|
Многогранность фантастики стала причиной выделения из неё различных течений и поджанров[1]. Общепризнанным является деление фантастики на научную фантастику (внутри которой выделяют твёрдую научную фантастику и социальную фантастику) и фэнтези (внутри которой выделяют поджанр хоррора). Нередко встречается синтез обоих жанров: научное фэнтези и технофэнтези.
Исчерпывающая единая классификация фантастики на сегодняшний день отсутствует, и вряд ли такая классификация, основанная на одном или нескольких взаимосвязанных критериев, будет создана в ближайшее время. Это связано с многообразием форм фантастики и различными интерпретациями роли фантастического элемента в художественном тексте[2][3]. Елена Ковтун, анализируя принятые подходы к делению фантастики на поджанры, приходит к выводу, что каждая классификация фантастики содержит рациональное зерно, но ни одна из них не является идеальной[2].
В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова предлагается следующая классификация. Жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную»; а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие. Fantasy делится на «сказочную», «мифологическую», «героическую», «фантастику меча и волшебства», «ужасную», «чёрную» (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие.[4]. Подобная классификация встречается и в некоторых зарубежный источниках. Дж. Клют в The Encyclopedia of Science Fiction (англ.)русск. помимо вышеуказанных перечисляет такие поджанры фантастики, как затерянные миры, киберпанк, космическая опера, научное фэнтези, новая волна, планетарная фантастика, слипстрим (англ.)русск., стимпанк, условная фантастика и др[5]. Время от времени в среде писателей-фантастов рождаются новые течения и жанровые маркеры. В качестве примера относительно свежих отечественных «изобретений» можно назвать турбореализм или появившуюся с лёгкой руки А. Громова «альтернативную географию».
Константин Мзареулов в книге «Фантастика: общий курс» разделил всю фантастику на 6 жанров: научная фантастика, космическая опера, фэнтези, роман ужасов (хоррор), боевик и триллер, эротическая фантастика, условная фантастика и произведения на стыке жанров[6].
Такой проблемно-тематический подход полезен при обзорах фантастических книг, но его использование приводит к дроблению рубрикации и замене анализа подклассов фантастики их описанием. Поэтому с 1970-х годов одним из приоритетов литературоведения становятся попытки структурно-художественной и функциональной классификации жанра.[4]
Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: «научной» (англ. science fiction) и «чистой» (англ. fantasy)[4]. Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности[7]. Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную[8], включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой) — социальную и другие разновидности жанра[9]. Татьяна Чернышёва рассматривала фэнтези и ужасов (хоррора) как повествование сказочного типа, а научную фантастику — как повествование об удивительном и необычном.
Нередко встречается синтез рациональной/научной фантастики и фэнтези[10][11][1].
Существуют и более дробные классификации фантастики по типу вымысла[12].
Д. Уоллхейм, известный автор и исследователь западной фантастики, различает «литературу возможного» (science fiction), «литературу чудесного и таинственного» (weird fantasy) и повествования о «заведомо невозможном» (pure fantasy) — то есть гротеск, нонсенс, игру воображения[12].
Михаил Назаренко предложил альтернативную шкалу «фантастичности»: пограничная зона между фантастикой и реализмом; «чистая» фантастика, где фантастическое — неотъемлемой частью фантастического мира не нуждающееся в научных или магических обоснованиях; религиозная фантастика (вмешательство божественных или демонических сил) и мистика (сверхъестевенные силы, не связанные с конкретной религией); альтернативная история; научная фантастика; фэнтези (миры, построенные по мотивам мифов и легенд) и научное фэнтези (гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение)[13].
Это классификация достаточно близка к той, которую даёт Т. Чернышёва в книге «Природа фантастики», разделяя фантастические образы на три группы: связанные со сказками и языческими верованиями, со средневековой мифологией монотеистических религий и народными суевериями и с преломлением в массовом сознании научной интерпретации мира[12].
Ольга Чигиринская считает определяющим признаком фантастики ту или иную комбинацию характерных хронотопов. Утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчёркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приёмов порождает поджанры фантастики. По её мнению, такие субжанры фантастики, как фэнтези и космическая опера, разнятся только выбором топоса времени. Для фэнтези таким топосом является легендарное прошлое нашего мира, а для космической оперы — некое условное будущее.[14].
Отличительной особенностью научной фантастики (у Ковтун рациональной фантастики) является рациональность, убедительность и обоснованность фантастического допущения, она является «фантастикой возможного» о теоретически осуществимых идеях. В энциклопедии фантастики под редакцией Владимира Гакова жанр science fiction делится на «твёрдую», «естественно-научную», «научно-техническую» или «мягкую», «гуманитарную»; а также на «фантастику идеи», «утопию», «антиутопию», «роман-предупреждение» и другие.[4]
Основное разделение научной (в терминах Е. Ковтун — рациональной) фантастики происходит по рассматриваемой проблематике, твёрдая научная фантастика и социальная фантастика[15]. Ханлайн в 1947 году предложил использовать термин speculative fiction (спекулятивная фантастика) для научной фантастики, в которой научно-технические достижения служат лишь средством для моделирования новых причин для человеческих действий. В дальнейшем этот термин приобрёл смысл, аналогичный предложенному Еленой Ковтун термину рациональная фантастика, в данный жанр стали включать твёрдую научную и мягкую гуманитарную фантастику (а в настоящее время — нередко ещё и фэнтези, используя его как синоним фантастики)[16]. Константин Мзареулов предложил выделять произведения, фантастическое допущение в которых трудно свести к науке или магии в особый поджанр — условную фантастику[17].
Яркие представители: Роберт Энсон Хайнлайн, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк, Иван Антонович Ефремов, Александр Романович Беляев.
В твёрдой научной фантастике фантастическое допущение является самоцелью произведения и играет самостоятельную роль, не допускающую иносказательного смысла. Особеностью твёрдой научной фантастики является детальное описание открытий и изобретений, ролевая заданность персонажей[18]. В твёрдой научной фантастике упор сделан на описание фантастического допущения, которое более убедительно и логически обосновано по сравнению с социальной фантастикой[19]. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полёты на другие планеты, робототехника и т. д. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно[20]. В. Чумаков в рамках научной фантастики выделяет научно-техническую фантастику (изучает взаимодействие искусственной среды и человека) и научную биологическую фантастику (изменение биологических характеристик человека и связанные с этим последствия)[21].
Фантастическое допущение хоть и является обязательным элементом социальной фантастики, но выполняет вспомогательную роль инструмента, а не самоцели. Главная цель социальной фантастики — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия, изучить вопросы развития человеческой цивилизации, сущность человека, его взаимодействие с внеземным разумом и природой. Социальная фантастика в большей степени связана не с естественными науками, а с гуманистическим направлением литературы. Задачами социальной фантастики Ковтун считает социальную критику и заботу о судьбах человечества. В отличие от твёрдой научной фантастики, социальная фантастика характеризуется глобальной и гуманистической проблематикой, большей проработанности характеров, сочетанием с иронией, юмором и сатирой, сложными сюжетными схемами, использованием интеллектуальных игр и парадоксов[22]. В социальной фантастике роль фантастического допущения снижается и зачастую превращается в формальный символ принадлежности к научной фантастике[19]. Яркие разновидности — утопия и антиутопия.
Примеры: «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких .
В англо-американском фантастиковедении в рамках fantasy выделяют множество подгрупп: dream fiction (буквально «литература сновидений»), «сказочную» (fairy tales), ghost tales (истории о духах), horror tales («черная» фантастика, смыкающаяся с «готическим» романом)[12], «мифологическую», «героическую», «фантастику меча и волшебства», «ужасную», «чёрную» (в противоположность «высокой»), «игровую» и другие[23][4].
Вот одна из попыток обобщения различных способы классификации фэнтези по тем или иным признакам:
Елена Ковтун, в свою очередь делит фэнтези на четыре типа: мистико-философская фэнтези, метафорическая фэнтези, «черное» фэнтези и героическое фэнтези[25].
К фэнтези, как правило, относят такой поджанр фантастики как хоррор (dark fantasy, horror tales, в учебнике Ковтун этот термин переводится как «чёрное фэнтези»[4], хотя обычно этот термин используют для dark fantasy, жанра, противопоставляемого «высокой» фантези[26]).
Главная особенность хоррора и его отличие от фэнтези — беспомощность человека перед сверхъестественными силами. Оккультная мистика, могущественные потусторонние чудовища, сверхъестественные силы или катастрофические явления не подвластны воле человека. Хоррор характеризуется атмосферой страха и фатализма, зачастую принимающего форму безвыходности[27].
Яркие представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
Различия между научной фантастикой и фэнтези не являются принципиальными, эти жанры развивались в тесном взаимодействии, у них есть общие корни, такие как готический роман. Взаимопроникновение этих поджанров может иметь разные формы[11]. Результатом становятся пограничные произведения, имеющие признаки обеих жанров. Мотивы обоих жанров могут сосуществовать в одном произведении («Понедельник начинается в субботу» Братьев Стругацких) или взаимопроникать, «проростать» друг в друга, трансформируясь в новую сущность («Космическая трилогия» К. С. Льюиса)[28].
На стыке научной фантастики и фэнтези принято различать такие гибридные направлений, как научное фэнтези (волшебство имеет научное объяснение) и технофэнтези (соединение техники и магии). В свою очередь, на границе научной фэнтези и твердой НФ появился такой жанр как современная космоопера[29].
Для жанровой классификации также важно проведение жанровых границ, выяснение, являются ли фантастическое жанрообразующим элементом для того или иного произведения. В случае положительного ответа на данный вопрос говорят о «собственно фантастике» («содержательной фантастике»), где фантастическое допущение является структурообразующим принципом и можно говорить именно о жанре фантастики. В противном случае иногда пользуются термином «формальная фантастика искусства» (фантастика, как вторичная художественная условность). В этом случае речь идет о других жанрах литературы, где фантастическое допущение является вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла, играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею.[20][4]
Такое разграничение привело к возникновению концепции «фантастика-цель» и «фантастика-средство». Эта концепция на долгие годы стала основной в отечественном фантастиковедении. Однако отнесение конкретных произведений к тому или иному типу на практике оказалось затруднительным и неочевидным[30].
И, более того, это разграничение породило два подхода к определению фантастики[31][21]. Первый традиционный подход заключается в том, что фантастику считают жанром литературы и искусства. В рамках второго подхода, разделяемого рядом известных русских фантастов, фантастика считается лишь художественным приемом или методом в литературе и искусстве[32][33]. Данный метод заключается в применении особого приема — фантастического допущения[33]. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский (Олди) «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение»[34]. По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой[31].
Ольга Чигиринская считает, что художественной особенностью жанра фантастики является самоценность, автологичность фантастического долущения, что отличает её от нереалистичной мэйнстримовой литературы, где невозможно иное прочтение фантастических образов, кроме метафорического[14].
Г. Гуревич в своей классификации фантастики включил разновидности использования фантастического, как приёма, в общую «карту» жанров фантастики.
Ещё один аспект состоит в том, что фантастика вышла за свои жанровые границы[20], переступая границы не только жанров (например фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например фантастическая музыка[35][36][37], кинофантастика, фантастическая живопись[38][39][40]). В некоторых источниках фантастику рассматривают в качестве мегажанра, в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом иновариантности[41][42]. Проблемы типологии фантастического мегажанра были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество»[43].
Чешский писатель Онджей Нефф классифицирует научную фантастику по трем осям: «научность» — степень достоверности гипотезы; «социальность» — наличие и глубина социально-философской проблематики; «фантастичность» — убедительность и мастерство писателя при воплощении фантастических образов[12].
Т. Чернышева для классификации фантастики использует систему координат: одна ось определяет тип повествовательной структуры, вторая ось — «фактура» фантастических образов. Фантастические образы она делит на три группы: связанные со сказками и языческими верованиями, со средневековой мифологией монотеистических религий и народными суевериями, и, третий вид, с преломлением в массовом сознании научной интерпретации мира[12].
Обобщая разные попытки классификации фантастики, можно сказать, что она ведется по следующим параметрам:
Елена Ковтун предлагает различать в европейской литературе XIX—XX вв. шесть типов вымысла: рациональную фантастику, fantasy, сказочную, мифологическую, сатирическую и философскую условность. Рациональная и научная фантастика собственно и образуют то, что принято называть фантастикой[45].
Советский фантаст Георгий Гуревич в своих фантастиковедческих работах попытался составить «карту страны фантазии», включающую как собственно фантастику (в терминологии Елены Ковтун — «содержательную») так и примыкающие к ней произведения («формальная фантастика»).
По типу фантастического («область мечты») его карта делится на чистую (не имеющую обоснования) фантастику и научную. Особняком отмечены психологическая и приключенческая фантастика. Сатира примыкает к политической фантастике, а утопия к антиутопии. Познавательная фантастика граничит с областью новых идей, которая в свою очередь с лабораторной и производственной фантастикой.
Впоследствии Гуревич разработал новый вариант карты фантазии и выделил на ней следующие жанры фантастики: познавательную, приключенческую, мечту о цели, новые идеи, мечта о средствах (производственный и лабораторный), техника будущего, психологическая, сатирическая, антиутопия и утопия[46].
В своей классификации Георгий Гуревич выделяет фантастику-прием и фантастику-тему. В первом случае фантастика играет роль инструмента для выражения творческого замысла писателя, во-втором является основой сюжета и главным смыслом произведения. Причем одно и тоже фантастическое допущение может играть в разных произведениях роль приема или темы.
Фантастика, как прием в художественном произведении делится на познавательную (популяризация науки), приключенческая, психологическая (изучения характера человека), сатирическая и политическая (отображение политических проблем через призму фантастического).
Фантастика, как тема в художественном произведении делится на фантастику чистой мечты, фантастика научных идей, лабораторная, производственная, фантастика предостережения и утопия[47].
Жанры фантастики.