ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Прежние названия |
|
Расположение |
Российская Федерация: Москва, ул. Новозаводская, д. 18 (ближайшие станции метро — «Фили», «Багратионовская») |
Ключевые фигуры | |
Отрасль | |
Продукция | |
Число сотрудников |
43.500 |
Сайт |
www.khrunichev.ru |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — ракеты-носители (РН) семейства «Протон» и разгонные блоки к ним. Ведётся разработка перспективного семейства РН «Ангара».
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева объединяет в себе целый ряд предприятий, специализирующихся на производстве, запуске и обслуживании ракетно-космической техники. Имеет филиал на космодроме «Байконур», в состав которого входит монтажно-испытательный корпус на площадке 92-50 и аэродром экспериментальной авиации «Юбилейный» на площадке 251, филиал в г. Королёве по разработке ракетных двигателей.
Компания является членом МАКД.
Содержание |
Предприятие основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» на участке земли, приобретённом у Шелапутина.
В 1921 году на базе завода был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод». В 1922 году предприятие выпустило первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»).
23 января 1923 года недостроенный автозавод был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолетов.
1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут в связи с тем, что компания Junkers не смогла выполнить условий концессии по производству дюралиминия и строительству моторов[1].
Вскоре после образования авиационного завода № 7, он был преобразован в завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.
В 1933 году заводу присвоено имя Сергея Горбунова[2].
В канун войны на заводе было освоено серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Во время первого авианалёта на Москву 22 июля 1941 года на территорию завода попало около сорока фугасных и более четырёхсот зажигательных бомб, пострадало несколько корпусов, погибли 92 рабочих завода[3].
В октябре — ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань[4]. В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4, вертолеты Ми-6 и Ми-8.
Ракетная история предприятия началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.
В 1961 году завод № 23 стал называться Машиностроительный завод имени Михаила Васильевича Хруничева.
В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Н. Челомея и преобразовано в конструкторское бюро «Салют». В 1981—1988 годы КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года стало самостоятельным.
7 июня 1993 года на базе машиностроительного завода имени М. В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
С 1995 года предприятие участвует (совместно с «Lockheed Martin») в проекте International Launch Services (ILS). В сентябре 2006 года Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместных предприятиях International Launch Services (ILS) и Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE). Собственниками компании ILS стали Space Transport Inc. (Делавэр, США) и Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева с РКК «Энергия» им. С. П. Королева.
C 2006 года сотрудничает с южнокорейским космическим центром Наро: по аналогии с разработанной ГКНПЦ им. Хруничева ракетой-носителем «Ангара», была произведена первая разгонная ступень для ракеты-носителя KSLV-1 — первый запуск Южной Кореей KSLV-1 состоялся 25 августа 2009 года (Korea Space Launch Vehicle-1).[5]
3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет».
В конце мая 2008 года Государственный научно-производственный центр имени М. В. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций в компании International Launch Services (ILS). International Launch Services сохранил эксклюзивное право на маркетинг ракеты «Протон» и перспективной российской ракеты-носителя «Ангара» на мировом рынке.
В августе 2009 года указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева стал распоряжаться акциями КБХА[6].
7 сентября 2011 года вблизи Ярославля потерпел катастрофу самолёт Як-42Д, взятый в лизинг авиакомпанией «Як-Сервис» у центра имени Хруничева (см. Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года).
Руководители предприятия с 1916 по 2012 гг.[7]:
Имя | Годы жизни | Годы руководства |
---|---|---|
Кульчицкий Гавриил Васильевич | 1879–1935[8] | 1916–1919 |
Оленчук Иван Степанович | 1920–1924 | |
Малахов Федор Сергеевич | 1927–1931 | |
Горбунов Сергей Петрович | 1902–1933 | 1931–1933 |
Миткевич Ольга Александровна | 1889–1943 | 1933–1935 |
Марголин Семен Леонтьевич | 1895–1937 | 1935–1936 |
Сухарев Алексей Сергеевич [9] | 1901–? [10] | 1937–1938 |
Окулов Василий Андреевич | 1899–1974 | 1938–1941 |
Кузин Илларион Матвеевич | 1942 | |
Иосилович Исаак Борисович | 1909–1972 | 1942–1944 |
Третьяков Анатолий Тихонович | 1899–1978 | 1944–1946 |
Лещенко Сергей Михайлович | 1904–1974 [11] | 1946–1952 |
Осипов Дмитрий Николаевич | 1952–1960 | |
Рыжих Михаил Иванович | 1910–1982 [12] | 1961–1975 |
Киселев Анатолий Иванович | р. 1938 | 1975–2001 |
Медведев Александр Алексеевич | р. 1952 | 2001–2005 |
Нестеров Владимир Евгеньевич | р. 1949 | 2005–2012 |
Селиверстов Александр Иванович | р. 1960 | с 2012 |
Завод Хруничева.