Николай Васильевич Досекин | |
Николай Васильевичъ Досѣкинъ | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
11 августа 1935 (72 года) |
Место смерти: | |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: |
|
Стиль: | |
Известные работы: |
«Париж. Улица Монмартр», «Кельн зимой», «Портрет П. М. Третьякова» |
Влияние на: | |
Работы на Викискладе |
Никола́й Васи́льевич Досе́кин (7 [19] мая 1863, Харьков, Харьковская губерния — 11 августа 1935, Москва) — русский живописец — импрессионист, скульптор, сценограф, член Товарищества передвижных художественных выставок[2], участник выставочного объединения «36 художников»[3][4], учредитель «Союза русских художников»[5][6].
Содержание |
Николай Васильевич Досекин родился в семье известного русского фотографа, владельца фотографических мастерских в Харькове и Москве — Василия Сергеевича Досекина (1829—1900)[7][8].
Двое из четырех детей В. С. Досекина стали художниками[9][10] — Николай, бравший частные уроки у харьковского художника Е. Е. Шрейдера и его младший брат Сергей (1869—1916), закончивший в 1894 году Императорскую Академию художеств[11].
С 1879 по 1894 год Николай Досекин переезжает в Москву, где учится рисунку и живописи в пейзажной мастерской А. А. Киселёва[1]. В 1896 покидает Россию и до 1918 года[12] живёт в Париже, продолжив образование и посещая мастерскую Елизаветы Кругликовой[13].
С 1888 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Выставлялся на XVI — XXV, XXVII и XXVIII выставках Товарищества[2]. В 1900 году становится полноправным членом Товарищества, однако в 1901 году выходит из Товарищества, выступив против неравноправного положения молодых художников и вместе с А. М. Васнецовым , С. А. Виноградовым, В. В. Переплетчиковым становится инициатором создания своего выставочного объединения, которое, по числу входящих в неё членов, получило название «36 художников»[3][4].
Проведя две выставки в 1901 — 1903 годах, московское объединение «36 художников» и петербуржское объединение «Мир искусства» создают в 1903 году Союз русских художников, одним из учредителей которого становится Досекин[5].
В 1918 году Н. В. Досекин возвращается в Россию и с 1919 по 1921 год возглавляет кооператив художников в Ростове-на-Дону. С 1922 по 1925 год сотрудник Московского кустарного музея[12].
«Суда у волжской пристани», (1893), холст, масло — частное собрание.
«Прибой», (1894), холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. A. Врубеля.
«Сумерки на море», (1899), холст, масло — Одесский художественный музей.
«В море», (1899), холст, масло, темпера — Государственная Третьяковская галерея.
«Сена. Париж.», (1900), холст, масло — Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.
«Париж. Латинский квартал», (1900-е), холст, масло — частное собрание.
«Кёльн зимой», (1900-е), картон, масло — Государственная Третьяковская галерея.
«Венецианский ноктюрн», (1900-е), холст, масло — Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева.
«Улица Сен-Дени. Париж», (между 1904 и 1912), холст, масло — Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».
«Венеция. Палаццо Бернардо», (1916), картон, масло, графитный карандаш — частное собрание.
Досекин, Николай Васильевич.