Оригинальные произведения
Также в список включены наиболее известные рукописи и надписи.
- Конец XI-начало XII века — предположительное написание Григорием, монахом Киево-Печерского монастыря, канонов в службах князю Владимиру, Феодосию Печерскому, на перенесение мощей Бориса и Глеба и на перенесение мощей Николая Мирликийского.
- Начало XII века — Написание Василием «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича», включенной в летописи.
- 1104—1106 (ранее датировалось 1113—1115) — Путешествие игумена Даниила в Палестину. По итогам путешествия им было написано «Хождение игумена Даниила».
- 1106 — Умер воевода Янь Вышатич, чьи рассказы, как считается, были использованы в летописании.
- Ок.1109 — Написание Нестором «Чтения о житии Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» (по мнению С. А. Бугославского).
- 1110—1112 — Создание «первой редакции» «Повести временных лет» в результате переработки и дополнения Начального свода (по схеме А. А. Шахматова). Ее автором предположительно считается Нестор.
- Между 1113 и 1121 — два послания митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, одно послание Ярославу Святополчичу и поучение Никифора о посте.
- После 1113 — создание Пространной редакции Русской Правды.
- 1114—1122 — Епископство Даниила в Юрьеве (предположительно отождествляется с автором «Хождения»).
- 1115 (или между 1115 и 1117) — Сказание о перенесении мощей Бориса и Глеба и их чудесах. Окончательное оформление «Сказания о Борисе и Глебе». Предполагаемый автор (по Н. Н. Воронину) — епископ Переяславский Лазарь (ум.1117).
- 1116 — Согласно А. А. Шахматову и другим авторам, Сильвестр создаёт вторую редакцию «Повести временных лет» [1]. По другому мнению, Сильвестр был простым переписчиком.
- 1117 — Наиболее вероятная датировка «Поучения Владимира Мономаха».
- 1118 — «Третья редакция» «Повести временных лет», созданная по поручению Мстислава Владимировича (предположительно выделена А. А. Шахматовым, отвергается рядом ученых).
- 1119 — Написание Юрьевского Евангелия.
- 1123 — Смерть переяславского епископа Сильвестра.
- 1133 — Надпись на Стерженском кресте.
- Около 1136 — «Вопрошание Кирика» — ответы епископа Нифонта и Климента Смолятича на вопросы Кирика, Саввы и Илии о церковном праве и обрядности.
- 1136 — «Учение о числах», написанное Кириком Новгородцем («первым русским математиком»).
- 1136 — Согласно Д. С. Лихачёву, составление «Софийского временника» по инициативе Нифонта, епископа Новгородского.
- 1138 — Начало летописи, включенной в «Летописец Переяславля Суздальского».
- Первая половина 1140-х годов — Перевод Феодосием Греком по просьбе Николая Святоши письма папы Льва I патриарху Флавиану о ереси Евтихия с предисловием и послесловием.
- 1144 — Написано Галицкое Евангелие.
- 1144—1188 — Ведение летописания Германом, священником новгородской церкви святого Иакова.
- 1140-е годы — Возникновение Галицко-Волынского летописания.
- Между 1147 и 1154 — Написание митрополитом Киевским Климентом Смолятичем «Послания к пресвитеру Фоме». Клименту приписывается также Поучение в субботу сыропустную.
- После 1152 — Создание Петром Бориславичем повести о посольстве к Владимирку Галицкому. Согласно концепции Б. А. Рыбакова, Пётр Бориславич был автором текста Ипатьевской летописи за 1146—1154 годы, отличающегося особенной подробностью.
- Третья четверть XII века — Создание «Слова о князьях».
- Между 1160 и 1169 — «Притча о душе и теле» Кирилла Туровского (датировка И. П. Ерёмина).
- 1161 (?) — Произнесение Моисеем, игуменом Новгородского Антониева монастыря, «Слова о ротах и клятвах», которое А. И. Соболевский связал с засухой 1161 г.
- 1164 — Произнесение Андреем Боголюбским «Слова о празднике 1 августа»
- 1164—1165 — Создание по инициативе Андрея Юрьевича Боголюбского цикла произведений: «Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» (вероятно, написано епископом Феодором), первой редакции «Жития Леонтия Ростовского».
- Вскоре после 1164 — написание «Сказания о чудесах Владимирской иконы богоматери» по инициативе Андрея Боголюбского.
- Вскоре после 1165 (но не позже 1188) — Написание краткого «Жития Аркадия, архиепископа Новгородского» (епископ в 1157—1165 годах).
- 1160-е годы — Создание по инициативе Андрея Боголюбского Проложного сказания об учреждении праздника Покрова и Службы на Покров.
- 12 марта 1166 года — Произнесение поучения к духовенству епископом Новгородским Иоанном (Ильей) (датировка А. С. Павлова).
- Вскоре после 1167 — создание «Похвалы князю Ростиславу Мстиславичу» Смоленскому.
- Начало 1170-х годов — летописная редакция «Сказания о победе над волжскими болгарами 1164 года». Епископ Леон редактирует «Установление о постах на праздник 1 августа».
- 1170-е годы — Основное творчество Кирилла, епископа Туровского. Его торжественные слова, поучения и молитвы.
- Конец XII века — составление второй редакции Пролога. Ее гипотетически связывают с Кириллом Туровским.
- 1175—1176 — Написание «Повести об убиении Андрея Боголюбского». Ее приписывали игумену Феодулу, попу Микуле либо Кузьмищу Киянину.
- 1177 — Создание Владимирского летописного свода (согласно М. Д. Присёлкову; по А. А. Шахматову — 1185 год).
- После 1182 — «Повесть о белоризце и о мнишестве» — послание Кирилла Туровского Василию, игумену Печерскому.
- После 1185 — создание Летописной повести о походе Игоря Святославича.
- 15 августа 1185 года — по гипотезе Л. С. Махновца, Владимир Ярославич Галицкий исполняет «Слово о полку Игореве».
- Осень 1185 — датировка рядом авторов (М. А. Максимович, А. И. Соболевский, Н. К. Гудзий, Б. А. Рыбаков и др.) создания «Слова о полку Игореве» (либо его основной части).
- Осень 1187 (либо 1188) — датировка рядом авторов создания «Слова о полку Игореве» [2].
- До 1187—1190 — Епископ Белгородский Максим. Автор 4 статей в текстах канонических правил. Также ему приписывается «Святого Григория Богослова поучение попам».
- 1187 — Смерть Моисея, игумена новгородского Антониева монастыря, автора «Поучения о безвременном пьянстве».
- 1187 — Согласно М. Д. Присёлкову, завершение Летописца Переяславля Южного, включенного в Киевский свод 1200 г.
- 1188 — Смерть новгородского летописца Германа Вояты.
- 1190—1213 — Епископ Ростовский Иоанн I. Предполагаемый автор «Поучения в неделю цветную» [3].
- Конец XII века (1193 по Приселкову) — создание Владимирского летописного свода.
- Между 1194 и 1196 — датировка «Слова о полку Игореве» Н. С. Демковой.
- 1190-е годы (?) — создание «Слова Даниила Заточника», обращенное к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.
- 1199 — Игумен Моисей Выдубицкий произносит Похвальное слово Рюрику Ростиславичу, включенное в Ипатьевскую летопись.
- 1200 — Составление Киевского свода, вошедшего позднее в Ипатьевскую летопись. Его редактором считается Моисей Выдубицкий.
- Рубеж XII-XIII веков — создание русского апокрифа «Слово на Лазарево воскресение».
- Конец XII — начало XIII века — написание первой редакции «Жития Евфросинии Полоцкой».
- XII век — «Поучение к духовному чаду» Георгия, черноризца Зарубского.
- XII век (точная датировка неясна) — «Поучение философа, епископа Белгородского» Григория. Ему же приписывается «Слово святого Григория Богослова ко всем христианам о пьянстве».
- XII век — написано «Слово о Мартине монахе» из Турова.
Переводные произведения
Согласно Д. М. Буланину, в XII веке было сделано наибольшее число переводов за киевский период [4]. Однако различить переводы южнославянские и восточнославянские крайне сложно.
- Не позднее начала XII века — перевод Менология (Синаксаря), получивший на Руси название Пролог.
- Не позднее начала XII века — на Руси известен перевод «Откровения Мефодия Патарского».
- Не позднее начала XII века — перевод на Руси «Повести о Варлааме и Иоасафе».
- Не позднее начала XII века — «Житие Андрея Юродивого».
- XII век — перевод Толкового евангелия и толкового апостола Феофилакта Болгарского.
- XII век — на Руси появляется ранее переведенное в Болгарии «Видение Исайи».
- XII век (?) — «Житие Евстафия Плакиды».
- XII век — Распространение на Руси сборника «Златоструй».
- XII век — перевод «Мучения Никиты».
- XII век — «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца.
- Не позднее XII века — распространение на Руси «Слова Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском».
- Не позднее XII века — перевод Толкований на Апокалипсис Андрея Кесарийского.
- Не позднее XII века — Толкования Никиты Ираклийского на Слова Григория Богослова.
- Не позднее XII века — «Житие Георгия Победоносца».
- Не позднее XII века — «Житие Козмы и Дамиана».
- Не позднее XII века — краткая редакция «Жития Нифонта Констанцского».
- Не позднее XII века — «Мучение Ирины».
- Не позднее XII века — «Мучение Феодора Тирона».
- Не позднее XII века — «Паралипомен Иеремии».
- Не позднее XII века — на Руси известен «Римский патерик».
- Не позднее XII века — «Слово святого Иоанна Милостивого об исходе души».
- Не позднее XII века — распространение на Руси сказаний об Иоанне Предтече.
- Не позднее XII века — «Слово на успение Богородицы».
- Не позднее XII века — «Хождение Богородицы по мукам».
- Не позднее XII века — распространение апокрифов об Андрее Первозванном.
- Не позднее XII века — апокрифы о Мельхиседеке.
- Не позднее XII века — цикл апокрифов и сказаний о Данииле.
- Не позднее XII века — «Слово святых апостол: Петра и Андрея, Матфея и Руфа, и Александра».
- Не позднее XII века — «Лествица» Иоанна Лествичника.
- Не позднее XII века — «Богословие» Иоанна Дамаскина.
- Не позднее XII века — распространение на Руси текста «Физиолога».
- Не позднее XII века — «Повесть о Федоре купце».
- Не позднее XII века — сборник «Пчела».
- Конец XII-начало XIII века — «Христианская топография» Козьмы Индикоплова
- XI—XII века (во всяком случае, не позднее конца XIV века) — распространение «Жития пророка Моисея». По Н. А. Мещерскому и А. А. Алексееву, перевод сделан с древнееврейского, им же принадлежит датировка..
- XII—XIII века — Перевод с древнееврейского цикла «Суды Соломона» (по А. А. Алексееву).
- Конец XI — начало XII века (датировка Н. А. Мещерского [5]; во всяком случае, не позднее XIV века) — перевод книг Есфири и Песни песней с еврейского оригинала.
- XII век — по А. А. Алексееву, перевод с древнееврейского «Слова блаженного Зоровавеля» (на основе «Иосиппона»).
- Конец XII века — Выголексинский сборник, содержащий древнейшие славянские списки житий святителя Нифонта Кипрского (в краткой редакции) и преподобного Феодора Студита.
Основные источники
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI — первая половина XIV в.). Л., Наука. 1987. 496 стр.
- История русской литературы. В 4 т. Т.1. Л., Наука. 1980. С.62-86.
- История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т.1. Проза. СПб, Дмитрий Буланин. 1995. Гл.1. Древняя Русь.
- История всемирной литературы. В 9 т. Т.2. М., 1984.
- Лихачев Д. С. Повесть временных лет: историко-литературный очерк; Археографический обзор списков «Повести временных лет». // Повесть временных лет. СПб, Наука. 1999. С.271-378 (переиздание статей 1950 г.).
- Комментарии в изд.: Библиотека литературы Древней Руси. Т.4. СПб, 1997.
Примечания
- ↑ традиция, считавшая Сильвестра летописцем, существовала уже в XV в. (ПСРЛ, т. XV, вып.1, стб.185)
- ↑ см. Дмитриев Л. А. Время создания «Слова». // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 5 т. СПб, 1995. Т.1. С.246-251
- ↑ также его приписывают епископу Ростовскому Иоанну II (1346—1356)
- ↑ История русской переводной художественной литературы. СПб, 1995. Т.1. С.42
- ↑ СККДР. Вып.2. Ч.2. С.499