академии наук СССР, 1953 стр.56

    По подсчетам Л. Меликсет-Бека, в Гареджа имеются надписи: "В большом количестве грузинские, а также до 20 армянских, 8 греческих и 21 восточная (арабским письмом), наконец, уникальная в своем роде тетралингва, то есть четырехъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском

  2. Ancient monastery starts modern-day feud in Caucasus, Middle East Times (3 мая 2007). Проверено 23 июня 2007.
  3. ↑ Georgia, Azerbaijan Debate Control of Ancient Monastery's Territory, Eurasia.Net (3 ноября 2006). Проверено 23 июня 2007.
  4. Monastery Divides Georgia and Azerbaijan, Institute for War and Peace Reporting (29 марта 2007). Проверено 23 июня 2007.

Литература

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Давидо-Гареджийский монастырский комплекс
  • Чубинашвили Г. Н., Пещерные монастыри Давид-Гареджи, Тбилиси, 1948.
  • Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Papers from the International Symposium, Tbilisi University, September 2000. Ed. Z. Shkirtladze. Tbilisi 2001.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29