Завод Хруничева

(перенаправлено с «Завод Хруничева»)
Перейти к: навигация, поиск

(O)

ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева»
Тип

ФГУП

Год основания

1916

Прежние названия
  • Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» (1916)
  • Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод (1921)
  • Государственный авиационный № 22 им. 10-летия Октября (1927)
  • Государственный авиационный № 22 им. С. П. Горбунова (1933)
  • Авиационный завод № 23 (1941)
  • Машиностроительный завод им. М. В. Хруничева (1961)
  • Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (1993)
Расположение

 Российская Федерация: Москва, ул. Новозаводская, д. 18 (ближайшие станции метро — «Фили», «Багратионовская»)

Ключевые фигуры

Александр Иванович Селиверстовгенеральный директор

Отрасль

ракетная промышленность

Продукция

ракеты-носители

Число сотрудников

43.500

Сайт

www.khrunichev.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — ракеты-носители (РН) семейства «Протон» и разгонные блоки к ним. Ведётся разработка перспективного семейства РН «Ангара».

ГКНПЦ им. М. В. Хруничева объединяет в себе целый ряд предприятий, специализирующихся на производстве, запуске и обслуживании ракетно-космической техники. Имеет филиал на космодроме «Байконур», в состав которого входит монтажно-испытательный корпус на площадке 92-50 и аэродром экспериментальной авиации «Юбилейный» на площадке 251, филиал в г. Королёве по разработке ракетных двигателей.

Компания является членом МАКД.

Содержание

История

Предприятие основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт“» на участке земли, приобретённом у Шелапутина.

В 1921 году на базе завода был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод». В 1922 году предприятие выпустило первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»).

23 января 1923 года недостроенный автозавод был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолетов.

1 марта 1927 года договор концессии со стороны СССР был расторгнут в связи с тем, что компания Junkers не смогла выполнить условий концессии по производству дюралиминия и строительству моторов[1].

Вскоре после образования авиационного завода № 7, он был преобразован в завод № 22 имени 10-летия Октября. Здесь стали строиться советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.

В 1933 году заводу присвоено имя Сергея Горбунова[2].

В канун войны на заводе было освоено серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Во время первого авианалёта на Москву 22 июля 1941 года на территорию завода попало около сорока фугасных и более четырёхсот зажигательных бомб, пострадало несколько корпусов, погибли 92 рабочих завода[3].

В октябре — ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Казань[4]. В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4, вертолеты Ми-6 и Ми-8.

Ракетная история предприятия началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом № 23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.

«Протон-К» выводит на орбиту модуль «Звезда» для МКС. Фото NASA

В 1961 году завод № 23 стал называться Машиностроительный завод имени Михаила Васильевича Хруничева.

Вход в Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева

В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Н. Челомея и преобразовано в конструкторское бюро «Салют». В 1981—1988 годы КБ входило в состав НПО «Энергия», а после 1988 года стало самостоятельным.

7 июня 1993 года на базе машиностроительного завода имени М. В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

С 1995 года предприятие участвует (совместно с «Lockheed Martin») в проекте International Launch Services (ILS). В сентябре 2006 года Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместных предприятиях International Launch Services (ILS) и Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE). Собственниками компании ILS стали Space Transport Inc. (Делавэр, США) и Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева с РКК «Энергия» им. С. П. Королева.

C 2006 года сотрудничает с южнокорейским космическим центром Наро: по аналогии с разработанной ГКНПЦ им. Хруничева ракетой-носителем «Ангара», была произведена первая разгонная ступень для ракеты-носителя KSLV-1 — первый запуск Южной Кореей KSLV-1 состоялся 25 августа 2009 года (Korea Space Launch Vehicle-1).[5]

Визит президента РФ В. Путина в ГКНПЦ им. Хруничева (2007).
Слева — генеральный директор центра А. Медведев, справа — помощник президента Е. Шапошников и глава Роскосмоса Ю. Коптев.

3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет».

В конце мая 2008 года Государственный научно-производственный центр имени М. В. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций в компании International Launch Services (ILS). International Launch Services сохранил эксклюзивное право на маркетинг ракеты «Протон» и перспективной российской ракеты-носителя «Ангара» на мировом рынке.

В августе 2009 года указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева стал распоряжаться акциями КБХА[6].

7 сентября 2011 года вблизи Ярославля потерпел катастрофу самолёт Як-42Д, взятый в лизинг авиакомпанией «Як-Сервис» у центра имени Хруничева (см. Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года).

Руководство

Руководители предприятия с 1916 по 2012 гг.[7]:

Имя Годы жизни Годы руководства
Кульчицкий Гавриил Васильевич 18791935[8] 19161919
Оленчук Иван Степанович 19201924
Малахов Федор Сергеевич 19271931
Горбунов Сергей Петрович 19021933 19311933
Миткевич Ольга Александровна 18891943 19331935
Марголин Семен Леонтьевич 18951937 19351936
Сухарев Алексей Сергеевич [9] 1901–? [10] 19371938
Окулов Василий Андреевич 18991974 19381941
Кузин Илларион Матвеевич 1942
Иосилович Исаак Борисович 19091972 19421944
Третьяков Анатолий Тихонович 18991978 19441946
Лещенко Сергей Михайлович 19041974 [11] 19461952
Осипов Дмитрий Николаевич 19521960
Рыжих Михаил Иванович 19101982 [12] 19611975
Киселев Анатолий Иванович р. 1938 19752001
Медведев Александр Алексеевич р. 1952 20012005
Нестеров Владимир Евгеньевич р. 1949 20052012
Селиверстов Александр Иванович р. 1960 с 2012

См. также

Примечания

  1. Ж-л «Эксперт» № 1 (687)/28 декабря 2009. Максим Рубченко (редактор отдела экономики). Ура, у них депрессия!
  2. Актуальный репортаж. ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 11 августа 2011.
  3. Козлов П. Я. Конструктор. — М.: Машиностроение, 1989. — С. 56. — 184 с. — 30 000 экз. — ISBN 5—217—00631—5
  4. Ныне это — Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова
  5. Южная Корея запустила свою первую ракету
  6. Дело. Космический холдинг и земные дела. Информационный портал центрального черноземья «Коммуна». Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. Проверено 2 октября 2009.
  7. Руководители предприятия 1916 г. — 31 августа 2012 г.. ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». Архивировано из первоисточника 29 января 2013. Проверено 22 января 2013.
  8. http://ru.scribd.com/doc/16516378/Chrunichev
  9. Старые газеты : "Правда", 5 марта 1938г. (стр.1). Архивировано из первоисточника 30 января 2013. Проверено 18 января 2013.
  10. Нижегородский некрополь - Информацию о месте захоронения (С - Я). Архивировано из первоисточника 20 января 2013. Проверено 18 января 2013.
  11. Архив журнала «НАУКА И ЖИЗНЬ». Проверено 18 января 2013.
  12. :: Космический мемориал :: М.И. Рыжих ::. Архивировано из первоисточника 20 января 2013. Проверено 18 января 2013.

Ссылки

Завод Хруничева.

© 2016–2023 mk-hram.ru, Россия, Барнаул, ул. Школьная 34, +7 (3852) 17-07-29