Духовное образование

Перейти к: навигация, поиск

Богословское (теологическое) образование — система обучения специалистов в области богословия. Основная цель богословского образования — профессиональная подготовка служителей религиозных организаций. Дополнительной его целью является подготовка специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов и т. п.

Высшее богословское образование

Высшее богословское образование предоставляют богословские (теологические) факультеты высших учебных заведений, духовные академии и семинарии.

Среднее богословское образование

Среднее богословское образование предоставляют богословские (теологические) курсы[1] при высших учебных заведениях или специальные духовные учебные заведения, такие как Духовные училища.

Болонский процесс в РПЦ

По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в РПЦ начинается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России[2].

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым[3]:

  • Первый уровень — это Бакалавриат: 4 (обязательных) года + 1 (пастырский и практический) год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин "семинария" является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат представляет из себя 4 (обязательных) года + 1 (пастырский и практический) год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный ("нулевой") курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений. В основу деятельности бакалавриата (семинарий) РПЦ положены «Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», принятые Священнным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года[4] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам семинария и превратилась в высшее учебное заведение РПЦ.
  • Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин "Академия" стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой - учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
  • Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»).

Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «Doctor of Divinity»).

В 2010 году формирование трёхуровневого духовного образования, в соответствии с Болонским процессом, практически завершено пока только в двух высших учебных заведениях РПЦ — в Ужгородской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия[5] (город Ужгород — расположен на границе со Словакией, практически в Центральной Европе) и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете[6] в Москве.

Примечания

  1. «Православные богословские курсы при Московской Духовной Академии».
  2. «Опубликована презентация „Трансформация системы духовного образования“».
  3. «Духовное образование на пороге перемен».
  4. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года // ЖУРНАЛ № 71
  5. «Ужгородская украинская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия».
  6. «В Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете свыше четырехсот учащихся получили документы о высшем образовании».

Ссылки

  • Официальный сайт Учебного комитета РПЦ.
  • Научный богословский портал.
  • Осипов А.И. Понятие теологии. http://www.youtube.com/watch?v=Z7SxDVpGdGc
  • Светлов, Павел Яковлевич. О необходимости богословских факультетов в университетах или реформе высшего религиозного образования в России. – 1906 http://books.e-heritage.ru/book/10076564
  • Теология как наука http://www.youtube.com/watch?v=grSmF9OVAWY
  • Теологический факультет в современном университете http://journal.spbu.ru/?p=9052


Духовное образование.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29