Диго́рцы (осет. дыгур, дыгурæттæ; ед. ч. — дыгурон, диг. дигорæ, дигорæнттæ; ед. ч. — дигорон[1]) — этнографическая группа осетин, говорят на дигорском языке (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи. Носители иронского диалекта редко владеют дигорской речью и без опыта общения почти не понимают его. Дигорцы же наоборот в основной своей массе понимают иронскую речь и частично владеют ею, поскольку иронский более распространён в Осетии и в советское время считался единственным литературным языком осетин, в связи с чем он преподавался и дигорцам. Согласно Всероссийской переписи населения России 2002 года 607 человек указали себя дигорцами, а по переписи 2010 года всего 223 дигорца указали свою идентичность. Однако несмотря на это носителей дигорского диалекта несколько десятков тысяч человек.
Содержание |
В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор — принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Задалески нана и Темур Алсахъ).
Дигорцы составляют основную часть населения Дигории — западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек, Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорного сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района. Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев — Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетиновское (Мусгъæу, 1809 г.). Эти переселенцы позже вошли в терские казачьи войска.
В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория лишь в 1827 году вошла в состав Российской Империи.
В первой половине XIX века дигорцы в большинстве исповедовали ислам . Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет мусульман дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли).
Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.
По сравнению с иронским, дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка. Как указывал известный иранист В. И. Абаев, дигорский диалект «в области фонетики и отчасти морфологии отражает нормы, переходные от древнеиранских к современным иронским. Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка»[2].
Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868—1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев, Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев, Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев и др.
Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.
Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, для него был разработан специальный алфавит, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка[3], а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.
Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабæрттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь[4], а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б.. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском[5]. Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.
Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:
Кантемировы,Карабугаевы,Таймазовы,Дзедаевы, Найфоновы,
Кабалоевы, Керчелаевы, Кагермазовы, Цаголовы, Кардановы, Золоевы, Дадтеевы, Царикаевы, Малиевы, Цориевы, Макоевы, Баликоевы, Кибизовы, Дзагуровы, Дедегкаевы, Елеевы, Айдаровы, Цаллаевы, Хадаевы, Сабановы,Саракаевы, Скодтаевы, Цакоевы, Дзоблаевы, Камболовы, Гобеевы, Габеевы, Будаевы, Хамицаевы, Хамикоевы, Тавасиевы,Тепсикоевы, Атаевы, Акоевы, Албегоновы, Бичегкуевы, Дзансоловы, Тагаевы, Темираевы, Таказовы, Тогузаевы,Токаевы,Тавитовы,Толасовы, Цебоевы,Баскаевы, Цорионовы, Билаонов, Тайсаевы, Бузоевы, Бичиловы, Газдаровы, Бясовы, Хаймановы, Хохоевы, Цопбоевы, Нигколовы , Мирзоевы , Туккаевы, Дамбеговы, Хачировы, Хацаевы, Кожиевы, Караевы, Кадоховы, Катаевы.
Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен, Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг, Уруймаг
((Тавитов Валерий Данилович) — Заслуженный тренер РСФСР по вольной борьбе, Заслуженный работник физической культуры РФ, почетный работник образования РФ.
Осетины (ирæттæ) | |
---|---|
Субэтнические группы | Иронцы (в том числе Кударцы, Чсанцы, Туальцы, Урстуальцы) • Дигорцы |
Культура | Нартский эпос • Литература • Музыка • Танцы • Искусство • Кухня • Архитектура • Имена |
Расселение | Северная Осетия • Республика Южная Осетия • Осетины в Грузии : Триалетская Осетия, Трусовское ущелье • Турецкая диаспора |
Религия | Христианство • Ислам |
Осетинский язык | Иронский диалект (Кударо-джавское наречие) • Дигорский диалект |
Разное | История |
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Дигорцы.