основные понятия |
|
Портал Иудаизм |
Основы веры
Тора • Танах • Мишна • Талмуд • Мишне Тора • Шульхан Арух • Зогар Праотцы • Моше • Давид Галаха • Устный Закон • Каноны богослужения Шаббат • Рош Ха-Шана • Йом-Кипур См. также
Евреи • Еврейство • Сионизм • Маген Давид |
Небольшая еврейская община Словении (словен. Judovska skupnost Slovenije) насчитывает от 400 до 600 человек. Около 130 официально зарегистрированы, большинство из которых живут в столице, Любляна. Еврейская община была разрушена во время Катастрофы , и так и не была полностью восстановлена. До 2003 года , Любляна была единственной европейской столицей без еврейского места поклонения.[1]
Еврейская община Словении предварительно датирует славянское поселение Восточных Альп ранее шестого века нашей эры, когда славянские предки современных словенцев завоевали свою современную территорию[2] . Первые евреи прибыли на территорию современной Словении в римские времена , с археологическими свидетельствами евреев , найденных в Мариборе , в селе Шкоцянские в Нижней Крайна . В Шкоцянские , гравированные меноры были найдены на кладбище начиная с 5 века нашей эры.[3]
В 12-м веке , евреи прибыли в словенские земли, бежав от бедности в Италии и Центральной Европе. Несмотря на то, что они были вынуждены жить в гетто , многие евреи процветали. Отношения между евреями и местным христианским населением в целом были мирными. В Мариборе , евреи были успешными банкирами, виноградарями и мукомолами. Несколько "Еврейских судов" (Judenhof) существовали в Штирии, разрешении споров между евреями и христианами . Исраэль Иссерлейн[4], который является автором нескольких эссе о средневековой еврейской жизни в Нижней Штирии , был самым важным раввином в то время, проживавшим в Мариборе. В 1397 году еврейские гетто в Радгона и Птуй были подожжены анонимными антиеврейскими нападавшими.
Первая синагога в Любляне упоминается в 1213 году. Получив разрешение от местных властей (Privilegium), евреи смогли селиться в районе Любляны, расположенной на левом берегу реки Любляницы. Улицы "Židovska ulica" ( " Еврейская улица " ) и "Židovska steza" ( "Еврейский переулок " ) , которые в настоящее время находятся на этом месте, по-прежнему напоминают тот период. Богатство евреев породило возмущение среди Внутренней австрийской знати и бюргеров, многие из которых отказывались погашать долги еврейским ростовщикам. Имения отдельных провинций ( Крайна , Штирия и Каринтия ) начали изгнания своих евреев уже в 16-м веке , с последними евреями высланными в 1718.
В 1709 году римский император Карл VI[5] , правитель Габсбургской монархией , издал указ разрешающий евреям вернуться к Внутренней Австрии . Тем не менее, евреи в то время обосновались почти исключительно в коммерческом городе Триест и немногие из них в городе Гориция (теперь обе части Италии ) . Постановление было отменено в 1817 году Франциском I и евреи получили полное гражданское и политическое право только с австрийской конституцией в 1867. Тем не менее, территория Словении осталась практически без последовательного еврейского населения , за исключением Гориция, Триест, региона из Прекмурье и некоторых небольших городов в западной части графства Гориция и Градиска, которые были заселены в основном на Фриули русскоязычного населения. По данным переписи 1910 года, только 146 евреев жили на территории современной Словении , за исключением региона Прекмурье.
Разгул антисемитизма был одной из причин немногие евреи решили поселиться в этом районе, сохраняя очень низкий в целом процент еврейского населения. В 1920-е годы , после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославия) , местная еврейская община объединилась с еврейской общиной Загреб, Хорватия[6].
По данным переписи 1931 года насчитывалось около 900 евреев в Драва бановины, в основном сосредоточеных в Прекмурье, бывшим частью Королевства Венгрии до начала 1919 г. Это явилось причиной того что в середине 1930-х годов Мурска Собота стал местом еврейской общины Словении. В течение этого периода, еврейское население было активизировано многими иммигрантами, бежавших из соседней Австрии и нацистской Германии в более толерантное Королевство Югославии. Тем не менее, антиеврейские законы, принятые во время прогерманского режима Стоядинович , и антисемитский дискурс Антона Kорошеч в консервативной словенской народной партии , сделали Словению менее желательным местом.
Согласно официальным данным Югославии, число самопровозглашенных евреев (по религии , а не родословной) в югославской Словении выросло до 1533 с 1939 г. В том же году 288 евреев были объявлены в Мариборе , 273 в Любляне , 270 в Мурска Собота , 210 в Лендава и 66 в Целе . Остальные 400 евреев жили разбросаны по всей стране , четверть из них в регионе Прекмурье. До начала Второй мировой войны, были две активных синагог в Словении, одна в Мурска Собота и одна в Лендава. Общее число евреев до вторжения оси Югославии в апреле 1941 года , по оценкам, около 2500 человек , в том числе крещеных евреев и беженцев из Австрии и Германии.
Еврейская община , которая была очень мала еще до Второй мировой войны и холокоста, сократилась в результате оккупации нацистами в период между 1941 и 1945 годами. Евреи в северной и восточной части Словении ( словенской Штирии , Гореньска словенской Каринтии и Посавье ), которая была присоединена к Третьему рейху , были депортированы в концентрационные лагеря еще в конце весны 1941. Очень немногие выжили. В Любляне и в Нижней Крайна, которые попали под итальянскую оккупацию, евреи были в относительной безопасности до сентября 1943 года, когда большая часть зоны была оккупирована немецко-фашистскими войсками . В конце 1943 года , большинство из них были депортированы в концентрационные лагеря, хотя некоторым из них удалось бежать, особенно к зонам освобожденным югославским партизанским сопротивлением. Евреи Прекмурье , где большинство словенского еврейства жили до Второй мировой войны, постигла та же участь, как и евреев Венгрии . После немецкой оккупации Венгрии , почти все еврейское население региона Прекмурье было депортирован в Освенцим . Очень немногие выжили .
При коммунистах в Югославии , еврейская община в социалистической Словении насчитывала менее 100 членов . В 1953 году синагога Мурска Собота , единственная оставшаяся после Катастрофы , была уничтожена местными коммунистическими властями. Многие евреи были изгнаны из Югославии в качестве «этнических немцев» , и большая часть еврейского имущества была конфискована. Еврейская община в Любляне была официально реформирована после Второй мировой войны. Его первым президентом был Артур Кон , а затем Александр Шварц и после Роза Фертиг - Шварц в 1988 г. В 1969 г. она насчитывала только 84 членов, и ее членство сокращается из-за эмиграции и возраста. В 1960-х и 1970-х годов , было возрождение еврейской темы в словенской литературе, почти исключительно женщинами авторами. Берта Божети была самым известным еврейским автором, который писал на словенском . Другие включили Мириам Штайнер и Злату Медик-Вокач .
Еврейская община сегодня оценивается в 400-600 человек, хотя только 130 являются членами организации еврейской общины Словении. Сообщество состоит из евреев ашкеназов и сефардов по происхождению. В 1999 году был назначен первый главный раввин Словении с 1941. До этого , религиозные услуги были предоставлены при содействии еврейской общины Загреба. Нынешний главный раввин Словении, Ариэль Хаддад , находится в Триесте и является членом школы Любавичских хасидов. Нынешним президентом еврейской общины Словении является Андрей Козар Бек.[7]
Начиная с 2000 года , наблюдается заметное возрождение еврейской культуры в Словении . В 2003 году была открыта синагога в Любляне.[8] В 2008 году Ассоциация Isserlein была основана с целью содействия наследие еврейской культуры в Словении . Она организовала несколько публичных мероприятий, которые получили положительные отклики со стороны СМИ, такие как общественное освещение Ханукки в Любляне в 2009 году. Там был также растущий общественный интерес к еврейскому историческому наследию в Словении . В 2008 году комплекс еврейского кладбища в Rožná Долина недалеко от Нова Горица, был восстановлен благодаря усилиям местных политиков Демократической партии , давления со стороны соседней Еврейской общины Горицы и американского посольства в Словении . В январе 2010 года , первый памятник жертвам Холокоста в Словении был открыт в Мурска Собота. В 2015 году синагога в Мариборе объявлена национальным памятником Словении.[9]
Микельштедтер, Карло Асколи, Грациадио
Евреи Словении.