Евреи Словении

Перейти к: навигация, поиск
основные понятия

     

    Портал Иудаизм
Ктуба (иудейский брачный договор) из Словении

Небольшая еврейская община Словении (словен. Judovska skupnost Slovenije) насчитывает от 400 до 600 человек. Около 130 официально зарегистрированы, большинство из которых живут в столице, Любляна. Еврейская община была разрушена во время Катастрофы , и так и не была полностью восстановлена. До 2003 года , Любляна была единственной европейской столицей без еврейского места поклонения.[1]

История общины:

Древняя община

Еврейская община Словении предварительно датирует славянское поселение Восточных Альп ранее шестого века нашей эры, когда славянские предки современных словенцев завоевали свою современную территорию[2] . Первые евреи прибыли на территорию современной Словении в римские времена , с археологическими свидетельствами евреев , найденных в Мариборе , в селе Шкоцянские в Нижней Крайна . В Шкоцянские , гравированные меноры были найдены на кладбище начиная с 5 века нашей эры.[3]

В 12-м веке , евреи прибыли в словенские земли, бежав от бедности в Италии и Центральной Европе. Несмотря на то, что они были вынуждены жить в гетто , многие евреи процветали. Отношения между евреями и местным христианским населением в целом были мирными. В Мариборе , евреи были успешными банкирами, виноградарями и мукомолами. Несколько "Еврейских судов" (Judenhof) существовали в Штирии, разрешении споров между евреями и христианами . Исраэль Иссерлейн[4], который является автором нескольких эссе о средневековой еврейской жизни в Нижней Штирии , был самым важным раввином в то время, проживавшим в Мариборе. В 1397 году еврейские гетто в Радгона и Птуй были подожжены анонимными антиеврейскими нападавшими.

Первая синагога в Любляне упоминается в 1213 году. Получив разрешение от местных властей (Privilegium), евреи смогли селиться в районе Любляны, расположенной на левом берегу реки Любляницы. Улицы "Židovska ulica" ( " Еврейская улица " ) и "Židovska steza" ( "Еврейский переулок " ) , которые в настоящее время находятся на этом месте, по-прежнему напоминают тот период. Богатство евреев породило возмущение среди Внутренней австрийской знати и бюргеров, многие из которых отказывались погашать долги еврейским ростовщикам. Имения отдельных провинций ( Крайна , Штирия и Каринтия ) начали изгнания своих евреев уже в 16-м веке , с последними евреями высланными в 1718.

Современная эра

Здание бывшей синагоги в Лендава.

В 1709 году римский император Карл VI[5] , правитель Габсбургской монархией , издал указ разрешающий евреям вернуться к Внутренней Австрии . Тем не менее, евреи в то время обосновались почти исключительно в коммерческом городе Триест и немногие из них в городе Гориция (теперь обе части Италии ) . Постановление было отменено в 1817 году Франциском I и евреи получили полное гражданское и политическое право только с австрийской конституцией в 1867. Тем не менее, территория Словении осталась практически без последовательного еврейского населения , за исключением Гориция, Триест, региона из Прекмурье и некоторых небольших городов в западной части графства Гориция и Градиска, которые были заселены в основном на Фриули русскоязычного населения. По данным переписи 1910 года, только 146 евреев жили на территории современной Словении , за исключением региона Прекмурье.

Разгул антисемитизма был одной из причин немногие евреи решили поселиться в этом районе, сохраняя очень низкий в целом процент еврейского населения. В 1920-е годы , после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (Югославия) , местная еврейская община объединилась с еврейской общиной Загреб, Хорватия[6].

По данным переписи 1931 года насчитывалось около 900 евреев в Драва бановины, в основном сосредоточеных в Прекмурье, бывшим частью Королевства Венгрии до начала 1919 г. Это явилось причиной того что в середине 1930-х годов Мурска Собота стал местом еврейской общины Словении. В течение этого периода, еврейское население было активизировано многими иммигрантами, бежавших из соседней Австрии и нацистской Германии в более толерантное Королевство Югославии. Тем не менее, антиеврейские законы, принятые во время прогерманского режима Стоядинович , и антисемитский дискурс Антона Kорошеч в консервативной словенской народной партии , сделали Словению менее желательным местом.

Согласно официальным данным Югославии, число самопровозглашенных евреев (по религии , а не родословной) в югославской Словении выросло до 1533 с 1939 г. В том же году 288 евреев были объявлены в Мариборе , 273 в Любляне , 270 в Мурска Собота , 210 в Лендава и 66 в Целе . Остальные 400 евреев жили разбросаны по всей стране , четверть из них в регионе Прекмурье. До начала Второй мировой войны, были две активных синагог в Словении, одна в Мурска Собота и одна в Лендава. Общее число евреев до вторжения оси Югославии в апреле 1941 года , по оценкам, около 2500 человек , в том числе крещеных евреев и беженцев из Австрии и Германии.

Холокост

Еврейская община , которая была очень мала еще до Второй мировой войны и холокоста, сократилась в результате оккупации нацистами в период между 1941 и 1945 годами. Евреи в северной и восточной части Словении ( словенской Штирии , Гореньска словенской Каринтии и Посавье ), которая была присоединена к Третьему рейху , были депортированы в концентрационные лагеря еще в конце весны 1941. Очень немногие выжили. В Любляне и в Нижней Крайна, которые попали под итальянскую оккупацию, евреи были в относительной безопасности до сентября 1943 года, когда большая часть зоны была оккупирована немецко-фашистскими войсками . В конце 1943 года , большинство из них были депортированы в концентрационные лагеря, хотя некоторым из них удалось бежать, особенно к зонам освобожденным югославским партизанским сопротивлением. Евреи Прекмурье , где большинство словенского еврейства жили до Второй мировой войны, постигла та же участь, как и евреев Венгрии . После немецкой оккупации Венгрии , почти все еврейское население региона Прекмурье было депортирован в Освенцим . Очень немногие выжили .

Послевоенная община

еврейское кладбище в Лендава, в восточно-словенском районе Прекмурье.

При коммунистах в Югославии , еврейская община в социалистической Словении насчитывала менее 100 членов . В 1953 году синагога Мурска Собота , единственная оставшаяся после Катастрофы , была уничтожена местными коммунистическими властями. Многие евреи были изгнаны из Югославии в качестве «этнических немцев» , и большая часть еврейского имущества была конфискована. Еврейская община в Любляне была официально реформирована после Второй мировой войны. Его первым президентом был Артур Кон , а затем Александр Шварц и после Роза Фертиг - Шварц в 1988 г. В 1969 г. она насчитывала только 84 членов, и ее членство сокращается из-за эмиграции и возраста. В 1960-х и 1970-х годов , было возрождение еврейской темы в словенской литературе, почти исключительно женщинами авторами. Берта Божети была самым известным еврейским автором, который писал на словенском . Другие включили Мириам Штайнер и Злату Медик-Вокач .

После 1990 года

Еврейская община сегодня оценивается в 400-600 человек, хотя только 130 являются членами организации еврейской общины Словении. Сообщество состоит из евреев ашкеназов и сефардов по происхождению. В 1999 году был назначен первый главный раввин Словении с 1941. До этого , религиозные услуги были предоставлены при содействии еврейской общины Загреба. Нынешний главный раввин Словении, Ариэль Хаддад , находится в Триесте и является членом школы Любавичских хасидов. Нынешним президентом еврейской общины Словении является Андрей Козар Бек.[7]

Начиная с 2000 года , наблюдается заметное возрождение еврейской культуры в Словении . В 2003 году была открыта синагога в Любляне.[8] В 2008 году Ассоциация Isserlein была основана с целью содействия наследие еврейской культуры в Словении . Она организовала несколько публичных мероприятий, которые получили положительные отклики со стороны СМИ, такие как общественное освещение Ханукки в Любляне в 2009 году. Там был также растущий общественный интерес к еврейскому историческому наследию в Словении . В 2008 году комплекс еврейского кладбища в Rožná Долина недалеко от Нова Горица, был восстановлен благодаря усилиям местных политиков Демократической партии , давления со стороны соседней Еврейской общины Горицы и американского посольства в Словении . В январе 2010 года , первый памятник жертвам Холокоста в Словении был открыт в Мурска Собота. В 2015 году синагога в Мариборе объявлена национальным памятником Словении.[9]

Знаменитые евреи из Словении

Смотрите также

Микельштедтер, Карло Асколи, Грациадио

Ссылки

  • http://www.osce.org/ru/odihr/18819?download=true

Примечания

  1. Jewish Virtual Library – Slovenia
  2. Jews of Yugoslavia 1941–1945 Victims of Genocide and Freedom Fighters, Jasa Romano
  3. Excerpts from Jews in Yugoslavia – Part I
  4. Иссерлейн Исраэль бен Птахия. Электронная еврейская энциклопедия
  5. http://megabook.ru/article/Карл%20VI%20Габсбург
  6. Загреб. Электронная еврейская энциклопедия
  7. Общины – члены Фонда
  8. Евреи по-словенски
  9. Синагога в Мариборе объявлена национальным памятником Словении
  10. State Secretary Benčina opens the exhibition ‘Past and Forgotten’ at the Maribor Synagogue

Евреи Словении.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29